Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Описание и краткое содержание "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии представлены профессиональные взгляды ведущих теоретиков и практиков на организацию процесса развития личностных качеств учащихся-спортсменов в условиях изменения методологических, нормативно-правовых, учебно-методических, организационных основ и требований к кадровому обеспечению системы образования. В основу издания заложен профессиональный диалог субъектов образовательного пространства, раскрыты особенности структуры и содержания педагогического процесса, обеспечивающего формирование предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности учащегося-спортсмена, охарактеризовано развитие значимых качеств и способностей, обеспечивающих раскрытие индивидуального потенциала личности в условиях интеграции образовательных программ системы общего и дополнительного образования спортивной направленности. Пособие адресовано учителям общеобразовательных школ, тренерам детско-юношеских школ, бакалаврам и магистрам направлений педагогического и гуманитарного образования, изучающим курс «Психология физического воспитания и спорта», студентам образовательных организаций среднего профессионального образования, а также широкому кругу специалистов-практиков, работающих в сфере детского спорта. Издание также рекомендуется при освоении образовательных программ дисциплин профессиональной подготовки: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения физической культуре», «Методика обучения основам спортивной подготовки», «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» по направлениям и профилям «Физическая культура», «Спорт».
Таким образом, на примере проведенного анализа нескольких моделей интеллекта и соотнесения их с обобщенными модельными характеристиками – требованиями спортивной деятельности, предъявляемыми к подростку, наблюдается структурно-содержательная обусловленность исследуемых образований. Рассмотрение данного вопроса имеет смысл, поскольку проблема развития интеллектуальных способностей подростка в вариативных условиях спортивной деятельности может быть раскрыта, если исследователь может оперировать рассматриваемыми психолого-педагогическими категориями и находит аргументированную научную позицию в пространстве научных подходов и моделей.
Вопросы и задания студенту1. Проанализируйте, какие виды интеллекта развиваются и оцениваются в учебной и спортивной деятельности: социальный, эмоциональный, практический, вербальный, невербальный.
2. Предложите виды деятельности, развивающие вид интеллекта и определенное вами личностное качество.
3. Спроектируйте задания, формирующие избранные личностные качества, в основе развития которых лежат один, два и более видов интеллекта.
4. Как метакогнитивный и интенциальный опыт личности учащегося отражается в уровне развития личностных качеств учащегося-спортсмена? Каково влияние положительного и отрицательного личностного опыта на развитие личностных качеств?
5. Проведите сравнительно-сопоставительный анализ между видами деятельности учащегося-спортсмена, актуализируемыми видами интеллекта в процессе данной деятельности, учебными и учебно-тренировочными заданиями и средствами текущего и итогового контроля качества успеваемости или динамики учебных и спортивных достижений. Какие параметры успешности деятельности контролируются? Какие личностные качества, обеспечивающие успешность (ожидаемого и достигнутого результата) в данных видах деятельности, оцениваются?
Рекомендуемые источники информации1. Воронин А. Н. Интеллектуальная деятельность и межличностное взаимодействие // Труды института психологии им. Л. С. Выготского. Вып. 2. – М.: Изд-во РГГУ, 2002.
2. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996. – С. 49.
3. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Ленанд, 2011. – С. 137.
4. Кузьменко Г. А. Методики развития социального, эмоционального и практического интеллекта ребенка в процессе спортивной деятельности (в системе значимых качеств личности). – М.: Советский спорт, 2010.
5. Малышева Л. В. Модели интеллекта: 100 лет развития. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – СПб.: Питер, 2004.
7. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.
8. Шадриков В. Д. Способности человека. – М.: Изд-во ИПП; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. – С. 239.
9. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Под ред. В. А. Лукова. – СПб.: Союз, 1997.
СтудентуУважаемый студент и педагог, в разделе 1.5 будут рассмотрены внутренние и внешние условия, обеспечивающие развитие личностных качеств на основе формирования личностных смыслов в преобразовании индивидуальных способностей и методы развивающего субъект-субъектного взаимодействия. Особенности становления смыслосферы учащегося-спортсмена раскрываются через определение личностных смыслов, в которых развитие избранного качества сопряжено с развитием компонентов направленности личности: потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, установок и убеждений.
Методологические принципы психологии, на основе которых построено содержание данного пособия, позволяют осмыслить сущность развивающей деятельности, отношение к субъекту развития, охарактеризовать особенности личностной активности учащегося-спортсмена. Далее, переходя от методологии к методике, в пособии будут рассмотрены группы методов, способствующие созданию условий для развития интеллектуальных, волевых, регулятивных, духовно-нравственных качеств личности в условиях деятельности.
1.5. Психолого-педагогические особенности развития личностных качеств учащихся-спортсменов в условиях учебной и спортивной деятельности
Психологически зрелой личностью является человек, способный руководствоваться сознательно поставленными целями, что определяет активный характер его поведения. Эта способность обусловлена развитием трех сторон личности: рациональной, волевой, эмоциональной.
В. С. МухинаЛичностные качества учащегося-спортсмена являются тем психологическим и деятельностным ресурсом, который обеспечивает адаптацию личности к изменяющимся условиям среды.
Человек представляет собой открытую саморегулирующуюся систему с подсистемами от молекулярно-генетического до интегративного социально-психического уровня – уровня индивидуальности, выступая одновременно и подсистемой сложных систем – природы и общества.
Субъектность человека проявляется в способности осуществлять саморегуляцию, позволяющую эффективно управлять формами произвольной активности, через которые реализуются достижения личностно избранных целей.
Инициация изменений в структуре и содержании личностных качеств, отражающих адаптационный потенциал ребенка и подростка, протекает с опорой на личностные смыслы данных преобразований. Субъект осознает проблемное поле – исходный уровень комплексной готовности к реализации поставленных целей и задач деятельности – и определяет перспективы развития значимых личностных качеств.
Процесс развития личностных качеств учащихся, мотивированных на спортивные достижения, опирается на осмысление внешних и внутренних условий, побуждающих данное развитие. Внешние условия характеризуются организационными средствами, методами и формами, применяемыми педагогами спортивной и общеобразовательной школы, особенностями субъект-субъектного взаимодействия, формирующими характер развивающей деятельности, и другими факторами.
Однако внутренние условия основаны на формировании внутреннего посыла к развивающей деятельности, основанного на личностном смысле – осознании личной необходимости и личной заинтересованности в развитии данного личностного качества.
СтудентуСопряженность психолого-педагогических категорий «личностное качество», «личностный смысл», «качество деятельности» неоспорима. Личностные смыслы соотносятся с контекстом информационного, мотивационного, когнитивного и других компонентов деятельности, обеспечивающих проявление личностного качества. Развитие личностного качества будет более успешным, если субъект примет и преобразует его смысловые структуры, если произойдет: определение личностной ценности, формирование смыслового конструкта, рождение мотива, смысловой диспозиции, становление личностного смысла через отражение отношений личности, построение смысловой установки, самостоятельный выбор или принятие предложенных регистрируемых эффектов.
В ходе прочтенияВыявите алгоритм формирования личностных смыслов учащегося-спортсмена через смысловые структуры.
Сопоставьте контекст личностных смыслов, сопровождающих различные компоненты учебной и спортивной деятельности учащегося.
Выявите интеллектуальную составляющую личностного смысла, инициирующего развитие индивидуально значимых качеств и способностей.
1.5.1. Развитие качеств и способностей в преломлении личностных смыслов. На примере спортивной деятельности
Смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.
С. ЛикокПсихологическая готовность подростка-спортсмена к деятельности обеспечивается наличием в ее структуре личностно значимых смыслов, по Б. С. Братусь, «формирующих в сознании смысловые системы», а в целом – создающих условия для творчества и самодвижения в индивидуально значимых сферах жизни. По мнению А. Н. Леонтьева, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолова, смысл является регулятором поведения самого высокого уровня. Ведущие содержательные функции смысла раскрываются через функции интеграции когнитивных и аффективных процессов в психике субъекта деятельности, в ходе чего образуются смысловые элементы как основные составляющие сознания и вместе с тем функция наделения мотивации интенцией, которая отражает направленность субъекта на предмет деятельности, обладающий личностным смыслом.
Личностный смысл и позитивные, конструктивные переживания неотделимы. Только через переживание личной значимости тех или иных достижений осознается ценность как позиция, ценность как самодвижение, ценность как стратегия поведения, при которой субъект деятельности непременно верит в себя. Когда тренер замечает развитие личностных смыслов спортивной деятельности у юного спортсмена? Когда «горят глаза». Когда направленная профессиональная активность тренера, личное желание подростка и уважение тренера к деятельности подопечного совпадают.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Книги похожие на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Отзывы читателей о книге "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.