Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Описание и краткое содержание "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии представлены профессиональные взгляды ведущих теоретиков и практиков на организацию процесса развития личностных качеств учащихся-спортсменов в условиях изменения методологических, нормативно-правовых, учебно-методических, организационных основ и требований к кадровому обеспечению системы образования. В основу издания заложен профессиональный диалог субъектов образовательного пространства, раскрыты особенности структуры и содержания педагогического процесса, обеспечивающего формирование предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности учащегося-спортсмена, охарактеризовано развитие значимых качеств и способностей, обеспечивающих раскрытие индивидуального потенциала личности в условиях интеграции образовательных программ системы общего и дополнительного образования спортивной направленности. Пособие адресовано учителям общеобразовательных школ, тренерам детско-юношеских школ, бакалаврам и магистрам направлений педагогического и гуманитарного образования, изучающим курс «Психология физического воспитания и спорта», студентам образовательных организаций среднего профессионального образования, а также широкому кругу специалистов-практиков, работающих в сфере детского спорта. Издание также рекомендуется при освоении образовательных программ дисциплин профессиональной подготовки: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения физической культуре», «Методика обучения основам спортивной подготовки», «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» по направлениям и профилям «Физическая культура», «Спорт».
Так, среди критериев сформированности смыслового компонента в психологической готовности к спортивной деятельности в качестве наиболее значимых можно выделить:
– осознание личностного смысла спортивной деятельности в целом и своего вида спорта;
– системность и глубина представлений о психологической структуре спортивной деятельности и психологии (своего вида) спорта;
– осознанность применимости этих представлений к себе, «значение для меня».
По мнению Н. Е. Сизиковой, наиболее высоко оцениваются группы ответов, отражающих «целостное и системное представление о виде спорта, о деятельности, включенной в жизненный путь и перспективы человека, особое внимание уделяется осознанию субъектом взаимосвязанности своей спортивной деятельности и своей жизни, а также взаимосвязанности компонентов спортивной деятельности между собой». Кроме того, высоко оцениваются ответы, «содержащие различные логично связанные типы информации – эмоциональные оценки, описания, указание на развитие качеств, исторические справки и т. п.». Логичность смысловых образований, их содержательная полнота и представленность в различных аспектах спорта отражают психологическую готовность субъекта к деятельности.
Интеллектуальные смыслы содержательно соотносятся с решаемыми интеллектуальными задачами. Развитие интеллектуальных смыслов спортивной деятельности основано на их воплощении в реальные события как переход от потенциальной идеи к актуальным действиям. По мнению И. В. Абакумовой (2003), трансформация смыслов в актуальные обеспечивается применением смысловой дивергенции или смыслового выбора (творчества), раскрытия смысла (понимания), реализации смысла (события как события), смыслового следа (переживания)[58]. Мы согласны с позицией автора в части представленности данных компонентов в спортивной деятельности. Но, рассматривая позицию раскрытия смысла, целесообразно обратить внимание на «первичный» смысл как внешний, принятый к апробации в качестве основы организации деятельности, и «вторичный», приобретенный подростком опытным путем, опирающийся на результаты рефлексивного анализа, на деятельность и на себя.
Интеллектуальная составляющая приобретенного смысла будет характеризоваться количеством и адекватностью причинно-следственных связей в технологической цепочке деятельности, обретенных в условиях апробации нового смысла, подтверждения его актуальности творческим выбором способа достижения результата. Фактически интеллектуальный посыл тренера как внешний смысл фиксируется в памяти подростка, если он органично встраивается, не конфликтует с предыдущим опытом и подтверждается качеством вновь приобретенного опыта в условиях сближения показателей личной самооценки и оптимистической социальной оценки.
Личностный смысл – это охраняемая и оберегаемая составляющая внутреннего мира подростка, и внешнее воздействие на развитие данной категории будет успешным в условиях принятия юным спортсменом позиции тренера, наличия в его собственной системе ценностей смысловых опор, обеспечивающих развитие внешне представленного смыслового посыла.
При этом тренер призван:
– помочь подростку соотнести интеллектуальные смыслы деятельности с ожидаемым результатом;
– встроить их в систему личных смыслов;
– найти в них содержательно и ценностно общее;
– создать ситуации перехода потенциальных смыслов в актуальные на этапах осмысления, принятия решения в ситуации выбора, самоуправления деятельностью, рефлексивного анализа состоятельности нового смысла как взгляда на ситуацию в новом контексте, поиска ситуаций, обеспечивающих реализацию обретенного смысла.
Расширение смыслового поля деятельности у подростка-спортсмена проявляется в обновлении содержания: целеориентированных установок; технологических цепочек их реализации в условиях творческого поиска; средств, методов и форм организации деятельности, развивающих интенциональный опыт, позиционирующий факты самоактуализации личности.
Наличие осознанных и индивидуально принятых социальных смыслов позволяет подростку расширять систему личностных смыслов, являющуюся системообразующим фактором в психологическом обеспечении деятельности. Как правило, подросток соотносит социальный смысл с ожидаемой ролевой позицией: в чем заключается моя роль как исполнителя; каков мой вес, каково влияние моего делового и социального статуса в условиях достижения результата? На этапах начальной и углубленной спортивной специализации индивидуально значимые смыслы могут вступать в конфликт с социальными, если низкая текущая результативность деятельности угрожает самооценке личности подростка.
В свое время А. Н. Леонтьев обратил внимание на то, что «процесс смысловой регуляции явился удачной попыткой реального сближения смысла и смысловой установки»[59]. Мотивация к успешному осуществлению деятельности формируется на поле информированности подростка о специфических особенностях спортивной деятельности. Фактически смысл деятельности должен быть отражен в смысловых цепочках мотивов, содержании ценностных ориентаций, установок, убеждений, привносящих в мировоззрение подростка-спортсмена новое содержание. Личностные смыслы отражаются в системе мотивов и ценностных ориентаций и обеспечивают эффективное проявление когнитивных способностей в том случае, если личностный смысл целеориентирован и подкреплен операционально-действенной готовностью к осуществлению деятельности.
Масштаб смысла определяет его соответствие либо деятельности, либо действию. Если юный спортсмен в ходе деятельности начинает осознавать и переживать смыслы каждого действия, длительность их исполнения увеличивается по причине артикулирования, внутреннего проговаривания каждого конкретного смысла действия, отрицательно влияя на их слитность в структуре деятельности. Таким образом, детализация смыслов на этапе обучения двигательному действию необходима, а на этапе его совершенствования препятствует его скоростному исполнению.
Необходимо ли осознание всех смыслов деятельности? В ходе соревнования, когда деятельность лимитирована временем и требует мгновенного принятия решения, при определенных условиях происходит подсознательное ее регулирование и выбор наиболее адекватных ситуации действий, а рефлексивный анализ лишь значительно позже позволяет описать смысловое поле осуществленных действий. Но этот способ управления движением и деятельностью обеспечивается приобретенным опытом.
Масштаб смысла меняется в зависимости от ситуации. Так, при достаточной операционально-действенной готовности подростка, когда в полной мере осознается необходимость выполнения субъективно трудных физических нагрузок, смыслы деятельности опираются на глубинные личностные образования, личностные позиции, раскрываясь через отношения к деятельности и смысложизненные ориентации. При низкой степени операциональной (координационной) готовности к осуществлению деятельности (на этапе двигательного умения) смыслы деятельности содержательно сближаются с текущими когнитивными задачами, обеспечивая их решение. Очевидно, что без актуализации когнитивного ресурса невозможна качественно представленная операциональная структура деятельности, отражающая ее исполнительский уровень.
Исследования О. К. Тихомирова и И. А. Васильева позволяют представить смысловую регуляцию в аспектах решения мыслительных задач. По мнению авторов, «смысл конечной цели, неоднократно образующийся, определяет развитие смысла ситуации в целом через воздействие на операциональные смыслы, а также обусловливает смыслы промежуточных целей, которые в совокупности определяют тон деятельности на стадии поиска решения задачи и операциональный смысл ситуации в целом»[60].
Так, процесс осмысления действий сопровождает этапы: формирования двигательных умений и целенаправленного совершенствования двигательных навыков, коррекции программы действий на фоне дополнения, расширения и конкретизации смысловых образований. Регулятивный уровень деятельности характеризуется адекватными ситуации эмоционально-волевыми проявлениями, когда юный спортсмен отбирает смыслы действий и деятельности, обеспечивающие им эффективность, экономичность и стабильность. При этом важным фактором интеллектуального развития личности выступает смысловое обогащение регулятивного уровня деятельности за счет смысловой определенности и расширения критериально-оценочной базы видов спортивной деятельности, встраиваемого в мировоззрение растущей личности; по мнению Д. А. Леонтьева (1999), «степень развитости смысловой регуляции выступает как мера личностной зрелости»[61].
В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов полагают, что смысловая регуляция осуществляется не только во время деятельности, но и до ее совершения, и даже до возникновения образа. В смысловой регуляции личностные смыслы выполняют функцию презентации образов, внесения корректив в их отдельные характеристики. Но личностные смыслы относятся к тем факторам смысловой регуляции деятельности, которые осуществляются через представленность в сознании. При этом авторы указывают, что «немалая часть регулирующих воздействий такого рода передается непосредственно на исполнительные механизмы деятельности, минуя сознание, и осуществляются непроизвольно и, как правило, неосознанно»[62].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Книги похожие на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Отзывы читателей о книге "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.