Валентин Сорокин - Избранные труды

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды"
Описание и краткое содержание "Избранные труды" читать бесплатно онлайн.
В сборник избранных трудов заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В. Д. Сорокина по административно-процессуальному праву и общей теории права включены монографии и части монографий: «Проблемы административного процесса», «Административно-процессуальное право», «Метод правового регулирования: теоретические проблемы», «Административный процесс и административно-процессуальное право», «Правовое регулирование: предмет, метод, процесс». Самостоятельную часть сборника составляет комменарий избранных мест нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Публикуемые работы содержат оригинальные авторские исследования фундаментальных проблем отечественного правоведения, имеющих первостепенное научное и практическое значение.
Для преподавателей, аспирантов. студентов юридических вузов и всех интересующихся вопросами общей теории и административно-процессуального права.
«Под методом правового регулирования, – пишут М. Д. Шаргородский и О. С. Иоффе, – следует понимать специфический способ, при помощи которого государство на основе данной совокупности юридических норм обеспечивает нужное ему поведение людей как участников правоотношения. Он может выражаться в виде предписания, запрета, дозволения и т. д.»[267]. Думается, что метод правового регулирования характеризуется объединением только трех названных способов воздействия, выступающих, однако, в различных пропорциях, соотношениях при регулировании соответствующих групп общественных отношений. Все остальное, как нам представляется, уже является производным от них.
Таким образом, дозволение, запрет и предписание выступают как внутренние составные части метода правового регулирования. Конкретные проявления их будут весьма разнообразны, поскольку пропорции между ними не остаются неизменными в различных отраслях и условиях. Именно от соотношения названных компонентов зависят особенности методов правового регулирования в различных отраслях советского социалистического права. Причем каждая отрасль права, будучи элементом системы социалистического права и находясь в сфере действия единого метода, нуждается в таком соотношении всех трех его составных частей, которые бы с максимальной эффективностью и приспособленностью могли воздействовать на данную группу общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли, и наилучшим образом отвечать их потребностям.
Отсюда следует, что в зависимости от соотношения трех компонентов следует различать три варианта проявления правового метода или, иначе говоря, три типа правового регулирования общественных отношений.
Первый тип правового регулирования характеризуется относительным преобладанием такого способа воздействия на поведение людей, как запрет, по сравнению с содержащимся в нем дозволением и предписанием.
Для второго типа характерно преобладание дозволения над запретом и предписанием. Третий тип правового регулирования отличается преобладающим значением предписания по сравнению с запретом и дозволением.
Очевидно, что удельный вес названных типов правового регулирования в социалистическом обществе неодинаков. Запрет как способ воздействия на поведение людей имеет сравнительно меньшую распространенность, поскольку применяется лишь к таким вариантам человеческого поведения, которые противоречия правилам, установленным социалистическим государством. Что касается дозволения и предписания, то эти способы имеют значительно более широкую сферу действия, охватывая весьма разнообразные группы общественных отношений, имеющих различную предметную принадлежность.
Первый тип правового регулирования, где главную роль играет запрет, применяется к тем отношениям, которые преимущественно составляют предмет советского уголовного права, поэтому он проявляется как уголовно-правовой способ воздействия на поведение людей[268].
Второй тип правового регулирования с преобладающей ролью дозволения распространяется на несколько больший круг общественных отношений, которые входят в сферу действия ряда отраслей советского права – гражданского, семейного, трудового и др. Этот тип правового регулирования выступает как гражданско-правовой.
Третий тип правового регулирования, характеризующийся преобладанием предписания, также распространяется на различные группы общественных отношений, находящихся в сфере действия нескольких отраслей права – административного, финансового, земельного, трудового и др. Этот тип правового регулирования является административно-правовым.
Здесь надо подчеркнуть два исходных момента, касающихся общей характеристики указанных типов правового регулирования. Во-первых, каждый тип правового регулирования независимо от преобладающего в нем способа воздействия на поведение людей обязательно включает в себя и запрет, и дозволение, и предписание. Во-вторых, каждый тип правового регулирования предполагает неодинаковое соотношение запрета, дозволения и предписания в отраслях «своей» подведомственности, однако при одном непременном условии – чтобы один из компонентов был преобладающим в любой отрасли права.
Различное сочетание дозволения, запрета и предписания в отраслях данного типа регулирования зависит от ряда факторов. Первым, имеющим определяющее значение, фактором, несомненно, следует признать характер регулируемых данной отраслью права общественных отношений, т. е. ее предмет и его свойства[269]. Это исходный материальный признак, соответствующий объективному характеру регулируемых данной отраслью права общественных отношений. Вместе с тем имеет определенное значение и другой фактор – воля и государственный интерес законодателя. При этом следует подчеркнуть, что воля должна быть безусловно детерминирована объективными обстоятельствами. Выбор того или иного способа воздействия на поведение людей не может осуществляться лишь по свободному усмотрению законодателя, и лишь только потому, что он счел его в данный момент наилучшим.
В решении вопроса о выборе наиболее оптимального соотношения составных частей юридического метода применительно к потребностям каждой отрасли советского права существенная роль принадлежит правовой науке. Она должна раскрыть связь и внутреннюю обусловленность характера тех или иных групп общественных отношений и способов правового воздействия на них со стороны социалистического государства. Надо иметь в виду, что практически при определении наиболее эффективных вариантов такого соотношения приходится иметь дело с постоянной изменчивостью удельного веса, роли и значимости каждого из названных компонентов юридического метода. Следовательно, научные изыскания в области метода правового регулирования должны иметь своей целью выработку объективных критериев, которые позволяли бы в каждый данный период времени с учетом всех реальных факторов достаточно отчетливо определить характер соотношения всех составных частей метода правового регулирования применительно к потребностям каждой отрасли. Не менее важным также является исследование зависимости между характером того или иного компонента метода правового регулирования и процедурой его осуществления в целях воздействия на соответствующие группы общественных отношений, т. е. между особенностями способа правового воздействия и процессуальными формами его осуществления.
§ 5. Правовой метод и процессуальные формы его реализации
Поскольку метод правового регулирования есть определенный юридический способ воздействия социалистического государства на поведение людей, то, следовательно, само осуществление этого метода, равно как и его составных частей, не может быть не чем иным, как закрепленным в соответствующих нормах юридическим порядком. Отсюда задача заключается в том, чтобы отыскать зависимость между особенностями составных частей юридического метода – дозволением, запретом и предписанием – и процессуальными формами их осуществления, поскольку юридический порядок реализации названных компонентов представляет собой определенный вид процесса.
Следует оговорить, что проблема связи метода и его составных частей с процессуальными формами их реализации относится к числу неразработанных в теории права, в связи с чем предпринимаемая нами попытка должна рассматриваться лишь в порядке постановки вопроса и не претендует на его окончательное решение. Далее, в социальной области в силу исключительного многообразия и сложности связей между различными явлениями далеко не всегда представляется возможным охарактеризовать те или иные явления с исчерпывающей полнотой, во всех деталях и тонкостях. Поэтому приходится довольствоваться поисками основных принципов, свойственных явлению в целом, его тенденций, главных особенностей, имея при этом в виду способность некоторой части элементов этого явления несколько отклониться от общих принципов, выйти за рамки главных свойств, т. е. составлять определенное исключение из общего правила.
Каждая составная часть метода правового регулирования – дозволение, запрет и предписание – обладает способностью проявляться многозначно. Особенности проявления того или иного компонента метода при неизменном сохранении его общих свойств обусловлены, прежде всего и главным образом, особенностями той группы общественных отношений, о воздействии на которые идет речь. Мы полагаем, что есть основания говорить о модификациях проявления того или иного компонента под воздействием определенных ситуаций (даже в пределах одной и той же отрасли права) в зависимости от конкретных условий и потребностей. Наличие таких модификаций, с нашей точки зрения, отражает объективно присущее методу качество – его гибкость.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды"
Книги похожие на "Избранные труды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентин Сорокин - Избранные труды"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды", комментарии и мнения людей о произведении.