» » » » Валентин Сорокин - Избранные труды


Авторские права

Валентин Сорокин - Избранные труды

Здесь можно купить и скачать "Валентин Сорокин - Избранные труды" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентин Сорокин - Избранные труды
Рейтинг:
Название:
Избранные труды
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-000-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды"

Описание и краткое содержание "Избранные труды" читать бесплатно онлайн.



В сборник избранных трудов заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора В. Д. Сорокина по административно-процессуальному праву и общей теории права включены монографии и части монографий: «Проблемы административного процесса», «Административно-процессуальное право», «Метод правового регулирования: теоретические проблемы», «Административный процесс и административно-процессуальное право», «Правовое регулирование: предмет, метод, процесс». Самостоятельную часть сборника составляет комменарий избранных мест нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Публикуемые работы содержат оригинальные авторские исследования фундаментальных проблем отечественного правоведения, имеющих первостепенное научное и практическое значение.

Для преподавателей, аспирантов. студентов юридических вузов и всех интересующихся вопросами общей теории и административно-процессуального права.






Наличие единого предмета системы советского социалистического права естественно и неизбежно предопределяет существование и единого метода правового регулирования. Он отражает особенности юридического воздействия на определенный круг общественных отношений между людьми в обществе по сравнению с другими, неюридическими способами.

Метод правового регулирования – социальное явление, целиком и полностью обусловленное предметом системы права, т. е. теми общественными отношениями, в эффективном воздействии на развитие которых непосредственно и особым образом заинтересовано социалистическое государство. Отмечая ранее высокую активность и эффективность правового регулирования, мы имели в виду также и то, что эта эффективность достигается путем использования таких средств воздействия, которые в совокупности в различных комбинациях составляют юридический метод.

Проблема метода правового регулирования в исследовании системы советского права во многом, если не в самых главных чертах, до сих пор остается дискуссионной. Существуют две концепции в оценке роли метода правового регулирования как критерия дифференциации отраслей советского социалистического права.

Одни ученые исходят из того, что главным, основным и единственным критерием разделения отраслей системы советского права является предмет правового регулирования. «Советской правовой наукой, – пишет Н. Г. Александров, – давно уже признано, что именно предмет правового регулирования, т. е. определенный вид регулируемых правом общественных отношений, служит основным (если не единственным) признаком, отличающим одну отрасль права от другой»[250]. Что же касается метода правового регулирования, то он рассматривается как производный от предмета регулирования, причем далеко не вполне и не всегда[251]. Более того, некоторые представители этого направления в науке права отрицают самостоятельное значение метода правового регулирования, хотя и признают, что в сочетании с предметом он способствует более точному разграничению отраслей советского социалистического права[252].

Мы разделяем эту позицию прежде всего в той ее части, которая относится к оценке определяющей роли предмета как главного критерия разграничения отраслей советского права. Вопрос же о методе, его сущности, элементах, роли в осуществлении правового воздействия на общественные отношения требует специального рассмотрения, что будет сделано несколько позднее.

Сущность другой концепции состоит в следующем. Сторонники ее, не отрицая значения предмета правового регулирования как главного критерия дифференциации отраслей права, подчеркивают существенное значение также и метода правового регулирования, рассматривая его как «второочередной, но также необходимый признак при классификации отраслей советского права»[253]. Отсюда делается главный вывод о том, что отрасли советского права различаются между собой не только по предмету, но и по методу правового регулирования, следовательно, каждая отрасль советского социалистического права обладает своим специфическим методом.

Л. С. Явич, например, пишет: «Метод правового регулирования играет, с одной стороны, необходимую роль в дифференциации общественных отношений на определенные виды, обусловливающие классификацию отраслей права. С другой стороны, самостоятельный метод правового регулирования оказывается достаточно ясным показателем, или, как иногда говорят, “лакмусовой бумажкой” наличия самостоятельной отрасли права»[254]. Более того, согласно рассматриваемой точке зрения, наличие своего собственного метода есть показатель самостоятельности отрасли права. Так, по мнению В. Ф. Яковлева, «если исследователь принимает какую-то группу норм за самостоятельную отрасль права, но не может выявить специфику метода их регулирования, то он, скорее всего, видит отрасль там, где ее нет»[255].

При анализе этой концепции и сопоставлении ее с действительным положением дел обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, как признается в работах сторонников данной концепции, специфика методов регулирования различных отраслей права выступает с явно неодинаковой степенью отчетливости. Во-вторых, в одной и той же отрасли права применяется фактически не один метод, а различные методы.

Рассмотрим эти обстоятельства более подробно.

1. Для системы советского социалистического права характерно горизонтальное расположение ее отраслей. В самом деле, вряд ли есть достаточные основания для утверждения приоритета одной отрасли перед другой, скажем, земельного права перед финансовым, гражданского – перед колхозным и т. д. Это значит, что каждая отрасль является одним из элементов единой системы права и не может рассматриваться как отрасль первого или второго ранга. Единственное исключение в силу особенностей своего предмета составляет советское государственное право, которое определяет важнейшие стороны других отраслей социалистического права[256].

Следовательно, разграничение отраслей права по предмету и методу, казалось, должно было бы обнаружить в равной степени четкую специализацию не только предмета данной отрасли, но и соответствующего этому предмету метода правового регулирования.

Ничего подобного, однако, не происходит. Если обособление предмета той или иной отрасли достигается обычно, в принципе, с приемлемой степенью определенности, то как только дело доходит до метода, ясность (хотя бы в главных и основных чертах), как правило, исчезает.

Последовательный сторонник рассматриваемой концепции С. С. Алексеев признает, что не в каждой отрасли метод регулирования дает себя знать столь ярко и выпукло, как, например, в административном праве[257]. Однако автор не поясняет, почему именно в административном праве, а, скажем, не в государственном праве. Ведь, по общему признанию, оно занимает определяющее место в системе советского социалистического права. Впрочем, в другой работе С. С. Алексеев указывал, что «наиболее ярко особенности метода правового регулирования выражаются в таких отраслях права, как административное и гражданское. В административном праве метод правового регулирования характеризуется в основном тем, что стороны отношений выступают в качестве субъектов «власти» и «подчинения», т. е. занимают юридически неодинаковое, юридически неоднопорядковое положение. Напротив, в гражданском праве субъекты действуют на началах юридического равенства, занимают одинаковое, юридически однопорядковое положение»[258].

В своих выводах о свойствах методов правового регулирования остальных отраслей советского права, а также юридического метода вообще, сторонники данной концепции в сущности оперируют особенностями, свойственными лишь гражданско-правовому и административно-правовому методам регулирования общественных отношений. В этом нетрудно убедиться. Расшифровывая понятие метода правового регулирования, С. С. Алексеев указывает на следующие его элементы:

а) характер общего юридического положения субъектов (власть и подчинение, равные однопорядковые позиции, «трудовой режим» и т. д.);

б) характер оснований возникновения правоотношений (административный акт, договор);

в) характер способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов (нормы права, административный акт, соглашение субъектов);

г) характер юридических мер воздействия, способов, оснований и процедуры применения санкций.

Наиболее устойчивым и определяющим элементом метода, по мнению С. С. Алексеева, является общее юридическое положение субъектов. Именно в нем концентрируются все особенности метода[259].

Самое примечательное, однако, заключается в том, что при определении понятия метода правового регулирования вообще, а также при конструировании методов различных отраслей права в частности используются исключительно два «кирпичика» – административный и гражданский методы. Именно на этой основе, их соотношении в различных пропорциях многие авторы возводят конструкцию метода «своей» отрасли. Нам не удалось обнаружить попыток определить, например, метод семейного права, используя элементы метода, скажем, трудового и финансового права. Во всех без исключения случаях таким «сырьем» являются только элементы гражданского и административного методов.

Такое положение С. С. Алексеев объясняет тем, что «трудовое, колхозное, семейное право представляют собой “молодые” отрасли. Поэтому при их формировании были в определенной степени восприняты некоторые элементы, свойственные “старым” отраслям – административному и гражданскому праву»[260].

Аргументация эта не достаточно убедительна. Прежде всего неясно основание, по которому отрасли права подразделяются на «молодые» и «старые». Известно, что за очень небольшим исключением развитие отраслей системы советского социалистического права началось по сути дела одновременно, т. е. после победы Октября. Кроме того, некоторые из «молодых» отраслей, в частности трудовое право, по сравнению с такой «старой» отраслью, как административное право, оформились значительно раньше и рельефнее. Достаточно вспомнить, что Кодекс законов о труде появился в числе одних из первых кодексов советского права, тогда как административного кодекса до сих пор нет.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды"

Книги похожие на "Избранные труды" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентин Сорокин

Валентин Сорокин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентин Сорокин - Избранные труды"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.