Олег Булаков - Двухпалатный парламент Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Двухпалатный парламент Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Двухпалатный парламент Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
В издании дается правовая характеристика внутреннего устройства и процессуально-организационной деятельности палат современного российского парламента. Рассматриваются вопросы его взаимоотношений с другими органами государственной власти. Особое внимание в работе уделено верхней палате парламента – Совету Федерации, ввиду ее последних реорганизационных изменений. Автор дает краткую характеристику работы российского парламента и проводит сравнительный анализ с практикой деятельности двухпалатных парламентов ряда зарубежных государств, детально рассматривает процесс законотворчества, акцентируя внимание на вопросах законодательной техники как на правилах конструирования закона. В приложении содержится информационный материал, подготовленный Советом Федерации РФ, по вопросам формирования и деятельности парламентских палат ряда государств, имеющих двухпалатные парламенты.
Издание предназначено в качестве научно-практического пособия для работников аппаратов органов государственной власти и местного самоуправления, преподавателей, аспирантов и студентов юридических факультетов, изучающих конституционное право, а также для всех интересующихся вопросами парламентаризма и парламентского права.
При существующем подходе федерального законодателя к регулированию процедуры формирования Совета Федерации часть процедур регулируется актами субъектов Федерации. Регламенты парламентов субъектов Российской Федерации разнообразно подходят к регламентированию процедуры. Регламент Алтайского краевого Совета народных депутатов,[201] Регламент совместного заседания палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) II созыва по избранию и назначению представителей в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти Республики Саха (Якутия)[202] достаточно подроб но регулируют процедуру назначения представителя от законодательной власти, прохождение через представительный орган представителя от исполнительной власти в Совет Федерации. Как правило, процедура назначения представителя от представительной власти проходит несколько стадий, в большей или меньшей мере регулируемых регламентами представительных органов субъектов Федерации. Это стадии выдвижения кандидатур, обсуждения, голосования, вступления в должность.
Оформление окончания процедуры происходит в форме постановления[203].
Стадия выдвижения кандидатов содержит в обязательном порядке перечень субъектов выдвижения, как правило – требования к кандидатам. В Регламенте Республики Саха (Якутия) устанавливается императив «Одно и то же лицо может быть выдвинуто кандидатом в члены Совета Федерации не более одного раза», в Регламенте Алтайского края: «Количество кандидатур, вносимых для избрания представителя в Совете Федерации от краевого Совета народных депутатов, не ограничивается», «В бюллетень включаются все выдвинутые кандидатуры, кроме лиц, взявших самоотвод», «Решение о включении в бюллетень кандидатуры (кандидатур) для избрания представителя в Совете Федерации от краевого Совета народных депутатов принимается без голосования».
Как правило, стадия обсуждения регулируется в зависимости от подходов законодателей. Так, например, в Регламенте Алтайского краевого Совета народных депутатов закреплено, что кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от краевого Совета народных депутатов предварительно рассматриваются на заседаниях постоянных комитетов и депутатских объединений, которые вносят краевому Совету народных депутатов соответствующие предложения.
В постановлении Московской городской Думы «О представителях законодательного (представительного) и исполнительного орга нов государственной власти города Москвы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[204] указывается, что кандидаты для избрания представителем от Московской городской Думы в Совете Федерации могут в установленном порядке сами предлагать свои кандидатуры, так же как и группа депутатов Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы соответствующего созыва может внести на рассмотрение Московской городской Думы альтернативные кандидатуры.
Стадия голосования в обязательном порядке закрепляет квоту для избрания: большинство. Более подробно регулируется повторное голосование, повторные выборы. Так, в ст. 75 Регламента Алтайского края предусмотрены повторное голосование и повторные выборы.[205] Устанавливается количество туров для голосования: в Алтайском крае – 2 тура[206], в Республике Саха предусмотрено 3 тура – в случае, если никто из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур голосования. В бюллетень тайного голосования включаются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. По результатам второго тура считается избранным кандидат, набравший большинство голосов от числа присутствующих на совместном заседании народных депутатов. Если во втором туре никто из двух кандидатов не набрал большинства голосов от числа присутствующих на совместном заседа нии народных депутатов, проводится третий тур голосования, в котором участвует один кандидат, набравший наибольшее количество голосов во втором туре. При равенстве голосов в третьем туре принимает участие старший по возрасту кандидат. В третьем туре избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от числа присутствующих на совместном заседании народных депутатов. Если кандидат не набрал большинства голосов от числа присутствующих на совместном заседании народных депутатов, выборы считаются не состоявшимися.
В Алтайском крае, например, первые выборы члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Алтайского краевого Совета народных депутатов были признаны не состоявшимися.[207] Соответствующие повторные выборы были проведены на очередной сессии краевого Совета народных депутатов.[208]
Некоторые регламенты регулируют процедуру прекращения полномочий представителя от законодательной власти в Совете Федерации.[209] В некоторых субъектах различными актами регулируется правовой статус члена Совета Федерации. Правомерность данных положений вызывает сомнения – должны ли руководствоваться в своей деятельности представители законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации указаниями последнего, поскольку правовой статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».[210]
Так, например, в постановлении о назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от Алтайского краевого Совета народных депутатов[211] указывается, что «при выполнении своих обязанностей члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддерживает и отстаивает позицию Алтайского краевого Совета народных депутатов. При голосовании по вопросам, рассматриваемым в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, его комитетах, согласительных и иных комиссиях, он руководствуется соответствующими письменными поручениями Алтайского краевого Совета народных депутатов или его председателя. При отсутствии соответствующих письменных поручений при голосовании принимает решения самостоятельно, руководствуясь собственной позицией».
Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы в Совете Федерации информирует Думу о своей деятельности в качестве члена Совета Федерации, осуществляет деятельность в составе Совета Федерации с учетом решений Думы.[212]
Московская городская Дума может давать члену Совета Федерации – представителю Московской городской Думы поручения, определяющие позицию Думы и устанавливающие обязанность члена Совета Федерации – представителя Московской городской Думы действовать в соответствии с этой позицией при рассмотрении в Совете Федерации следующих вопросов;[213]
– указанных в статьях 102 и 106 Конституции Российской Федерации;
– проектов федеральных законов о поправках к Конституции Российской Федерации;
– проектов федеральных конституционных законов;
– проектов федеральных законов, внесенных в порядке законодательной инициативы Московской городской Думой или имевших поправки, внесенные в порядке законодательной инициативы Московской городской Думой.
Поручение рассматривается, принимается и оформляется Московской городской Думой в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы.
В случае, если сроки рассмотрения вопроса в Совете Федерации не позволяют Московской городской Думе принять поручение в установленном порядке, член Совета Федерации – представитель Московской городской Думы имеет право провести консультативный опрос депутатов Московской городской Думы в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы.
В случае, если член Совета Федерации – представитель Московской городской Думы не получил поручения по вопросу, он действует при рассмотрении вопроса в Совете Федерации самостоятельно, руководствуясь интересами города Москвы и Российской Федерации, а также с учетом результатов консультативного опроса, если таковой был проведен.[214]
Регламент в Республике Саха предусматривает следующие ограничения для лица, назначенного членом Совета Федерации от представительной или исполнительной власти: «Статья 6. Член Совета Федерации осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Член Совета Федерации не вправе:
а) быть депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Двухпалатный парламент Российской Федерации"
Книги похожие на "Двухпалатный парламент Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Булаков - Двухпалатный парламент Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Двухпалатный парламент Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.