» » » » Ирина Минникес - Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века


Авторские права

Ирина Минникес - Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века

Здесь можно купить и скачать "Ирина Минникес - Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Минникес - Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века
Рейтинг:
Название:
Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-94201-567-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века"

Описание и краткое содержание "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века" читать бесплатно онлайн.



Настоящая монография представляет собой попытку оценить историческое развитие института выборов как многогранного явления на протяжении тысячелетия.

Автор анализирует разнообразные взгляды на проблему выборов, содержащиеся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов, а также дореволюционных историков и государствоведов; исследует развитие процедуры выборов, процесс становления круга их участников; рассматривает избирательные документы.

Книга предназначена для научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов, работников правоохранительных органов, а также для всех интересующихся вопросами истории Российского государства.






Анализ качественного состава участников веча необходимо предварить несколькими замечаниями.

Первый вопрос, который необходимо разрешить – существует ли прямая зависимость между составом вечевого схода и его законностью? М. Ф. Владимирский-Буданов отвергал разделение вечевых сходов на законные или незаконные, но, тем не менее, противопоставлял «всенародному» собранию те случаи, «когда кучки граждан собираются по домам».[343] Л. О. Плошинский относил веча, в которых принимали участие «все граждане без различия» и «буйные волнения народа», т. е. собрания населения исключительно низшего разряда, к неправильным.[344]

О. В. Мартышин выдвигает три основных критерия законности веча: присутствие на нем всех должностных лиц, представителей всех пяти концов Новгорода и всех социальных групп. Правда, доказательства первого требования в виде печатей должностных лиц не слишком убедительны, ведь печати привешивались после оформления решения в вечевой избе, а не на вече. Аргументом в пользу обязательного присутствия пяти концов автор считает неодобрительное отношение летописца к событиям 1359 г.: «бысть мятеж силен в Новегороде; отъяша посадничество у Вондреяна Захарьиница, не весь город, токмо славеньской конец, и даша посадничество Селивестру Лентиеву».[345] Хотя квалифицировать как мятеж можно не только действия по отнятию посадничества (как это делает автор), но и предшествовавшие события (во всем Новгороде был мятеж, в результате которого смещен посадник Захарьиниц), можно согласиться, что, скорее всего, вече, состоявшее из жителей одного конца, вряд ли могло с полным правом принимать важные политические решения.

Последний критерий – обязательное участие в вече всех социальных групп. «Вече, состоявшее из одних только черных людей, не признавалось правомочным, – подчеркивает автор. – Под 1337 годом Новгородская летопись сообщает: "наваждением диаволим сташа простая чадь на анхимандрита Есифа, и створиша вече…"».[346] Думается, что автор делает из данного факта не совсем обоснованные выводы.

Во-первых, нельзя не заметить некоторой тенденциозности суждений летописца. Если учесть авторство летописей, «встань» на архимандрита вполне объяснимо названа «наваждением диаволим». В то же время сам летописец обозначает собрание черни как вече, что очень важно.

Во-вторых, по утверждению самого автора «факт выборности на вече, выводимый в основном из частоты смены архимандритов, нельзя считать полностью установленным».[347] Значит, это событие не может служить аргументом в пользу выдвинутой теории.

В-третьих, против теории О. В. Мартышина свидетельствуют неоднократные упоминания летописца об «узкосоциальных» собраниях, именуемых вечем. Так, обсуждая конфликт с Александром Невским в 1255 г., «рекоша меньшии оу святого Николы на вече».[348] Интересно и то, что собрание «вятших», имевшее место в это же время, летописец вечем не называет, именуя его «съвет благ».[349] В Смоленске в 1440 г. «здумаша смоляне, черные люди, кузнецы, кожемяки, перешевники, мясьники, котелники Андрея силой сослати с города» и призвали на княжение Юрия Лигвеневича.[350] Часть бояр во главе с воеводой вступили в схватку с черными людьми, другие, не участвовавшие в побоище, «возмущенные тем, что они были отстранены от этих выборов, поехали жаловаться к великому князю Литовскому».[351] Но, несмотря на «одностайный», по обозначению летописца, состав избирателей, князь Юрий прибыл в Смоленск и стал княжить.

Разработка определенных требований к составу, при несоблюдении которых вече либо будет незаконным, либо вообще потеряет право называться вечем, объясняется желанием увидеть в вече государственный орган, подобный Земскому собору или Думе. Но вече, во-первых, институт догосударственный, сложившийся до формирования социальных и классовых градаций. Во-вторых, вече, как отмечалось ранее,[352] – институт непосредственной демократии, поэтому его нельзя ограничить рамками государственного органа.

Второе, что следует учитывать при анализе состава веча, – временной фактор.

Многие авторы особо выделяют в поздних собраниях «решающую» или «главенствующую» роль феодалов,[353] хотя речь об участии или неучастии в вече по социальным признакам не идет. Другая группа авторов связывает с хронологическими показателями качественные преобразования состава веча, и даже само существование народного схода. Например, И. Н. Данилевский говорит об «аристократическом» вече.[354] По мнению Н. Н. Андреева, вече прекратило существование из-за того, что «масса крестьян попала в зависимость от бояр».[355]

Безусловно, состав веча был нестабилен. Невозможно представить себе идентичные по составу веча даже в пределах одного десятилетия. Но эта нестабильность связана, скорее, с отсутствием четких рамок контингента и обязанности жителей участвовать в вече, а также с разным уровнем документального оформления состава участвовавших лиц, нежели с качественным изменением самого вечевого схода. Например, в новгородских грамотах 1266 г., 1270 г. и начала XIV в. фигурировали просто «старейшие, меньшие и весь Новгород».[356] В сравнении с ними акты второй половины XIV в. (В. А. Буров указывает точную дату – с 1372 г.[357]) более точны. Они начинают конкретизировать социальный состав участников: «от бояр, и от житьих людеи, и от чорных людеи, и от всего Новагорода».[358] Таким же образом, хотя чуть позднее, в 80-х гг. XV в., детализированы и полоцкие грамоты.[359] Однако это вовсе не свидетельствует о качественных изменениях состава веча. По мнению А. Ю. Дворниченко, изменения в клаузуле свидетельствуют об изменениях в структуре городской общины, но, «несмотря на растущую дифференциацию городской общины, жизнедеятельность ее продолжается в прежних формах».[360]

Третья проблема, связанная с составом веча, заключается в определении его реального состава.

Многие исследователи (Л. О. Плошинский, Н. X. Алешковский, Н. А. Рожков и др.), подчеркивают разницу между присутствием на вече и правом решающего голоса в нем. Л. О. Плошинский, исследуя вече «в собственном, нормальном значении этого слова», сделал вывод: «…судя по некоторым признакам, можем догадываться, что: 1) в вечевых собраниях этого рода имел право присутствовать всякий из граждан; но 2) право голоса, если не юридически, то по крайней мере фактически принадлежало по преимуществу представителям городскаго населения, сословию высших правительственных властей».[361]

Мысль о присутствовавших людях, не являвшихся членами веча, заслуживает внимания. Однако решение вопроса о том, кто из жителей составлял ту и другую группу напрямую зависит от нашего представления о составе веча в целом.

Учитывая многочисленность и противоречивость документальных данных, а также разнообразие их оценки различными авторами, необходимо выделить несколько направлений исследования. Представляется, что важнейшими направлениями в изучении проблемы состава веча должны быть:

– анализ социальных характеристик вечевых сходов;

– изучение круга участников веча с точки зрения половозрастных показателей и семейного статуса;

– исследование территориальных масштабов участия в вече.

Следует оговориться, что выделенные направления в известной мере условны: социальные характеристики напрямую связаны и с семейным статусом, и с возрастом, и с местом проживания. Поэтому при анализе одного направления неизбежны обращения к другим. Предложенная систематизация поможет упорядочить материал и выделить основные закономерности состава вечевых собраний.

3.2.1. Социальные характеристики круга участников веча

Позиции исследователей касательно социального состава веча можно разделить на две группы в зависимости от того, видят авторы в участниках веча представителей одного или нескольких классов.

Первая, не слишком многочисленная группа авторов (Б. Д. Греков, В. Л. Янин, М. X. Алешковский, Г. Бирнбаум) представляет вече социально однородным институтом.

Вторая, более представительная группа исследователей, в которую входят Н. Н. Андреев, В. Н. Вернадский, А. Ю. Дворниченко, В. Дьячан, В. О. Ключевский, А. Лимберт, И. Линниченко, М. К. Любавский, В. И. Сергеевич, С. Шпилевский, Б. А. Рыбаков, В. В. Луговой, Р. Г. Скрынников, И. Я. Фроянов и др., считает, что вече неоднородно по своим социальным показателям.

Основной аргумент авторов первой группы – немногочисленность участников веча. Приняв за аксиому, что участники веча сидели во время схода, и проведя эксперимент со скамьями, В. Л. Янин пришел к выводу, что вече – весьма немногочисленный по составу институт – 300–400 человек.[362] Этими же цифрами оперирует Г. Бирнбаум: «Вече не такое уж большое, ведь территория вокруг собора не больше чем 2000 кв. м… Предположим, что площадь была покрыта деревянным настилом со скамейками. При таких условиях площадь могла вместить только 300–500 человек…».[363]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века"

Книги похожие на "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Минникес

Ирина Минникес - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Минникес - Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века"

Отзывы читателей о книге "Выборы в истории Российского государства в IX – начале XIX века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.