Оксана Нардина - Формирование общегосударственной антитеррористической системы

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Формирование общегосударственной антитеррористической системы"
Описание и краткое содержание "Формирование общегосударственной антитеррористической системы" читать бесплатно онлайн.
В работе рассматривается правовая и социально-политическая природа терроризма, исследуются причины его возникновения и условия эскалации. Представлен анализ правового регулирования противодействия терроризму путем формирования общегосударственной антитеррористической системы, приоритетное положение в которой должны занимать превентивные меры. Особое внимание уделяется вопросам защиты прав жертв террористических актов и других насильственных преступлений.
Издание предназначено для научных работников, сотрудников правоохранительных органов, слушателей высших учебных заведений, а также всех интересующихся вопросами борьбы с терроризмом.
В марте 2005 г. на 1-й Международной конференции Интерпола по предотвращению биотерроризма[117] Генеральный секретарь Интерпола Р. Ноубл подчеркнул, что мир трагически неподготовлен к биотеррористическим атакам и отметил, что сотрудничество между правоохранительными органами и органами здравоохранения в этой области недостаточно развито[118]. Многие участники конференции заявляли, что одной из причин, снижающих эффективность противодействия биологическому терроризму, является отсутствие конкретного международно-правового закрепления основ противодействия этому опасному явлению (специализированного акта по борьбе с биотерроризмом), без которого эффективное сотрудничество государств затруднительно.
Россия стала серьезно рассматривать проблему биотерроризма лишь в 2002 г. Первыми эту проблему подняли ученые на совместном заседании президиумов трех российских академий: РАМН, РАСХН и РАО. Ученые обсудили план действий научного сообщества перед лицом опасности биотерроризма и биокатастроф. На основании сформированной на заседании концепции в 2004 г. были разработаны Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу[119].
Политика России в области предотвращения биотерроризма должна развиваться как на международном уровне, так и внутри страны. Во внешнеполитических отношениях наша страна должна способствовать:
– созданию универсальной международной организации, которая бы контролировала соблюдение государствами Конвенции 1972 г.;
– формированию в этой организации комитета по биотерроризму с передачей функций Комитета 1540 по контролю за исполнением Резолюции Совета Безопасности ООН № 1540 от 28 апреля 2004 г. в части мониторинга за состоянием национальных механизмов предотвращения попадания биологического оружия в руки негосударственных субъектов, включая террористические организации;
– выработке Международной конвенции по противодействию биотерроризму;
– осуществлению комитетом по биотерроризму аналитической и координирующей функции в деятельности международных организаций, государств и их правоохранительных органов в сфере борьбы с биотерроризмом.
Принятие подобных мер поможет создать целостную международную систему борьбы с биотерроризмом. Внутренняя политика России применительно к биотехнологиям должна быть связана с антитеррористическими и контрразведывательными мероприятиями ФСБ РФ. Необходимо повышать готовность страны к противостоянию угрозам биотерроризма и массовых заболеваний. Для этого необходимо:
– создать при Правительстве РФ Национальный центр биобезопасности и биотехнологий, основной задачей которого станут изучение и развитие биотехнологий;
– совершенствовать в системе здравоохранения методы применения биотехнологий для сокращения числа людей, болеющих и умирающих от инфекционных заболеваний;
– продолжать исследование понятия, сущности, признаков и разновидностей биотерроризма с целью обнаружения адекватных методов предупреждения и пресечения этого вида терроризма;
– принять Закон «О противодействии биотерроризму»[120];
– сформировать на базе Национального антитеррористического комитета специальное подразделение для борьбы с биотерроризмом;
– обмениваться опытом противостояния биоугрозам с правоохранительными органами других стран и др.
Следующей не менее актуальной проблемой всего мирового сообщества и каждого отдельного государства является использование высоких технологий, и в частности возможностей INTERNET, организованными преступными группами и террористическими организациями. На международном совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов[121], проходившем 6 сентября 2007 г. директор ФСБ Патрушев отметил, что «террористы все активнее используют Интернет для пропаганды своей деятельности, вербовки новых членов, сбора финансовых средств и организации конспиративной связи»[122]. Эксперты[123], проанализировав террористические сайты[124], пришли к выводу, что террористы в настоящее время интенсивнее используют продвинутые мультимедийные технологии – в частности, аудио– и видеоматериалы. Оказалось также, что радикальные группировки стали практически повсеместно оснащать свои ресурсы различными интерактивными функциями: блогами, чатами и форумами. Наиболее популярные террористические сайты[125] привлекают ежедневно сотни посетителей. Таким образом Интернет придает новый размах тем активам, которые уже есть у террористов, для достижения их целей, а также служит новым путем для выражения взглядов, сбора средств, вербовки, причем из любой точки мира.
Проблема использования террористами в своих целях Интернета актуальна сегодня абсолютно для всех стран[126], однако пока ни в одной стране не разработаны ни законодательные, ни методологические основы противодействия использованию Интернета террористами. При решении этой задачи государствам необходимо принять консолидированные меры, с тем чтобы не допустить использования информационно-коммуникационных технологий для поощрения и осуществления террористической деятельности. Это с одной стороны. А с другой – необходимо максимально полно задействовать возможности Интернета в качестве средства борьбы с терроризмом и распространением экстремистской идеологии.
При построении общегосударственной системы противодействия терроризму в рамках политического направления необходимо обратить внимание и на внутригосударственные проблемы, продуцирующие терроризм. В Российской Федерации на протяжении последних 15 лет Северо-Кавказский регион, и в частности, Чеченская республика ассоциируются с массовыми проявлениями терроризма. После распада СССР, в обстановке политической и экономической нестабильности, именно там наиболее ярко проявились и приобрели остроту многочисленные экономические, социальные, этнокультурные проблемы. Этим умело воспользовались международные экстремистские и террористические организации, стремящиеся вывести Северо– Кавказский регион из состава России. Подобные устремления соответствовали геостратегическим задачами ряда государств по подрыву территориальной целостности нашей страны. Именно поэтому Россия на территории Северо-Кавказского региона столкнулась не с экстремистскими проявлениями отдельных лиц и сепаратизмом локального характера, а с отлаженным и опробованным в других регионах мира механизмом разжигания кризисных очагов руками международных террористических структур.
В настоящее время антитеррористическая операция на юге страны официально считается завершенной, однако незаконные бандформирования, укрывшиеся в лесах и горах Северного Кавказа, продолжают оказывать вооруженное сопротивление. Лидеры этих формирований предпринимают активные попытки распространить свою деятельность с территории Чечни на сопредельные районы. Об этом свидетельствуют вооруженные нападения на населенные пункты, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих в Ингушетии и Дагестане, теракты в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольском и Краснодарском краях. Сохраняется опасность проведения террористических актов и в других регионах.
В этой ситуации политическое руководство России отводит особую роль деятельности силовых структур, особенно ФСБ, по отслеживанию и уничтожению бандформирований. Так, в 2005 г. в ходе спецопераций в Чечне было уничтожено 300 боевиков, причем самым серьезным достижением стало уничтожение ряда главарей, в том числе Масхадова[127]. В 2006 г. нейтрализованы 169 боевиков, включая 34 главарей и зарубежных наемников. В их числе – Басаев, Сайдулаев, Хадисов, Расулов, Абу-Хавс и др.[128] Эти люди во многом определяли стратегию террористов в Северо-Кавказском регионе.
Правоохранительным органам необходимо и в дальнейшем вести бескомпромиссную борьбу с терроризмом: задерживать, ликвидировать участников бандгрупп, уничтожать бандитские базы, изымать оружие и боеприпасы. При этом важно не только оперативно реагировать на вылазки террористов, но и заранее предупреждать такие акции.
Существенным фактором дестабилизации на Северном Кавказе явилось также то, что в начале 90-х гг. Россия получила более 13,5 тыс. км, не оформленных в договорно-правовом отношении, необустроенных и фактически открытых участков границы[129]. Через них широким потоком хлынули контрабанда, наркотики[130], нелегальные мигранты, оружие. Получаемые организованной преступностью от этой деятельности доходы образовали финансовую базу терроризма. По этим же каналам на Северный Кавказ с афганских баз подготовки боевиков стали проникать эмиссары международного терроризма и религиозно-экстремистские деятели.
Итак, можно говорить о том, что практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на ее государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью. Поэтому без активизации национальных усилий и международного сотрудничества по укреплению пограничного и таможенного контроля невозможно обеспечение внутренней и внешней безопасности России.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Формирование общегосударственной антитеррористической системы"
Книги похожие на "Формирование общегосударственной антитеррористической системы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Оксана Нардина - Формирование общегосударственной антитеррористической системы"
Отзывы читателей о книге "Формирование общегосударственной антитеррористической системы", комментарии и мнения людей о произведении.