Александр Ореховский - Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты"
Описание и краткое содержание "Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты" читать бесплатно онлайн.
В книге доктора философских наук, профессора А.И. Ореховского представлена назревшая в социуме исследовательская область философии – философия ответственности, которая базируется на учете общесоциологического закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил общества.
В центре системного анализа рассматриваются те существенные ответственные зависимости практики, которые обусловливают позиции свободного ценностного выбора исторического субъекта, реализующего свои интересы в процессе материальной и духовной деятельности.
Особое внимание уделяется материалистической диалектике взаимодействия базиса и надстройки, которые стабилизируют развитие государственности на правовой основе в механизме ее руководства, управления и регулирования. Раскрываются противоречивые негативные тенденции становления правового государства и гражданского общества в России, строящегося на принципах рыночной экономики.
Книга рассчитана на философов, политиков, юристов, социологов, культурологов, этиков, психологов, а также преподавателей и обучающихся – всех, кто несет ответственность за судьбу и благополучие Отечества.
Свобода, не соотнесенная с ответственностью, превратилась в произвол – в негативно отклоняющееся поведение деятельных субъектов от легитимной законности. В жизнедеятельности советских людей не был востребован высший духовный (моральный) потенциал человеческих ценностей: интересы субъектов исторической деятельности замкнулись на вожделенческом сознании субъекта, на сугубо индивидуалистическом потребительстве. Пышным цветом расцвела коррупция…
Свобода «без берегов» проявилась в отбрасывании и попрании нормативов культуры. Особенно характерно это для современной модернистской концепции государственности – представителей неолиберализма. «Новое либеральное учение легитимирует повальную коррупцию, гражданскую безответственность, стяжательские инстинкты и даже прямое национальное предательство с помощью идеологии безграничного индивидуализма и «морали успеха» (см.: Панарин А. Народ без элиты. – М., 2006. – С. 280).
Интересы субъекта при полной свободе их реализации (без ограничения ответственностью!) вступают в острейшее противоречие с объективными требованиями социальной государственности. Общенародные интересы (в качестве основного стержня позитивной социальной активности) имеют необходимую ценностную значимость в развитии общества. Ценностный подход в анализе характеризует классовую позицию действующих субъектов в сфере материально-производственных, экономических взаимодействий по поводу, прежде всего, справедливого распределения материальных благ в соответствии с количеством и качеством труда субъекта деятельности.
В объективных интересах содержатся и стимулы творчески созидательной активности ученых, и успехи должных идейно-воспитательных воздействий общества на индивида. Но конструктивность воздействия развитого позитивного интереса в качестве регулятора ответственных зависимостей во взаимодействии индивидов и определенных общностей обусловлены во многом сложившейся экономической структурой, обеспечивающей актуальные потребности субъекта деятельности. Эти практические зависимости часто не отвечают правовым установлениям социального государства. И с этой стороны интегральный ценностный критерий системы ответственности основывается на учете актуальных потребностей и интересов социальной общности в целом. Как правило, необходимые зависимости социума определяются в качестве общенародных интересов и выступают тем генетическим основанием, на котором должна строиться адекватная система ответственности.
Общество разветвленной системой социальных норм и правил стремится ввести интересы субъектов в целостное состояние необходимых ценностных отношений субъекта ответственности. Но развитая формализация нормативно-ценностных регуляторов не только способствует рациональному освоению действительности, но при ее консервации является и определенным ограничителем творческой воли субъекта, ибо неукоснительное соблюдение устаревающих стандартов может приводить к абсурду, когда эти строго действующие установления слишком формализованы, а назревшие легитимные правовые требования не нашли должного закрепления в текущем законодательстве.
Предметно-вещественная деятельность, а также морально-психологические зависимости людей постоянно изменяются (в определенных отношениях), и прежние постоянные взаимосвязи и взаимозависимости субъектов нередко становятся недостаточными. В таком положении чрезвычайно трудно своевременно выработать и применить на деле адекватные нормативно-оценочные регулятивы, которые могли бы целостно учитывать сущностные зависимости и тем самым оптимально соотносить количественные и качественные изменения в предметно-вещественном и духовном освоении действительности, что приводило бы к эффективному созиданию общественных благ, всемерно способствуя актуальной социализации личности.
На практике существующие нормативно-оценочные регулятивы отстают от фактически складывающихся материальных отношений и зависимостей, ибо количественные характеристики объективной значимости отражаемых явлений, в силу противоречивости и чрезмерной сложности этих явлений, в силу неисчислимого множества переменных в материальных зависимостях, не могут быть своевременно и оперативно учтены с должной адекватностью.
Возникает закономерный вопрос: есть ли в механизме функционирующих экономических общностей такие связующие звенья, которые могли бы эффективно реализовать насущные требования, вытекающие из необходимых ответственных зависимостей, стихийно складывающихся в процессе производственных и социальных взаимодействий? Положительный ответ на этот вопрос содержится в диалектике становления идеального соотношения общенародных, коллективных и личных интересов на ценностной основе.
При поиске наиболее рациональных решений в тех случаях, когда определить необходимые пропорции в количественной характеристике социально-экономических явлений не удается, приходится иметь дело с их качественной определенностью. «Качественная» основа анализа помогает выявить такие инвариантные ответственные зависимости, еще не учтенные в общих ценностных нормативах, которые стимулируют получение эффективного конечного результата в трудовой и духовной деятельности компетентного человека. Исследование причин неупорядоченности структурно-функциональных взаимодействий в практике освоения предметно-вещественных факторов и достижений духовной культуры наглядно свидетельствует, что еще далеко не интегрально учтены интересы субъектов деятельности, что ценностный характер интереса может быть выявлен в качественных характеристиках социальных явлений. Это открывает новые возможности по эффективному использованию не только имеющихся структурных элементов в системе производства, но и своевременного приведения этих элементов в адекватное соответствие с требованиями научно-технического и социального прогресса.
Характеризуя повседневные экономические и духовные связи людей, объективно складывающиеся в ходе их трудового и культурного сотрудничества, необходимо отметить, что в этих связях прежде всего экономические интересы выполняют системообразующую роль, ибо их реализация обеспечивает актуальные потребности личности. Они выступают определяющим мотивационным движущим импульсом, мобилизуя в сфере материального производства гражданские формы массового социального действия, посредством которых происходит должное функционирование (действие, использование, реализация требований) общеэкономического закона. Экономические интересы выступают своего рода связующим и «передаточным звеном» между требованиями и функционированием закона как его сущностными сторонами, когда эти интересы адекватны сущностным зависимостям закона соответствия экономических отношений характеру и уровню развития производительных сил общества. Экономические интересы, реализуемые в материально-производственной деятельности, создают те реальные экономические условия, которые востребуют весь спектр ответственных зависимостей в социуме. «Экономическое положение, – писал Ф. Энгельс, – не оказывает своего действия автоматически, как это для удобства кое-кто представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие – политические и идеологические, – являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие, и одна приводит к его пониманию» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 39. – С. 175).
Экономические условия непосредственно связаны с направленностью развития актуальных общественных потребностей, что проявляется прежде всего в ценностно-ориентированных интересах субъектов. Чтобы определить сущностные характеристики интересов, выступающих в качестве действенных регуляторов социально-экономических отношений, необходимо четко и последовательно проследить их связь с конкретно-историческим содержанием реализации потребностей, а именно вычленить в структуре объективных потребностей наиболее значимые для общества потребности, которые имеют общенародную ценность, закрепить правом необходимые ответственные зависимости в структуре этих потребностей.
В 60–70-е годы прошлого столетия в процессе конкретно-социологического исследования выявились объективные и субъективные факторы становления экономической и моральной ответственности в трудовых коллективах, анализировались средства укрепления дисциплины труда; определялись наиболее эффективные меры, способствующие созиданию ценностной системы механизма ответственности; рассматривались способы взаимодействия норм как необходимое условие востребованности моральных стимулов в сочетании личных и общественных интересов в становлении экономического могущества Российского государства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты"
Книги похожие на "Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ореховский - Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты"
Отзывы читателей о книге "Философия ответственности. Методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты", комментарии и мнения людей о произведении.