Василий Журавлев - Дубай. Волшебный сон, ставший явью

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Дубай. Волшебный сон, ставший явью"
Описание и краткое содержание "Дубай. Волшебный сон, ставший явью" читать бесплатно онлайн.
Книга журналиста и путешественника Василия Журавлёва – лауреата телевизионной премии «ТЭФФИ», заместителя директора общественно-культурного центра «Клуб путешественников имени Юрия Сенкевича», лауреата журналистской премии «Серебряная чернильница», специального корреспондента журналов «Вокруг света» и «Вояж» – рассказывает об одной из интереснейших стран Востока – княжестве Дубай, во многом остающемся загадочным и незнакомым для российского туриста.
Благодаря высокому качеству сервиса, эксклюзивным возможностям приема гостей, гостеприимству и радушию населения Дубай занимает традиционно высокое место на туристском рынке России.
Бремя нефти
«Эмиратская находка» вызвала шок в мире нефтяного бизнеса: в 1958 г. в Абу Даби были обнаружены крупнейшие в мире запасы нефти – более 1 млрд тонн! В Дубае запасы оказались более скромными.
Первое время, пока нефтяные месторождения не набрали мощность и не была проверена их рентабельность (себестоимость добычи нефти в Абу-Даби достаточно высокая), правители эмиратов получали лишь часть доходов, согласно концессионным соглашениям. Разумеется, это делало богатыми лишь правящие верхи и их приближенных. Затем доходы стали распределятся пополам, и тогда началась интенсивная социально-экономическая модернизация Дубая и Абу-Даби.
Многие ошибочно считают, что процветание Дубая основано на добыче нефти. Это не совсем точно. История открытия и разработки нефтяных месторождений в этом регионе насчитывает не более 80 лет. Первый «запах нефти» появился здесь еще до Второй мировой войны – в 1930-е гг. геолого-разведчики обнаружили большие запасы нефти в Бахрейне. Позднее «черное золото» было обнаружено в Абу-Даби, и лишь к концу 1960-х гг. нефть открыли в Дубае. Однако уже тогда было ясно, что запасы этой нефти невелики и достаточно быстро иссякнут при интенсивной откачке. Именно на основании этого реалистического прогноза правящим в то время шейхом Рашидом были разработаны принципы новой экономики Дубая, в основу которых легла идея о процветании всей нации, а не отдельных ее членов. Этим же принципам, когда наличие запасов нефти используется для достижения стратегических целей для процветания княжества, следует и шейх Мухаммед бин Рашид. Нефть не стала самоцелью, зато с ее помощью удалось создать социально-экономические условия для дальнейшего развития страны.
«Такси пустыни»
В 1950-е гг. экономическая жизнь в Дубае оживляется: возрастает объем внешнеэкономического оборота, и эмират богатеет, хотя до начала 1960-х гг. самым распространенным и едва ли не единственным массовым средством транспорта в Дубае оставались ослы и верблюды.
Шейх Рашид рьяно берется за реформы по благоустройству: договаривается с эмиром Катара, и на катарские средства в Дубае строится первый международный аэропорт – до этого аэродром в Эмиратах был лишь в Шардже, который в 1933 г. построили британские саперы. Регулярные рейсы в эмират первыми стали совершать самолеты по маршруту Лондон – Дели «Британской заморской аэрокорпорации» (BOAC) и «Ближневосточных аэролиний» (MEA). Здесь же на дозаправку садились многие самолеты, следовавшие в Азию и Восточную Африку. В те годы еженедельный прилет самолета считался событием, сегодня же на аэродром Дубая самолеты садятся каждую минуту ежесуточно.
Теперь рейсы из Европы на восток и обратно шли через современный аэропорт Дубая. По инициативе шейха Рашида в 1946 г. в стране создается первый банк (Британский банк Среднего Востока), а в 1963 г. открывается Национальный банк Дубая. При этом у Дубая пока еще нет своей национальной валюты: по старинке в расчетах используется «легкая» индийская рупия и «тяжелый» британский фунт. В 1949 г. построен госпиталь Аль-Мактум – тогда единственный современный медицинский центр на всем Ближнем Востоке. Прокладывается первый телефонный кабель. Роют канализацию на уровне западных стандартов там, где только что текли арыки, а нечистоты выплескивались на улицу как в средневековом городе. Формируются первые части полиции, служить в которых могут только местные жители. В 1961 г. правитель создает местное самоуправление – муниципалитет. Но при этом не вводится западная система налогообложения! Налоги в Дубае отменили еще в XIX в., и правители следуют этой традиции.
Одно из современных зданий Дубая
В результате модернизации и всех этих видимых и скорых шагов по улучшению качества жизни населения княжества британский представитель перебирается из Шарджи в Дубай, что становится знаковым событием в глазах местных жителей.
Впрочем, правитель Фуджейры давно уже живет в Дубае, а от его имени эмиратом правит доверенное лицо.
Шейх Рашид стал одним из первых клиентов Кувейтского фонда арабского экономического развития, который предоставил ему средства для дренажа и очистки Дубайской бухты – ее дно настолько покрылось илом, что с трудом стали проходить большегрузные суда. Тогда рядом с входом в бухту был построен новый волнорез. Очистка бухты и строительство завершились в 1963 г.
Дубай разделен своей узкой и длинной бухтой на две части – старую и новую. Переправиться через нее можно только с помощью лодочников или в многокилометровый объезд. В 1963 г. в городе строится первый мост, который объединяет районы Дубая. А в 1965-м традиционная предприимчивость дубайцев находит новую форму – создается торгово-промышленная палата.
Шаги по благоустройству страны, предпринятые в короткий срок шейхом Рашидом, который не ждал разрешений и одобрений из Лондона, а делал то, что считал нужным для своей страны и ее коренного населения, вскоре привели в тому, что 1968 г. по инициативе англичан в Дубае прошло первое совещание семи эмиратов Договорного Омана. Были рассмотрены 15 крупных экономических проектов, которые должны были способствовать развитию этих территорий – развитию сети шоссейных дорог, строительству электростанций и прокладке труб для водоснабжения. В отличие от многих других стран «третьего мира», где бюджеты, выделяемые на развитие, бессовестно раскрадываются теми, кто стоит «у руля», в Дубае все эти начинания могли бы окончиться реальным продвижением по пути развития под «чутким руководством» старших британских товарищей, однако история распорядилась иначе.
В Дубае нефть была найдена лишь в 1966 г. Ее экспорт начался уже через три года после обнаружения первого месторождения. С 1969 г. нефть стала играть немалую роль в развитии экономики Дубая. Но даже после того как Дубай начал получать доходы от продажи сырья, торговля оставалась основой богатства княжества.
Считать, что высокий уровень жизни коренных дубайцев связан с экспортом нефти, – обычное заблуждение европейцев, путающих, по незнанию, Абу-Даби и Дубай. Добыча и продажа нефти, запасы которой невелики по местным меркам, играют скорее вспомогательную роль в развитии экономики страны. Процветание эмирата связано в первую очередь со странами Персидского залива, с такими традиционными занятиями, как торговля и реэкспорт, развиваться которым позволило создание первой свободной экономической зоны Джебель-Али и строительство уникальной рукотворной гавани, способной принимать современные суда фактически любой тоннажности. Реэкспортная торговля – отнюдь не дубайское «ноу-хау», но именно здесь этот вид предпринимательской деятельности получил наибольшее развитие и приносит стабильно высокие доходы. Увлечение реэкспортом в регионе началось во времена мирового кризиса и разорения торговцев жемчугом – еще задолго до начала Второй мировой войны. Дубайские торговцы привозили товары из третьих стран, но не стремились продать их в собственной стране, а сбывали их в других портах.
Вторая мировая война лишь способствовала росту реэкспорта. Война на море привела к перебоям в поставках и замиранию торговых операций. На рынке стала ощущаться явная нехватка основных продуктов питания, которые доставлялись из Индии и Африки: риса, сахара, чая и кофе. Правительство Великобритании ввезло в страну большое количество риса и сахара, а дубайские торговцы дешево скупали эти товары, грузили на доу и перевозили в Иран, где британская «гуманитарная помощь» быстро растворялась на черным рынке.
Контрабанда золотом достигла своего пика в 1970 г., когда 259 т золота проследовали через эмират на своем пути на огромный рынок Индии. В начале 1970-х гг. правительство Индии начало бороться с контрабандой золота. Но до того как это произошло, торговцы Дубая заложили солидную финансовую базу сегодняшней огромной реэкспортной торговли азиатским ширпотребом, которая распространяется на другие страны Залива и Индию.
Перемены шейха Рашида неожиданно создают и новую проблему в Дубае: в страну хлынул поток предпринимателей и «дешевых» работников из Индии, Пакистана и Ирана. Правительство страны впервые сталкивается с тем, что коренное население со своими привычками и традициями может раствориться в толпе приезжих, как в современных Париже, Лондоне и Москве, и неожиданно для самого себя превратиться в национальное меньшинство в собственной стране. С такой же проблемой, но уже в большем масштабе, Дубай столкнется через двадцать лет. Для того чтобы сохранить вековую славу самого космополитического эмирата и избежать ксенофобии и роста социальной напряженности, в Дубае принимается ряд жестких законов, которые четко разграничивают права коренного населения и возможности приезжих, которые действуют и поныне.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дубай. Волшебный сон, ставший явью"
Книги похожие на "Дубай. Волшебный сон, ставший явью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Журавлев - Дубай. Волшебный сон, ставший явью"
Отзывы читателей о книге "Дубай. Волшебный сон, ставший явью", комментарии и мнения людей о произведении.