Василий Журавлев - Дубай. Волшебный сон, ставший явью

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Дубай. Волшебный сон, ставший явью"
Описание и краткое содержание "Дубай. Волшебный сон, ставший явью" читать бесплатно онлайн.
Книга журналиста и путешественника Василия Журавлёва – лауреата телевизионной премии «ТЭФФИ», заместителя директора общественно-культурного центра «Клуб путешественников имени Юрия Сенкевича», лауреата журналистской премии «Серебряная чернильница», специального корреспондента журналов «Вокруг света» и «Вояж» – рассказывает об одной из интереснейших стран Востока – княжестве Дубай, во многом остающемся загадочным и незнакомым для российского туриста.
Благодаря высокому качеству сервиса, эксклюзивным возможностям приема гостей, гостеприимству и радушию населения Дубай занимает традиционно высокое место на туристском рынке России.
Основы будущего богатства
Самым экономически сильным эмиратом на рубеже двух столетий оставалась Шарджа, однако, когда правителем Дубая становится шейх Заид бин Мухаммед, прозванный в народе «Великим», тогда и Дубай начинает развиваться. Дед нынешнего правителя Дубая правил долго: с 1855 по 1909 г., и за это время ему удалось многое сделать, а главное – заложить основы будущего процветающего государства и воспитать сына-единомышленника – своего преемника. Авторитет, а с ним и влияние правителя Дубая в регионе быстро росло. Шейху Заиду удается небывалое: он добивается контроля над караванными путями и потоками индийских паломников-мусульман, совершающими хадж в Мекку. Контроль над торговыми потоками приносит некоторый доход в казну эмирата. Затем ему удается сделать то, что было не под силу никому до него: он начинает регулировать всю добычу и сбыт жемчуга. Такое усиление одного человека не может не вызывать опасения у британцев: резидент разведки в регионе Перси Кокс сообщает в Лондон в 1902 г., что влияние шейха Заида из рода Мактум во всех сферах местной жизни сильнее любого другого правителя в этой части Аравии!
В 1870 г. Дубай уже представляет собой не захолустную деревеньку ныряльщиков за жемчугом, а оживленный порт. В его узкий и длинный залив заходят торговые «аль бум» – доу из всех стран залива, далеких Индии и Ирана. В самом начале нового, двадцатого века шейху Заиду удается убедить британцев перенести транзитный пункт британско-индийской пароходной компании из Ирана в Дубай. Это решение выводит дубайских торговцев уже не на региональный уровень, а международный: их связи расширяются по всему арабскому миру и перекидываются в Азию.
Особенно преобразилась в эти годы восточная часть Дубая – район Дейра. В ней уже было 350 лавок торговцев из Ирана, Белуджистана и Индии. Именно тогда закладываются традиции Дубая как самого космополитичного и веротерпимого города на всем Аравийском полуострове.
Оазис в пустыне
Атмосфера оживленного торгового центра, где никто не задается вопросом, откуда ты, а лишь кто ты и каковы твои деловые и человеческие качества, всячески поддерживалась и самими дубайцами. Не случайно, что между мировыми войнами четверть населения Дубая составляли выходцы из других стран…
Главными своими стратегическими противниками в этом уголке мира Лондон считает Россию и Османскую империю. (Раздробленные земли Германии едва начинают складываться в новое государство, создаваемое железной рукой Бисмарка, и немцам пока не до аравийских пустынь.)
Другие акценты
Британская дипломатия начинает снова активно действовать в этом регионе, в результате чего в 1880 г. правитель Бахрейна подписал договор, который полностью ограничивал его свободу действий. С момента вступления в силу кабального соглашения правитель не мог больше сам вести переговоры и подписывать какие бы то ни было договоры с иностранцами, разрешать деятельность торговых, дипломатических, консульских и прочих организаций иных стран, кроме одной только Англии.
Спустя 12 лет подобное соглашение вынужден подписать и шейх Заид – правитель Абу-Даби. По его примеру такие же договоры подписывают и другие правители эмиратов Договорного Омана, которые окончательно теряют свою независимость: все внешние дела за них теперь решают англичане.
В начале XX в. на сцене неожиданно появляется еще один сильный игрок: Германия. Ее союз с турками против Англии и России вызывает большие опасения на Туманном Альбионе: кайзер приближается к границам Британской Индии, используя свою дружбу с Великой Портой. Неслучайно же в Константинополе все чаще появляются германские делегации и военные советники. Особый переполох на Даунинг-стрит вызвало известие о том, что немцы и турки практически уже договорились о совместном строительстве и эксплуатации железной дороги Берлин – Басра…
В ответ в 1899 г. британцы в спешном порядке подписывают с правителем Кувейта договор, который не дает теперь возможности вывести железную дорогу Берлин – Багдад – Басра прямо на берега Залива, а значит, в случае вооруженного конфликта между европейскими державами быстро перевозить войска, провиант и военную технику в зону жизненных интересов островной империи. Турки делают ответный ход, громко заявляя о том, что Кувейт в действительности часть Османской империи.
В самом Кувейте есть немало сторонников тесных связей с Османской империей как мусульманским государством, гораздо более близким по духу и традициям странам Залива, чем христианская Англия. В Кувейте едва не начинаются боевые столкновения между сторонниками и противниками тесных отношений с Константинополем… но и тут британцы снова всех опережают, пренебрегая международным правом: в Кувейт входят британские войска, и еще вчера официально независимая страна, сама того не желая, в одночасье становится протекторатом Великобритании.
Британия берет под свою опеку весь регион и обязуется защитить его жителей в случае нападения агрессора, к тому же декларирует «право на независимость» арабов, правда, выражается оно лишь в том, что у власти остаются правящие династии.
Но подобный подход вполне устраивает племена, привыкшие подчиняться своим и только своим правителям…
Английские шпионы и арабские боевики
Начинается Первая мировая война. Все великие сражения происходят вдали от Персидского залива, но борьба между сцепившимися насмерть европейскими странами отражается и на жизни Аравии: присутствие англичан становится еще более явным и навязчивым. Для начала, в 1914 г. они оккупируют порт Басра. Это не нравится арабам, но британцы спешат уверить правителей этих земель в том, что данный шаг предпринят исключительно в целях безопасности местного населения и обеспечения их независимости от турок, а как только война победоносно закончится, то в мирный договор победители внесут пункт о том, что все страны Аравийского полуострова вновь обретут суверенитет и независимость. В эти посулы шейхи, знающие цену британскому лицемерию, верят слабо, но все же предпочитают разыгрывать «английскую карту», однако и не забывают о том, что Турция – все еще мощное государство. Да и война пока идет без явного перевеса с чьей бы то ни было стороны.
Борьба за будущее устройство Аравийского полуострова идет в его центральных областях, в пустыне. Король Хиджаза Хусейн и эмир Ибн Сауд при военной поддержке англичан объединяют свои усилия, но при этом каждый ведет свою игру с сильным английским союзником и надеется после войны получить как можно больше власти и земель.
Значение полуострова для британской короны возросло особенно после того, как в 1869 г. был достроен Суэцкий канал, а затем Египет был оккупирован англичанами. В то время вся жизнь Островной империи зависела от поставок морским путем, поэтому Канал в безводной пустыне, благодаря которому суда не должны были теперь огибать Африку для того, чтобы попасть из Европы в Азию, отвечал национальным интересам Британии, а попросту был ей жизненно необходим. В этих же местах проходил и главный кабель Соединенного королевства, связавший метрополию с ее колониями в Азии, Австралии и Африке.
В противовес германско-турецким планам англичане планировали построить свою железнодорожную трассу Капштадт (Кейптаун) – Каир – Калькутта, которая соединила бы воедино разрозненные лоскутки имперского одеяла: Южную Африку, Ближний Восток, Индию и Австралию с Новой Зеландией. А нефтью Британские острова во многом обеспечивал трубопровод Керкук – Хайфа, также проходящий через этот пустынный регион.
Из досье «ИП»:Война Британской империи с османами проходила в пустыне. Англичане активно использовали недовольство турецким правлением со стороны арабских племен и обещали щедро наградить их новыми землями и золотом после того, как турки будут сокрушены. Использовать регулярные части в Аравии тех дней было практически невозможно: вместо шоссейных или хотя бы грунтовых дорог имелись лишь караванные тропы. Малое количество природных источников воды никак не было рассчитано на такое количество солдат в пустыне. Плюс зыбучие пески и убийственная жара, из-за которой передвигаться приходилось только ночью, как это делают караванщики. Поистине необъятная страна с огромными расстояниями между оазисами, где только и можно было раздобыть фураж…
Восток – дело тонкое!
Для того чтобы воевать в пустыне, англичанам пришлось для начала строить дороги в песках, искать воду и пробивать артезианские колодцы. Британцы не наступали, а весь начальный этап войны стояли на месте. Штабные стратеги понимали: для того, чтобы подготовить успешное наступление в пустыне, нужно выиграть время и ослабить противника. Для этого идеально подходили арабы с их практикой партизанских действий в тылу у турок. Британцам было крайне необходимо временное объединение сил в форме межарабского союза, разумеется, временного, который поможет им одолеть турок в изнурительном противостоянии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дубай. Волшебный сон, ставший явью"
Книги похожие на "Дубай. Волшебный сон, ставший явью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Журавлев - Дубай. Волшебный сон, ставший явью"
Отзывы читателей о книге "Дубай. Волшебный сон, ставший явью", комментарии и мнения людей о произведении.