Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.
Фото 20. 6-я соборная мечеть г. Троицка. 1911 г.
В 1913–1914 уч. г. мектебе и медресе при 6-й соборной мечети г. Троицка насчитывали 50 учащихся, в том числе 45 приходящих и 5 пансионеров. Под руководством 2 преподавателей они изучали Коран, основы ислама, хадисы, татарский язык и арифметику[141].
На фоне экономического подъема численность мусульманского населения Троицка продолжала неуклонно возрастать. В 1894 г. здесь проживали 8013 последователей ислама (42,7 % населения), в 1896 г. – 8321 (42,3 %), в 1897 г. – 8430 (36,2 %), в 1903 г. -10223 (37,3 %), в 1904 г. – 12 081 (39,2 %), а в 1910 г. – 15701 (41,9 %). Данные 1897 г. позволяют выявить национальный состав мусульманского населения города: татары – 7344 человека (87,1 %), башкиры – 625 человек (7,4 %), казахи – 410 человек (4,9 %), узбеки – 33 человека (0,4 %), черкесы – 6 человек (0,07 %), прочие – 12 человек (0,13 %)[142].
В начале XX в. за речкой Увелькой, неподалеку от Амурского предместья на арендуемой у города выгонной земле возникла Кузнецовская слободка, куда по санитарным и противопожарным требованиям выносили промышленные и ремесленные предприятия. Она получила свое название по расположенной здесь паровой мельнице городского главы Д.В. Кузнецова. Среди татарского населения этот район был известен как Яна аул – Новый поселок. Основное население слободки составляли мусульмане, которые относились к приходу 5-й соборной мечети. 25 ноября 1906 г. арендаторы обратились в Троицкую городскую управу с просьбой отвести им в районе поселения место под устройство собственной мечети и медресе. По запросу городских властей 4 января 1907 г. они дополнительно указали, что им необходимо для этих целей не менее 900 кв. саженей земли. На заседании 25 января 1907 г. Троицкая городская дума журналом № 4 постановила отвести им такой участок вблизи реки Увельки, напротив плановых мест №№ 39, 40, 59, 60, 121–123, 125 и 127, в аренду сроком на 12 лет за символическую плату по 2 руб. в год с правом переоброчки без увеличения цены на такой же срок (ныне Пролетарская площадь).
Вероятно, местные рабочие как люди небольшого достатка не могли быстро собрать необходимую сумму для возведения культового здания. Тем не менее еще до получения официального разрешения, с 1906 г., в Кузнецовской слободе начало работу мектебе, которое стало центром формирования мусульманской общины[143]. Только 2 мая 1910 г. местные жители в количестве 161 домохозяина вынесли решение, которым ходатайствовали о постройке 7-й соборной мечети с образованием самостоятельного прихода. 10 мая их уполномоченные, троицкие мещане Рахимжан Абдулгафуров и Мухаметгали Абдулвагапов, обратились в Оренбургское магометанское духовное собрание. Журналом на 9 сентября оно сообщило губернскому правлению, что считает необходимым строительство нового храма за неимением в слободе мечети и в силу удаленности от нее культовых зданий вообще[144]. Вместе с рапортом от 13 сентября 1910 г. № 6523 Духовное собрание также представило на рассмотрение архитектурный проект. По запросу губернской администрации Троицкое уездное полицейское управление доложило, что в Кузнецовской слободе проживает до 500 мужчин мусульманского вероисповедания, а христиан всего 10 домов. Журнальным постановлением ОГП на 3 июня 1911 г. № 378 было разрешено построить в Троицке 7-ю соборную мечеть (указ от 9 июня 1911 г. № 2709)[145].
Узнав, что умерший в 1906 г. купец Мухаметшариф Ахмеджанович Яушев оставил по завещанию 15 тыс. руб. на строительство трех мечетей, жители Кузнецовской слободы обратились за помощью к его душеприказчику. Ташкентский купец 1-й гильдии Мухаметлатиф Мухаметшарифович Яушев откликнулся на их просьбу и 11 апреля 1912 г. заключил договор с подрядчиком – верхнеуральским мещанином Василием Гавриловичем Тыриным. Договор предусматривал, что мечеть в Кузнецовской слободе «должна быть построена деревянная, бревенчатая на каменном фундаменте, крыта железом», а «крыша, полы, потолки, двери, рамы и косяки… выкрашены масляной краской соответствующего цвета». При заключении сделки был уплачен задаток в 2000 руб., 9 мая – 1500 руб., 22 мая – 1000 руб., а 8 июля произведен окончательный расчет в 1000 руб. Мечеть была завершена в августе 1912 г. и обошлась в 5500 руб., причем недостающую сумму в 500 руб. добавил лично от себя сын благотворителя Латиф Яушев[146]. Журнальным постановлением ОГП на 6 апреля 1913 г. в звании ее имам-хатыба был утвержден Араслангали Файзуллин (указ от 8 апреля 1913 г. № 1359)[147]. По бедности прихода он был единственным учителем местного мектеба, где в 1913–1914 уч. г. 86 приходящих мальчиков изучали Коран, вероучение, историю ислама, татарский язык и арифметику[148]. 26 апреля 1917 г. Араслангали Файзуллин умер, а на его место 1 ноября 1917 г. был переведен с повышением муэдзин 2-й соборной мечети Гайфулла Мухаметхабибович Ишматов[149].
1.2. Роль мусульманского населения Троицка в городской, региональной и российской экономике
Определяющим фактором развития города в целом и его мусульманской общины в частности стало выгодное геополитическое положение, способствовавшее быстрому превращению Троицка в один из двух крупнейших центров, через которые осуществлялись торговые и дипломатические отношения России с народами Казахстана и Средней Азии. Перенос в 1743 г. меновой торговли из Орской крепости в новый Оренбург создал определенные сложности для казахов Средней Орды, ташкентских купцов, жителей
Малой Бухарии и Восточного Туркестана, которые в силу дальнего расстояния не могли посещать его. Для освоения этого перспективного рынка уже в 1745 г. меновая торговля была разрешена в Троицке. В 1750 г. на расстоянии 1 версты от города, на степной стороне реки Уй, был построен деревянный Меновой двор, который пять лет спустя насчитывал уже около 600 кладовых амбаров и лавок[150]. Стремительно набирая обороты, троицкая меновая торговля по своему объему приблизилась к оренбургской.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). Ф. И-295. Оп. 3. Д. 103. Л. 1–2, 4–5.
2
Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 6. Оп. 4. Д. 9779. Л. 3–5 об.
3
ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3473. Л. 23; Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-87. Оп. 1. Д. 376.
4
ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 7182. Б. п.; ГАОО. Ф. 11. Оп. 6. Д. 62. Л. 303303 об.
5
Фахреддин Р. Асар. Т. 1. Казань: Рухият, 2006. С. 176–177, 349; Фахреддин Р. Асар. Т. 2. Казань: Рухият, 2009. С. 360.
6
Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII–XIX вв. Уфа: Гилем, 1999. С. 92.
7
ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3577. Л. 51 об. – 53; ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 7182. Б. п.
8
Фахреддин Р. Асар. Т. 1. Казань: Рухият, 2006. С. 310–311.
9
ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4148. Л. 951–951 об.
10
Там же. Д. 4193. Л. 273–273 об.
11
Там же. Д. 4196. Л. 74–75.
12
Оренбургские губернские ведомости. 1892. 5 сентября. № 36.
13
ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3577. Л. 52 об.-53.
14
ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4105. Л. 855–856.
15
Там же. Оп. 2. Д. 3577. Л. 52 об.-53.
16
Оренбургские губернские ведомости. 1882. 21 августа. № 34; 1883. – 15 января. № 3.
17
Рахманкулов А.В. Шейх Ахмат Хаджи Рахманкулов и его потомки. Челябинск, 2006. С. 15–17.
18
ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4195. Л. 542–542 об.
19
ГАОО. Ф. 21. Оп. 2. Д. 618. Л. 330 об.
20
Там же. Л. 335–335 об.
21
Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4. М.: Восточная литература, 2003. С. 69.
22
ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4196. Л. 41–42.
23
ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4211. Л. 389–390.
24
ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 2. Д. 8. Л. 430; ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3473. Л. 23.
25
Рахманкулов А.В. Шейх Ахмат Хаджи Рахманкулов и его потомки. Челябинск, 2006. С. 29–34.
26
ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 7182. Б. п.; ГАОО. Ф. 11. Оп. 2. Д. 3577. Л. 51 об.-52; Оп. 3. Д. 38. Л. 162 об.-163.
27
ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 14192. Б. п.
ГАОО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 9779. Л. 2–5 об.
28
ГАОО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 9779. Л. 21–26 об., 29–30.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"
Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.