Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.
Фото 17. 5-я соборная мечеть г. Троицка. 1911 г.
Фото 18. Студент Каирского университета Габдрахман Зайнуллович Расулев
В Германии были закуплены дизельные генераторы для освещения мечети, хозяйственных и учебных зданий. После окончания строительства осенью 1905 г. было организовано оснащение учебного процесса по европейскому образцу, новые классы укомплектованы партами, шкафами, наглядными пособиями. По соседству с медресе открыли мастерские для обучения ремеслам, где были установлены станки и необходимые инструменты. Рядом находилась баня для воспитанников, которую топили 3 раза в неделю. В 1904 г. Габдрахман Расули открыл в Амурской слободе аптеку, которая бесплатно обслуживала население[128]. Все преподаватели медресе были обеспечены жильем в специально построенных домах, а учебный корпус и квартира заведующего телефонизированы.
В начале XX в. медресе «Расулия» по организации образовательного процесса, содержанию учебной программы, развитию материально-технической базы становится одним из наиболее передовых и авторитетных мусульманских учебных заведений Российской империи, признанным центром джадидизма. Высокие стандарты образования привлекали сюда выходцев не только из Волго-Уральского региона, но и из Сибири, Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа. В 1913–1914 уч. г. 13 педагогов обучали здесь уже 240 человек, половина из которых проживала при медресе[129]. Выпускниками «Расулии» были татаро-башкирский и казахский поэт и просветитель Акмулла (1831–1895); классик татарской поэзии и один из основоположников башкирской советской литературы писатель Мажит Гафури (1880–1934); башкирский поэт Шафик Аминев-Тамьяни (1858–1931), языковед, доктор филологических наук, профессор Касим Закирович Ахмеров (1900–1969), советский партийно-государственный деятель, председатель СНК БАССР (1930–1937) Зинатулла Гизатович Булашев (1894–1938), сказочник Зинат Валеевич Валеев (1902–1997), поэт, драматург, языковед и фольклорист, деятель башкирского национального движения Хабибулла Габделькагирович Габитов (1886–1939), казахский поэт и журналист Акрам Миннегалиевич Галимов (1892–1913), башкирский писатель, тюрколог и общественный деятель Абдулкадыр Инан (1889–1976), деятель башкирского национального движения, поэт и публицист Габдулхай Иркабаев (1893–1919), поэт Валиулла Файзуллович Кулумбетов (18811964), фольклорист, собиратель киргизского народного творчества и первый исследователь эпоса «Манас» Касим Гайнанович Мифтахов (1892–1948), журналист Халим Фаттахович Искандеров (1888–1958), деятель башкирского национального движения, филолог Нуриагзам Тагиров (1888 – не ранее 1937); религиозные деятели – муфтий Центрального духовного управления мусульман (1936–1948), председатель Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (1948–1950) Габдрахман Зайнуллович Расулев (1881–1950); муфтий, председатель ДУМЕС (1951–1974) Шакир Шайхисламович Хиялетдинов (1890–1974), муфтий ДУМ Башреспублики (1921–1923) Мансур Хатыпович Халиков (1886–1934), муфтий ЦДУМ БАССР (19241936) Мутыгулла Гатауллин (1875–1936), имам-хатыб 1-й соборной мечети г. Уфы, казый, член Правления и Президиума ДУМЕС Баймухаммед Вильданович Тугузбаев (1884–1965); и другие.
Журнальным постановлением ОГП на 17 января 1905 г. Габдрахман Зайнуллович Расулев был утвержден в должности 2-го муллы 5-й соборной мечети г. Троицка в званиях имама и мугаллима (указ от 28 января 1905 г. № 329)[130]. В 1908 г. он совершил паломничество (хадж) в Мекку и Медину. После смерти отца 2 февраля 1917 г. Габдрахман Расули стал главой прихода, а впоследствии занимал пост муфтия, председателя Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири (1936–1948), Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (1948–1950).
Фото 19. Преподаватели медресе «Расулия»
В 90-е годы XIX в. город продолжал интенсивно застраиваться в восточном направлении за счет притока переселенцев. 20 апреля 1893 г. местные мусульмане постановили приговор, которым ходатайствовали о разрешении ташкентскому купцу 1-й гильдии Абдулвали Ахмеджановичу Яушеву построить на собственные средства в этом районе 6-ю каменную мечеть[131]. 9 августа, 11 сентября и 2 октября 1893 г. он приобрел для этой цели за 2534 руб. 45 коп. 4 смежных дворовых участка во 2-й части г. Троицка, на Базарной ул. общей площадью 300 десятин[132]. Изучив проект постройки, губернский архитектор Маркелов дал заключение, что здание будет находиться на законном расстоянии от соседних построек с соблюдением всех разрывов и правил, установленных для сооружения мечетей в городах. Троицкий исправник доложил, что в городе постоянно проживают 5115 мужчин мусульманского вероисповедания и еще 3 тысячи ежегодно прибывают на время меновой торговли, а в новый самостоятельный приход желают перейти 250 мужчин. Не встречая препятствий к его образованию, Оренбургское губернское правление по журналу на 13 мая 1894 г. № 605 передало вопрос о разрешении постройки мечети в Строительное отделение (указ от 24 мая 1894 г. № 2880)[133], которое протоколом от 20 сентября 1894 г. утвердило проект[134]. На обширном земельном участке у пересечения Базарной ул. (ныне ул. Ленина) и Осиповского пер. (ныне Т. Дубинина) А.-В.А. Яушев воздвиг целый комплекс культовых, учебных и хозяйственных зданий: мечеть, полукаменный 2-этажный дом, деревянный дом на каменном фундаменте, 3 избы, флигель и др. Облик самой мечети был эклектичным. В нем присутствовали черты как восточной архитектуры, так и различных европейских стилей: барокко (рустованные лопатки и окна), классицизма (сухарики на карнизе) и др. К молитвенному зданию примыкал минарет из пяти ярусов в виде уменьшающихся четвериков со срезанными углами[135]. Во дворе мечети было построено 1-этажное кирпичное здание, где с 1895 г. открылось приходское медресе[136]. На углу находилась вакуфная каменная лавка, за аренду которой приход получал сначала 100, а потом 120 руб. в год.
На должность муллы прихожане пригласили муэдзина 2-й троицкой мечети Гатауллу Максудова. Благодаря 12-летнему опыту духовного служения он успешно сдал экзамены на звания имам-хатыба и мударриса, а также показал хорошее знание русского языка в объеме, необходимом для кандидатов в городские муллы. По журнальному постановлению ОГП на 22 сентября 1895 г. № 769 Гатаулла Мухаметзянович Максудов был переведен на должность старшего имама 6-й соборной мечети (указ от 25 сентября 1895 г. № 4327)[137]. В должности азанчея нового прихода журналом ОГП от 17 декабря 1896 г. № 1119 был утвержден башкир Минлиягофар Гирфанов, 1863 года рождения (указ от 31 января 1897 г.)[138].
В 1901 г. Абдулвали Яушев пожертвовал в пользу прихода земельные участки со всеми расположенными на них постройками. По его просьбе обязанности попечителя принял на себя двоюродный брат, троицкий купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Мулламухаммед Латифович Яушев. Ежегодно он расходовал порядка 300–500 руб. на хозяйственные нужды мечети: покупку дров, свечей, метел и щеток, мытье полов и окон, чистку дымоходов, мелкий ремонт. Превращение Троицкого узда в крупный центр товарного производства зерна, развитие перерабатывающей и пищевой промышленности в конце XIX – начале XX в. способствовали новому наплыву переселенцев, которые активно селились именно на восточных окраинах Троицка. Поэтому в 1907 г. Мулламухаммеду Яушеву пришлось расширить и перестроить мечеть из кирпича, настелить новые полы и крышу, поставить 4 печи для отопления большего объема[139]. К 1908 г. число мусульман, поселившихся в районе 6-й соборной мечети, увеличилось до 1500 человек (800 мужчин и 700 женщин). 60-летний имам уже не справлялся один с постоянно растущей нагрузкой. По указу ОГП от 18 февраля 1908 г. в помощь ему был назначен 2-м муллой его сын Мухаметшакир Гатауллович Максудов, родившейся 29 ноября 1883 г., а указом от 11 июля 1908 г. № 318 в должности нового азанчея утвержден его брат Мубаракша Мухаметзянович Максудов, который родился 10 марта 1856 г.[140]
Фото 20. 6-я соборная мечеть г. Троицка. 1911 г.
В 1913–1914 уч. г. мектебе и медресе при 6-й соборной мечети г. Троицка насчитывали 50 учащихся, в том числе 45 приходящих и 5 пансионеров. Под руководством 2 преподавателей они изучали Коран, основы ислама, хадисы, татарский язык и арифметику[141].
На фоне экономического подъема численность мусульманского населения Троицка продолжала неуклонно возрастать. В 1894 г. здесь проживали 8013 последователей ислама (42,7 % населения), в 1896 г. – 8321 (42,3 %), в 1897 г. – 8430 (36,2 %), в 1903 г. -10223 (37,3 %), в 1904 г. – 12 081 (39,2 %), а в 1910 г. – 15701 (41,9 %). Данные 1897 г. позволяют выявить национальный состав мусульманского населения города: татары – 7344 человека (87,1 %), башкиры – 625 человек (7,4 %), казахи – 410 человек (4,9 %), узбеки – 33 человека (0,4 %), черкесы – 6 человек (0,07 %), прочие – 12 человек (0,13 %)[142].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"
Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.