» » » » Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)


Авторские права

Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Здесь можно купить и скачать "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-903715-44-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.






Фото 17. 5-я соборная мечеть г. Троицка. 1911 г.


Фото 18. Студент Каирского университета Габдрахман Зайнуллович Расулев


В Германии были закуплены дизельные генераторы для освещения мечети, хозяйственных и учебных зданий. После окончания строительства осенью 1905 г. было организовано оснащение учебного процесса по европейскому образцу, новые классы укомплектованы партами, шкафами, наглядными пособиями. По соседству с медресе открыли мастерские для обучения ремеслам, где были установлены станки и необходимые инструменты. Рядом находилась баня для воспитанников, которую топили 3 раза в неделю. В 1904 г. Габдрахман Расули открыл в Амурской слободе аптеку, которая бесплатно обслуживала население[128]. Все преподаватели медресе были обеспечены жильем в специально построенных домах, а учебный корпус и квартира заведующего телефонизированы.

В начале XX в. медресе «Расулия» по организации образовательного процесса, содержанию учебной программы, развитию материально-технической базы становится одним из наиболее передовых и авторитетных мусульманских учебных заведений Российской империи, признанным центром джадидизма. Высокие стандарты образования привлекали сюда выходцев не только из Волго-Уральского региона, но и из Сибири, Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа. В 1913–1914 уч. г. 13 педагогов обучали здесь уже 240 человек, половина из которых проживала при медресе[129]. Выпускниками «Расулии» были татаро-башкирский и казахский поэт и просветитель Акмулла (1831–1895); классик татарской поэзии и один из основоположников башкирской советской литературы писатель Мажит Гафури (1880–1934); башкирский поэт Шафик Аминев-Тамьяни (1858–1931), языковед, доктор филологических наук, профессор Касим Закирович Ахмеров (1900–1969), советский партийно-государственный деятель, председатель СНК БАССР (1930–1937) Зинатулла Гизатович Булашев (1894–1938), сказочник Зинат Валеевич Валеев (1902–1997), поэт, драматург, языковед и фольклорист, деятель башкирского национального движения Хабибулла Габделькагирович Габитов (1886–1939), казахский поэт и журналист Акрам Миннегалиевич Галимов (1892–1913), башкирский писатель, тюрколог и общественный деятель Абдулкадыр Инан (1889–1976), деятель башкирского национального движения, поэт и публицист Габдулхай Иркабаев (1893–1919), поэт Валиулла Файзуллович Кулумбетов (18811964), фольклорист, собиратель киргизского народного творчества и первый исследователь эпоса «Манас» Касим Гайнанович Мифтахов (1892–1948), журналист Халим Фаттахович Искандеров (1888–1958), деятель башкирского национального движения, филолог Нуриагзам Тагиров (1888 – не ранее 1937); религиозные деятели – муфтий Центрального духовного управления мусульман (1936–1948), председатель Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (1948–1950) Габдрахман Зайнуллович Расулев (1881–1950); муфтий, председатель ДУМЕС (1951–1974) Шакир Шайхисламович Хиялетдинов (1890–1974), муфтий ДУМ Башреспублики (1921–1923) Мансур Хатыпович Халиков (1886–1934), муфтий ЦДУМ БАССР (19241936) Мутыгулла Гатауллин (1875–1936), имам-хатыб 1-й соборной мечети г. Уфы, казый, член Правления и Президиума ДУМЕС Баймухаммед Вильданович Тугузбаев (1884–1965); и другие.

Журнальным постановлением ОГП на 17 января 1905 г. Габдрахман Зайнуллович Расулев был утвержден в должности 2-го муллы 5-й соборной мечети г. Троицка в званиях имама и мугаллима (указ от 28 января 1905 г. № 329)[130]. В 1908 г. он совершил паломничество (хадж) в Мекку и Медину. После смерти отца 2 февраля 1917 г. Габдрахман Расули стал главой прихода, а впоследствии занимал пост муфтия, председателя Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири (1936–1948), Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (1948–1950).


Фото 19. Преподаватели медресе «Расулия»


В 90-е годы XIX в. город продолжал интенсивно застраиваться в восточном направлении за счет притока переселенцев. 20 апреля 1893 г. местные мусульмане постановили приговор, которым ходатайствовали о разрешении ташкентскому купцу 1-й гильдии Абдулвали Ахмеджановичу Яушеву построить на собственные средства в этом районе 6-ю каменную мечеть[131]. 9 августа, 11 сентября и 2 октября 1893 г. он приобрел для этой цели за 2534 руб. 45 коп. 4 смежных дворовых участка во 2-й части г. Троицка, на Базарной ул. общей площадью 300 десятин[132]. Изучив проект постройки, губернский архитектор Маркелов дал заключение, что здание будет находиться на законном расстоянии от соседних построек с соблюдением всех разрывов и правил, установленных для сооружения мечетей в городах. Троицкий исправник доложил, что в городе постоянно проживают 5115 мужчин мусульманского вероисповедания и еще 3 тысячи ежегодно прибывают на время меновой торговли, а в новый самостоятельный приход желают перейти 250 мужчин. Не встречая препятствий к его образованию, Оренбургское губернское правление по журналу на 13 мая 1894 г. № 605 передало вопрос о разрешении постройки мечети в Строительное отделение (указ от 24 мая 1894 г. № 2880)[133], которое протоколом от 20 сентября 1894 г. утвердило проект[134]. На обширном земельном участке у пересечения Базарной ул. (ныне ул. Ленина) и Осиповского пер. (ныне Т. Дубинина) А.-В.А. Яушев воздвиг целый комплекс культовых, учебных и хозяйственных зданий: мечеть, полукаменный 2-этажный дом, деревянный дом на каменном фундаменте, 3 избы, флигель и др. Облик самой мечети был эклектичным. В нем присутствовали черты как восточной архитектуры, так и различных европейских стилей: барокко (рустованные лопатки и окна), классицизма (сухарики на карнизе) и др. К молитвенному зданию примыкал минарет из пяти ярусов в виде уменьшающихся четвериков со срезанными углами[135]. Во дворе мечети было построено 1-этажное кирпичное здание, где с 1895 г. открылось приходское медресе[136]. На углу находилась вакуфная каменная лавка, за аренду которой приход получал сначала 100, а потом 120 руб. в год.

На должность муллы прихожане пригласили муэдзина 2-й троицкой мечети Гатауллу Максудова. Благодаря 12-летнему опыту духовного служения он успешно сдал экзамены на звания имам-хатыба и мударриса, а также показал хорошее знание русского языка в объеме, необходимом для кандидатов в городские муллы. По журнальному постановлению ОГП на 22 сентября 1895 г. № 769 Гатаулла Мухаметзянович Максудов был переведен на должность старшего имама 6-й соборной мечети (указ от 25 сентября 1895 г. № 4327)[137]. В должности азанчея нового прихода журналом ОГП от 17 декабря 1896 г. № 1119 был утвержден башкир Минлиягофар Гирфанов, 1863 года рождения (указ от 31 января 1897 г.)[138].

В 1901 г. Абдулвали Яушев пожертвовал в пользу прихода земельные участки со всеми расположенными на них постройками. По его просьбе обязанности попечителя принял на себя двоюродный брат, троицкий купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Мулламухаммед Латифович Яушев. Ежегодно он расходовал порядка 300–500 руб. на хозяйственные нужды мечети: покупку дров, свечей, метел и щеток, мытье полов и окон, чистку дымоходов, мелкий ремонт. Превращение Троицкого узда в крупный центр товарного производства зерна, развитие перерабатывающей и пищевой промышленности в конце XIX – начале XX в. способствовали новому наплыву переселенцев, которые активно селились именно на восточных окраинах Троицка. Поэтому в 1907 г. Мулламухаммеду Яушеву пришлось расширить и перестроить мечеть из кирпича, настелить новые полы и крышу, поставить 4 печи для отопления большего объема[139]. К 1908 г. число мусульман, поселившихся в районе 6-й соборной мечети, увеличилось до 1500 человек (800 мужчин и 700 женщин). 60-летний имам уже не справлялся один с постоянно растущей нагрузкой. По указу ОГП от 18 февраля 1908 г. в помощь ему был назначен 2-м муллой его сын Мухаметшакир Гатауллович Максудов, родившейся 29 ноября 1883 г., а указом от 11 июля 1908 г. № 318 в должности нового азанчея утвержден его брат Мубаракша Мухаметзянович Максудов, который родился 10 марта 1856 г.[140]


Фото 20. 6-я соборная мечеть г. Троицка. 1911 г.


В 1913–1914 уч. г. мектебе и медресе при 6-й соборной мечети г. Троицка насчитывали 50 учащихся, в том числе 45 приходящих и 5 пансионеров. Под руководством 2 преподавателей они изучали Коран, основы ислама, хадисы, татарский язык и арифметику[141].

На фоне экономического подъема численность мусульманского населения Троицка продолжала неуклонно возрастать. В 1894 г. здесь проживали 8013 последователей ислама (42,7 % населения), в 1896 г. – 8321 (42,3 %), в 1897 г. – 8430 (36,2 %), в 1903 г. -10223 (37,3 %), в 1904 г. – 12 081 (39,2 %), а в 1910 г. – 15701 (41,9 %). Данные 1897 г. позволяют выявить национальный состав мусульманского населения города: татары – 7344 человека (87,1 %), башкиры – 625 человек (7,4 %), казахи – 410 человек (4,9 %), узбеки – 33 человека (0,4 %), черкесы – 6 человек (0,07 %), прочие – 12 человек (0,13 %)[142].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Денис Денисов

Денис Денисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Рустем Ахунов28.06.2019, 19:17
    Эл.вариант книги в пдф не соответствует оригиналу. Выполнен как обычный говно-формат fb2, не поддерживающий аутентичности издательского оригинала.
    Нормальные эл.книги в формате пдф, плюс к тому что сохраняют верстку страниц, как правило содержат обложку, титул изданий, т.е. сделаны с полными выходными данными. Это особо важно для изданий научного характера, раритетов и др. книг представляющих научную и библиографическую ценность. К каковой категории относится и эта книга.
    Именно в таком виде эл. версии книг представлены и в федеральном проекте НЭБ.
    А говноформаты для тупого чтения, типа бестселлеров Дарьи Донцовой можно хоть в формате txt выкладывать.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.