» » » » Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)


Авторские права

Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Здесь можно купить и скачать "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-903715-44-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.






По свидетельству Джамалетдина Валидова, шейх имел десятки тысяч последователей, которые не только стекались к нему со всего Урала, но приходили из Казахстана, Сибири и с Юга России. Его учениками были будущие российские муфтии Галимджан Баруди (1857–1921), Габдрахман Расули (1881–1950), дагестанский кади Сайфулла Башларов (1853–1919); имам-хатыб и мударрис 3-й соборной мечети г. Уфы, депутат 2-й Государственной думы, редактор официального журнала ОМДС «Маглюмат махкамаяи шаргияи ырымбургияи» Мухаметсабир Мухаметзянович Хасанов (1866–1922), известный сибирский ишан Халил Халилов (18641931) и многие другие.

В своих проповедях в мечети и на занятиях с шакирдами в медресе Зайнулла-ишан «призывал к скромному образу жизни, честному труду, терпению, учил помогать бедным, больным, старикам и сиротам. Причем он учил этому не только на словах, но и личным примером: большую часть того, что…получал, он отдавал на содержание медресе и обучение шакирдов из бедных семей и сирот»[119]. Проповеди хазрата собирали сотни мусульман, так что все желающие его послушать не помещались в мечети, и ему приходилось читать намаз во дворе.


Фото 15. Съезд мюридов Зайннуллы-ишана Расулева


Зайнулла Расули, которого современники называли «духовным королем своего народа», использовал свое огромное влияние для распространения идей исламского обновления и просвещения, всестороннего социально-экономического прогресса мусульманского сообщества России. В 1901 г. он лично заложил первый камень в основание нового здания казанского медресе «Мухаммадия», которое его мюрид, будущий муфтий Галимджан Баруди, превратил в одно из ведущих новометодных учебных заведений страны. Шейх призывал мусульман к изучению светских предметов, овладению техническими специальностями, оказывал моральную и финансовую поддержку выдающемуся поэту Мифтахетдину Акмулле и известному историку Мураду Рамзи. Он не боялся толковать нормы шариата применительно к новым условиям общественной жизни, снимая формальные преграды на пути социально-экономического и культурного развития мусульман: в 1901 г. издал фетву о допустимости обучения их детей в русских общеобразовательных и профессиональных школах, в 1908 г. санкционировал своим авторитетом использование звукового метода обучения и преподавание светских дисциплин в мусульманских училищах, в 1910 г. дал заключение о том, что страхование жизни и имущества от несчастных случаев не противоречит исламу. По словам татарского общественного деятеля и автора наиболее популярных учебников по основам ислама А.-Х. Максуди, «одно из больших свершений, сделанных хазретом для нации, состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий шариату»[120]. Так, в 1908 г. сначала на страницах газеты «Баянельхак», а затем в журнале «Дин ва Магишат», которые проповедовали консервативные взгляды, появилось утверждение о том, что Зайнулла Расули отказался от своих убеждений и вернулся к старому бук-вослагательному методу. Он немедленно выступил с опровержением, опубликовав в газете «Вакыт» статью «Улемы Троицка и звуковой метод обучения», которую наряду с ним подписали городские имамы Ахметхази Рахманкулов, Гатаулла Максудов и Мухаммед Бикматов. Они поддержали использование звукового метода, а также включение в программу мусульманских учебных заведений светских предметов, при условии, что основой учебного курса останется изучение Корана и сунны. Статья, подписанная авторитетными богословами и знатоками шариата (улемами), приобрела значение фетвы – заключения по религиозно-юридическому вопросу, которым следовало руководствоваться на практике. В дальнейшем она неоднократно переиздавалась отдельной книгой и стала одним из решающих факторов в деле распространения джадидизма в Волго-Уральском регионе («Троицк улэмасы вэ усул-и джадидэ». Оренбург, 1911; и др.). Зайнулла Расули был также автором книг «Божественные истины, постижение которых необходимо для муридов суфийского братства накшбандийа, славословия Аллаху и молитвы» («Ал-фаваид ал-мухима ли-л-муридина ан-накшбадийа ва ал-аврад ал-лисанийа ва ас-салават ал-масура». Казань: Типография Б.А. Домбровского, 1899), сборника «Прекрасные статьи» («Макалат «Зайнийа». Казань: Электротипография «Шараф», 1908)[121], «Об азбуке» («Алифба каныда». Оренбург, 1912).

В конце XIX – начале XX в. Амурская слобода превратилась в динамично развивающееся торгово-промышленное предместье города. К 1890 г. число проживающих здесь мусульман возросло до 500 человек (300 мужчин и 200 женщин), а к 1908 г. приход 5-й соборной мечети увеличился до 1000 человек (480 мужчин и 520 женщин)[122]. Из-за этого возникла необходимость расширения как самого культового здания, так и штата духовных лиц.


Фото 16. Вид на слободу Амур. Начало XX в.


До 1891 г. при мечети не было указного муэдзина, эту должность исполнял в частном порядке один из прихожан – Сунгатулла Губайдуллин[123]. По указу ОГП от 14 июля 1891 г. в звании азанчея был впервые утвержден Мухамади Мутагарович Сулейманов, который родился в 1862 г.[124] В начале XX в. он одновременно стал преподавать основы исламского вероучения в Троицкой мужской гимназии.

18 мая 1898 г. мулла Зайнулла Расулев подал в Духовное собрание прошение, в котором указал, что деревянная мечеть вверенного ему 5-го прихода г. Троицка, в слободке за рекой Увелькой, построенная в 1879 г. купцами Габбасовыми, в настоящее время стала очень тесной. Вследствие приращения мусульман в слободке за 19 лет она не вмещает молящихся не только во время праздничных, но и обыкновенных служб. Поэтому он хотел бы расширить ее на собственные средства, а именно: в большой комнате 2 боковые стены длиной по 12 аршин перестроить из дерева, увеличив ширину комнаты на 5 аршин с каждой стороны. Кроме того, планировалось устроить на минарете деревянную решетку для азанчея. Рассмотрев этот вопрос, журнальным постановлением на 29 мая 1898 г. № 3422 ОМДС предложило имаму дополнительно составить приговор прихожан о желании перестроить мечеть. Он был прислан уже 6 июня 1898 г. Журналом на 15 июня 1898 г. Духовное собрание поддержало ходатайство, передав документы в Оренбургское губернское правление (рапорт от 17 июня 1898 г. № 3830)[125], а протоколом Строительного отделения от 6 июля 1898 г. № 195 проект расширения мечети был утвержден[126]. Перестройка была проведена в соответствии с традициями татарской культовой архитектуры XVIII – первой половины XIX в., характерными для сельской местности, так что значительно отличалась 5-я соборная мечеть от других мусульманских храмов города. По центру 2-этажного деревянного здания располагался 1-ярусный минарет, и лишь окружающая ограда была сложена из камня[127].

Финансовую поддержку приходу оказывали казахский бай Алтынсарин, торговцы мехами, троицкие купцы Габбасовы и сын ишана, учредитель «Товарищества Габдрахмана Расулева на Амуре», которому принадлежали мануфактурные и бакалейные магазины. Он родился 15 сентября 1881 г. в деревне Аккузиной Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне Юлдашево Учалинского района Республики Башкортостан). Окончил медресе своего отца при 5-й соборной мечети Троицка и также стал шейхом ордена накшбайдийа. В 1899–1902 гг. он учился во всемирно известном исламском университете аль-Азхар в Каире. С 1903 г. возглавил медресе «Расулия», где значительно расширил преподавание светских дисциплин. Программа, утвержденная советом медресе, была рассчитана на 11-летний курс обучения (4 года – в мектебе и 7 лет – в медресе). Она включала вероучение, чтение и толкование Корана, хадисы, историю ислама и священную историю, теологию, татарский и арабский языки, диктовку, чистописание и правописание, грамматику, синтаксис, чтение и литературу, русский язык, арифметику, алгебру и геометрию, естествоведение, зоологию, физику и химию, географию, всеобщую, российскую и татарскую историю, мусульманское право, логику, этику, гигиену и педагогику. Для поступления необходимо было сдать экзамены по всем предметам предыдущего класса, а также представить медицинское свидетельство о состоянии здоровья. В начале XX в. обучение в медресе «Расулия» стало платным, но ежегодный взнос составлял всего 8 руб. и делал образование в нем доступным для различных слоев населения. Под руководством Габдрахмана Расули в 1903 г. при учебном заведении была открыта типография, где печатались буквари на татарском, башкирском и казахском языках, мусульманские календари, религиозные книги, художественные произведения. Одновременно весной 1903 г. на углу Большой Александровской ул. (ныне ул. П. Крахмалева) и Мещанского пер. (ныне ул. Еремеева) началось возведение 2-этажного каменного учебного корпуса и 2-этажного пансионата с кухней и столовой для приезжих учеников, причем сам Зайнулла Расули пожертвовал на эти цели 19 тыс. руб.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Денис Денисов

Денис Денисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Рустем Ахунов28.06.2019, 19:17
    Эл.вариант книги в пдф не соответствует оригиналу. Выполнен как обычный говно-формат fb2, не поддерживающий аутентичности издательского оригинала.
    Нормальные эл.книги в формате пдф, плюс к тому что сохраняют верстку страниц, как правило содержат обложку, титул изданий, т.е. сделаны с полными выходными данными. Это особо важно для изданий научного характера, раритетов и др. книг представляющих научную и библиографическую ценность. К каковой категории относится и эта книга.
    Именно в таком виде эл. версии книг представлены и в федеральном проекте НЭБ.
    А говноформаты для тупого чтения, типа бестселлеров Дарьи Донцовой можно хоть в формате txt выкладывать.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.