» » » » Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)


Авторские права

Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Здесь можно купить и скачать "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-903715-44-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.






Тогда троицкие мусульмане решили обратиться к собственным кадрам. По их выбору указом ОГП от 25 января 1894 г. № 681 в должности 1-го муллы, а также в званиях имам-замига, хатыба и мударриса был утвержден Хужажан Яруллин[88]. Он родился в 1844 г. в деревне Сатышевой Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне Сабинского района Республики Татарстан). Его отец Джарулла (Ярулла) бин Бикмухаммад бин Биктимер бин Котлыгфулад аль-Ишки ас-Сатыши (1794–1869) не только служил имамом в этом селе, но и стал широко известен в Поволжье как замечательный педагог. Среди его воспитанников были имам-хатыбы и мударрисы 2-й (Апанаевской) соборной мечети г. Казани Мухаммедкарим бин Мухаммедрахим ат-Таканеши (1805–1865) и 11-й («Белой») мечети Хуснутдин бин Гумер бин Саид ас-Суыксувый (1812–1872), 4-й соборной мечети г. Троицка Джамалетдин бин Субханкул (1830–1892), деревни Кшкар Исмагил бин Муса (Утямышев) (?-1887), деревни Сатышевой Мухаммед бин Гали аль-Юлгави (?-1902), Сибгатулла бин Бикмухаммад аль-Кугарчини, Хайдар бин Котлыгахмад ар-Рад-жаби и др. Первоначальное образование у своего отца получил и сам Хужажан Яруллин, а затем пополнил свои знания в медресе при 1-й соборной мечети г. Оренбурга у ахуна Хисамутдина бин Абдулкарима ат-Таубазый (?-1876), в Бухаре, у троицких имамов Джамалетдина Субханкулова и Зайнуллы Расули, мюридом которого стал.

Когда он сам возглавил 4-ю соборную мечеть г. Троицка, прихожане построили напротив нее дом для нового муллы, который проживал там с женой и детьми: сыном Габдулахадом и дочерью Сагыдабану. Хотя Хужажан Яруллин пробыл на посту имама недолго и умер уже 10 декабря 1900 г., ему удалось полностью перестроить систему преподавания в приходском медресе на основе современных учебно-методических подходов, обеспечив тем самым ему широкую известность[89]. Он оставил подробную автобиографию с описанием учебы в Бухаре, но готовившейся публикации помешала Первая мировая война. Большинство членов общины пожелали, чтобы дело талантливого педагога продолжил его сын, и 10 января 1901 г. избрали на должность 1-го муллы и заведующего медресе Мухаммеда-Габдулахада Хужажановича Яруллина, родившегося 13 июля 1880 г. Однако еще до поступления приговора на рассмотрение в Оренбургское губернское правление были поданы 2 жалобы, троицкого мещанина Мухаметгали Абдулвагапова от лица 9 прихожан и нанятого ими присяжного поверенного Владимира Ивановича Орлова, с просьбой не утверждать избрание как незаконное. При этом адвокат ходатайствовал о принятии упреждающих мер к тому, чтобы Яруллин «не мог заручиться надлежащими свидетельствами в знании правил магометанской религии и русского языка», необходимыми для поступления на должность муллы. Тем не менее 21 июля 1902 г. сам кандидат представил губернским властям общественный приговор, метрическую справку о рождении, а также свидетельства Троицкого городского 3-классного училища от 6 ноября 1901 г. № 258 о сдаче экзамена по русскому языку и ОМДС от 28 января 1902 г. № 544 на звания имам-хатыба и мугаллима, и просил утвердить его в должности. С учетом ранее поступивших жалоб Оренбургское губернское правление указом от 14 августа 1902 г. № 2335 поручило троицкому уездному исправнику опросить прихожан и проверить соблюдение требований закона. Присяжный поверенный Орлов заявил, что в составлении приговора участвовали мусульмане других приходов, и многие подписавшиеся теперь отказались от своего намерения. Кроме того, он поставил под сомнение профессиональные и моральные качества кандидата, его способность быть духовным наставником, учителем и примером для прихожан. Адвокат просил переэкзаменовать Яруллина, потому что хотя тот и получил свидетельство по русскому языку, но «на самом деле знания его самые ограниченные и недостаточные для отправления должности муллы». В то же время, по частным сведениям, он якобы «небезукоризненного образа жизни», почему также не соответствует духовному званию. Однако при опросе лиц, подписавших приговор об избрании, из 53 человек только 11 отказали кандидату в доверии, а остальные составляли положенное по закону большинство в 2/ 3 голосов. Яруллин представил все необходимые документы для кандидата на должность муллы. По собранным полицией сведениям, «поведение и нравственные качества» он имел «хорошие, и вообще предосудительного за ним ничего не было». Таким образом, попытка опорочить его со стороны меньшинства не увенчалась успехом. Губернское правление также отметило, что в круг его обязанностей не входит рассмотрение правильности свидетельств о знании русского языка, выдаваемых училищными комиссиями кандидатам на мусульманские духовные должности. Журнальным постановлением на 10 июля 1903 г. № 415 поданные жалобы оставлены без последствий, а троицкий мещанин Габдулахад Хужажанович Яруллин утвержден в должности 1-го муллы и званиях имам-хатыба и мугаллима (указ от 10 июля 1903 г. № 2462)[90]. С этого времени он возглавил новометодное медресе, где в 1913–1914 уч. г. под руководством 7 педагогов обучались уже 165 человек, в том числе 130 приходящих и 35 пансионеров. Программа образовательного учреждения включала как традиционные, духовные, так и светские предметы: Коран, основы шариата, богословие, священную историю, татарский язык, грамматику, правописание, изложение и чтение, арабский язык, синтаксис, чтение и литературу, арифметику, географию, татарскую историю, логику и педагогику[91].

Габдулахад Яруллин был женат на Гульсум, а после ее смерти сочетался браком с дочерью Халиля-хальфы Сагыдабану. В советское время, после закрытия 4-й соборной мечети Троицка в 1928 г., он был изгнан из собственного дома и с многочисленной семьей ютился в бане своего тестя, приспособленной под жилье, перебивался случайными заработками. В 1938 г. его арестовали и репрессировали, о дальнейшей судьбе талантливого педагога и имама ничего не известно[92].

По указу ОГП от 4 июня 1915 г. № 533 на место умершего муэдзина был определен Габдрахман Хисаметдинов[93].

По мере выделения новых общин и строительства в городе храмов численность прихожан 4-й соборной мечети несколько сократилась, но затем, благодаря выгодному расположению, вновь увеличилась. Если в 1890 г. приход объединял до 550 мусульман (300 мужчин и 250 женщин), то в 1908 г. – уже 1030 (500 мужчин и 530 женщин)[94].


Фото 11. Габдулахад Хужажанович Яруллин и его жена Сагыдабану


4-я соборная мечеть непосредственно выходила на Нижний базар г. Троицка и находилась под покровительством богатых торговцев, проживавших в этом районе, среди которых особенно выделяется Мухамеджан Фазылжанович Валеев (1868–1942). Он родился в семье крестьян деревни Старый Узюм Казанского уезда и губернии (ныне Атнинского района Республики Татарстан). В детские годы вместе с семьей переехал в Троицк, где его отец Фазылжан Валеев (?—1895) занялся торговлей бакалейными и галантерейными товарами, разбогател, построил 2-этажный особняк с кладовыми и сараями на Базарной ул. (ныне ул. Ленина), а также 2-этажный магазин напротив Нижнего базара (ныне ул. Климова). Сын значительно расширил предпринимательскую деятельность, владел кожевенным заводом, крупными галантерейными магазинами в Троицке, Челябинске и Петропавловске, где предлагался большой выбор модных отделок, мужское, дамское и детское белье, кофточки, галстуки, мужские шляпы и дамские шляпки, фуражки, оренбургские пуховые платки, обувь и галоши санкт-петербургских, московских и варшавских фабрик, чулки и перчатки, русская и заграничная парфюмерия, золотые и серебряные украшения, запонки, писчебумажные и канцелярские принадлежности, детские игрушки, граммофоны, патефоны и пластинки, зеркала, хрустальные вазы, пасхальные подарки, венская гнутая мебель, варшавские кровати, часы и хозяйственные принадлежности, дорожные вещи, цветы и металлические венки, клеенки и дорожки, табачные изделия, чай, сахар и кофе, а для уездных покупателей – галантерейные, москательные и бакалейные товары.


Фото 12. Семья Мухамеджана Валеева


Принимались заказы на переделку дамских и детских шляп[95]. Ежегодно М.Ф. Валеев расходовал на содержание приходского медресе 3000 руб.[96], а в 1914 г. дополнительно пожертвовал деревянную лавку на Нижней Базарной пл. стоимостью 3000 руб., арендная плата за которую поступала на содержание мечети и учебных заведений. В состав попечительского совета по управлению этим вакуфным имуществом вошли не только имам Габдулахад Яруллин и сам жертвователь, но и другие крупные предприниматели Троицка из числа прихожан: владелец мануфактурного магазина Камалетдин Абдрашитов, торговец мехами Мухамади Иксанов, собственник пряничного заведения Гайфулла Хасанов, торговец мануфактурой и бакалеей Мухамеджан Фаизов, а также Файзрахман Валеев, Габдрахман Исмагилов, Шакир Курбангалиев и Мирзажан Фаизов[97]. После революции М.Ф. Валеев предпринял попытку выехать за рубеж, но Гражданская война задержала его в Сибири.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Денис Денисов

Денис Денисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Рустем Ахунов28.06.2019, 19:17
    Эл.вариант книги в пдф не соответствует оригиналу. Выполнен как обычный говно-формат fb2, не поддерживающий аутентичности издательского оригинала.
    Нормальные эл.книги в формате пдф, плюс к тому что сохраняют верстку страниц, как правило содержат обложку, титул изданий, т.е. сделаны с полными выходными данными. Это особо важно для изданий научного характера, раритетов и др. книг представляющих научную и библиографическую ценность. К каковой категории относится и эта книга.
    Именно в таком виде эл. версии книг представлены и в федеральном проекте НЭБ.
    А говноформаты для тупого чтения, типа бестселлеров Дарьи Донцовой можно хоть в формате txt выкладывать.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.