» » » » Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)


Авторские права

Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Здесь можно купить и скачать "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-903715-44-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.






В начале XX в. при 3-й мечети г. Троицка действовала только начальная новометодная школа (мектебе), где преподавались вероучение, история ислама, татарский язык, арифметика и география. По состоянию на 1913–1914 уч. гг., под руководством пяти преподавателей здесь постигали науки 86 приходящих учеников[74].

Численность прихожан 3-й соборной мечети на протяжении ее истории существенно менялась. Так, в 1869 г. при ней состояло 705 мусульман (360 мужчин и 345 женщин), в 1890 г. – до 600 (300 мужчин и до 300 женщин), а в 1908 г. – 1280 (650 мужчин и 630 женщин)[75].


Фото 9. Зиятдин Мухамеджанович Рахманкулов


На 60-80-е годы XIX в. приходится подъем переселенческого движения из густонаселенных и малоземельных центральных районов страны в Оренбургскую губернию. Оживление торговли, связанное с присоединением Средней Азии, развитие многоотраслевой промышленности делали Троицк экономически привлекательным для мигрантов. Как следствие, в этот период и без того самая крупная в губернии городская община мусульман значительно увеличилась: если на момент начала крестьянской реформы 1861 г. в городе проживало 4320 последователей ислама (38,4 % населения), то в 1886 г. – уже 7500 мусульман (41,2 %)*. Переселенцы оседали в северной и восточной частях города, где шла интенсивная застройка, а со временем возникла необходимость в собственных культовых зданиях.

В 1870 г. прихожане трех мечетей г. Троицка возбудили ходатайство о выделении 4-го самостоятельного прихода «по тесноте» существующих молитвенных помещений. По сведениям мусульманского духовенства, при них состояло 1550 мужчин, исповедующих ислам. Но однодневная перепись населения, проведенная [76]

в городе 12 сентября 1870 г., показала меньшую цифру – 1066 мусульман мужского пола. Разница объяснялась тем, что во время подсчета жителей многие мусульманские торговцы находились в отъезде на крупной ярмарке в станице Звериноголовской, а часть среднеазиатских купцов уже вернулась на родину. По данным же Троицкой думы, к городскому обществу были приписаны вообще всего 579 мусульман купеческого и мещанского сословий, а остальные числились по прежним местам жительства. Губернские власти приняли в расчет не количество наличного населения, а официальные статистические данные, далекие от реального положения дел. Поскольку по закону при каждой мечети должны были состоять не менее 200 или 300 мусульман мужского пола, Оренбургское губернское правление посчитало, что в Троицке недостаточно постоянных жителей для образования 4-го прихода и журнальным постановлением от 8 октября 1870 г. № 2367 отказало в постройке новой мечети (указ от 15 октября 1870 г. № 3566)[76].

Приговором от 30 ноября 1873 г. мусульманская община Троицка уполномочила местного купца 2-й гильдии Мухамади Абдулсаттаровича Абдулвагапова снова ходатайствовать о постройке в городе 4-й соборной мечети. 29 марта 1874 г. он представил его при прошении на рассмотрение Губернского правления.

25 января 1875 г. за № 268 губернские власти поручили Троицкому уездному исправнику собрать сведения о том: 1) есть ли действительная необходимость в таком строительстве; 2) сколько мусульман мужского пола постоянно проживают в г. Троицке, как они распределяются по существующим трем приходам и сколько планируется отчислить к будущему 4-му; 3) где жители планируют соорудить мечеть, кому принадлежит это место; если участок находится в городской собственности, то согласна ли Троицкая управа на земельный отвод; 4) соответствует ли выбранное место условиям ст. 265 Строительного устава, не потребуется ли для его очистки снести какие-нибудь частные постройки, и согласны ли на это их владельцы, наконец, 5) по какому плану мусульмане предполагают вести строительство. Рапортом от 28 января 1875 г. № 861 исправник доложил, что в городе насчитывается 1879 мусульман мужского пола, из которых 615 числятся при 1-й мечети, 453 – при 2-й и 729 – при 3-й, поэтому они переполнены, и строительство 4-го храма является необходимым. По мнению мусульманских служителей культа, в новый приход должны были отойти 165 мужчин из 1-го, 100 – из 2-го и 170 – из 3-го приходов, а всего 435 душ мужского пола. 4-ю каменную соборную мечеть предполагалось построить на двором участке № 70, купленном купцом Абдулвагаповым у кантониста Шахматова, размерами 15 саж. по улице и 15 саж. вглубь двора, а всего 225 кв. саженей. Место было угловым и выходило с одной стороны на Нижнюю Базарную пл., а с другой – на Нижегородскую ул. Рядом с ним на площади, с задов, находились деревянные строения наследников Сабуровых. Мечеть предполагалось оградить от ближайших соседей брандмауэром (противопожарной каменной стеной), причем Абдулвагапов высказал готовность докупить еще земли, если участка окажется недостаточно. По поручению Троицкой управы городской архитектор Лущенко осмотрел это место и пришел к выводу, что постройка мечети не будет стеснять соседние строения, не представляет опасности в пожарном отношении, а грунт здесь является вполне надежным. Однако он обратил внимание на то, что культовое здание будет находиться ближе 20 саженей к жилым домам, что противоречило требованиям ст. 265 Строительного устава.

Троицкий исправник представил план мечети, который был передан в Строительное отделение ОГП. При рассмотрении в технико-совещательном присутствии архитектурный проект, разработанный художником Романовым, был подвергнут жесткой критике. Мечеть напоминала частный дом, соединенный коридором с отдельно стоящим минаретом. Между ними были нарушены пропорции, а фасад минарета не соответствовал общему виду самой мечети. Специалисты предлагали добавить купол «для придания зданию вида мечети», а минарет поставить смежно с ней безо всякого коридора. Но помимо архитектурных недостатков проекта, главным его изъяном было несоответствие расстояния до ближайших жилых домов требованиям закона о противопожарной безопасности. Поэтому 10 июня 1875 г. Строительное отделение Губернского правления постановило вернуть проект для переделки с учетом высказанных замечаний, а Троицкому уездному полицейскому управлению объявить доверенному Абдулвагапову, что сооружение мечети будет разрешено только при условии соблюдения ст. 265 Строительного устава[77]. Новый план, представленный Абдулвагаповым при прошении от 1 августа, успешно выдержал экспертизу и 13 сентября 1875 г. был утвержден технико-совещательным присутствием, но с прежним замечанием о необходимости обеспечить свободное пространство вокруг мечети на 20 саженей. Опираясь на экспертное заключение, Оренбургское губернское правление 29 ноября 1875 г. за № 1790 отказало троицким мусульманам в разрешении на постройку 4-й соборной мечети и предложило им расширить участок за счет покупки земли у соседних домовладельцев (указ от 22 декабря 1875 г. № 4551).

В марте 1876 г. доверенный Абдулвагапов через ОГП подал жалобу на это решение в Правительствующий Сенат, т. к. считал его несоответствующим законодательству по следующим основаниям: 1) требование ст. 265 безусловно относится лишь к сельским мечетям, а не городским; 2) в сельской местности нет пожарных инструментов, культовые здания строятся исключительно из дерева, без брандмауэров, да и характер застройки оставляет большой простор; 3) в городах же, напротив, и православные церкви, и храмы других конфессий построены в самых тесных местах, между частными постройками, а церкви вообще устраиваются во многих зданиях учебных и благотворительных заведений; 4) при плотности городской застройки в Троицке вообще нет такого места, которое бы полностью отвечало требованиям 265 ст. Строительного устава. По мнению Абдулвагапова, участок в 225 кв. саж. являлся вполне достаточным для небольшой мечети, особенно с учетом того, что он будет окружен брандмауэром. На этих основаниях уполномоченный просил отменить распоряжение губернских властей и разрешить его доверителям постройку. По журнальному постановлению на 16 июня 1876 г. № 780 заявление было передано по инстанции, но губернское правление, со своей стороны, пояснило, что прежде всегда руководствовалось указанной статьей закона, который не предусматривает исключений или каких-то особых правил для постройки городских мечетей. Кроме того, и сами жители Троицка в приговоре от 30 ноября 1873 г. обязались докупить земли, если участок не будет соответствовать требованиям Строительного устава (рапорт от 7 июля 1876 г. № 2406).

Рассмотрев жалобу Абдулвагапова, Сенат встал на сторону троицких мусульман, отметив, что: 1) был соблюден норматив численности прихожан в 300 душ, необходимый для постройки мечети в соответствии со ст. 261; 2) согласно требованиям закона община обязалась принять на себя все расходы по строительству мечети и содержанию духовенства; 3) ст. 265 относится только к мечетям «в селениях» и не применима в условиях городской застройки. Указом Правительствующего Сената от 17 августа 1877 г. № 30707 распоряжение Оренбургского губернского правления было отменено как «не отвечающее точному смыслу законов», а ходатайство прихожан направлено на новое рассмотрение. Журнальным постановлением ОГП на 7 октября 1877 г. № 988 троицким мусульманам наконец-то было дозволено построить в городе 4-ю соборную мечеть на выбранном месте при условии, что они оградят ее от обывательских построек каменным брандмауэром. Троицкому уездному полицейскому управлению поручили проследить за тем, чтобы строительство велось в полном соответствии с проектом (указ от 18 ноября 1877 г.)[78]. Но Мухамади Абдулвагапов не стал дожидаться этого решения. Поскольку дело затянулось на 4 года, а надежда на его благополучный исход была слабой, 19 октября 1877 г. он все-таки выкупил за 300 руб. соседний участок размером 15 на 30 саженей у троицких мещан Михаила и Акилины Филипповичей Сабуровых и опекуна их малолетнего брата Григория Петра Четыркина[79]. А уже в ноябре ему было объявлено о разрешении постройки храма на первоначальном месте. Каменное 1-этажное здание 4-й соборной мечети с куполом, покрытым железом, и высоким 1-ярусным минаретом над михрабной крышей было возведено в 1878 г. на дворовом участке № 70 по Нижегородской ул. (ныне ул. Советская) во 2-й части г. Троицка[80]. Из-за близкого расположения к одной из торговых площадей города она носила название Базарной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Денис Денисов

Денис Денисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Рустем Ахунов28.06.2019, 19:17
    Эл.вариант книги в пдф не соответствует оригиналу. Выполнен как обычный говно-формат fb2, не поддерживающий аутентичности издательского оригинала.
    Нормальные эл.книги в формате пдф, плюс к тому что сохраняют верстку страниц, как правило содержат обложку, титул изданий, т.е. сделаны с полными выходными данными. Это особо важно для изданий научного характера, раритетов и др. книг представляющих научную и библиографическую ценность. К каковой категории относится и эта книга.
    Именно в таком виде эл. версии книг представлены и в федеральном проекте НЭБ.
    А говноформаты для тупого чтения, типа бестселлеров Дарьи Донцовой можно хоть в формате txt выкладывать.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.