» » » » Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века


Авторские права

Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века

Здесь можно купить и скачать "Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Новое издательство»6e73c5a9-7e97-11e1-aac2-5924aae99221, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века
Рейтинг:
Название:
«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-98379-189-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века"

Описание и краткое содержание "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века" читать бесплатно онлайн.



Сборник статей и архивных материалов «Регулярная академия учреждена будет…» открывает новые стороны становления системы образования в России в первой половине XVIII века – одного из ключевых процессов в истории петровской модернизации. Публикуемые в книге ранее неизвестные или малодоступные источники различного происхождения – личные, делопроизводственные, законодательные – содержат проекты создания или реформирования образовательных институций, учебные и методические программы, предлагавшиеся академиками, чиновниками, преподавателями и даже авантюристами. Опираясь на эти источники, авторы вошедших в сборник статей показывают, что становление школы западного образца в России в петровскую и послепетровскую эпоху было делом рук не столько государства, сколько административных предпринимателей – «прожектеров», использовавших государственные ресурсы для достижения собственных целей.






В целом ряде работ, посвященных проведению петровских реформ в сфере государственного управления и процессу адаптации шведских образцов, традиционно отводится важное место проектам Г. Фика и его работе по введению новых учреждений и институтов. Однако высказанные им идеи и предложения по созданию системы образования в России не подвергались специальному изучению. Между тем комплексный анализ содержания проектов Фика позволяет пролить свет на следующие вопросы: какова совокупность представлений Фика о функциях и роли образования и каким образом он предлагает выстраивать систему образования в России? В какой степени его предложения коррелировали с российской действительностью? Как на практике соотносились в петровское время иностранные образцы (в частности, предложенные Фиком) с российскими условиями? Как в зеркале «образовательных» проектов Фика отражаются собственно российские реалии, система отношений власти и подданных в рассматриваемый период?

Первоначально внимание Г. Фика к проблемам организации образования в России было обусловлено его работой над «запуском» системы коллегий. Весной 1717 года, еще до своего приезда в Россию и начала работы над составлением регламентов, инструкций и штатов новых учреждений, Г. Фик отправился в Пруссию, Силезию, Мекленбург, Гамбург и «протчия места». Целью этой поездки был поиск служащих, которые могли бы «населить», наполнить проектируемое новое «здание» государственного аппарата. Как справедливо отметил Е.В. Анисимов, «написать, отредактировать и утвердить штаты еще не означало создать коллегии, которые состояли из конкретных, реальных людей»16. В ходе реформ недостаточно было создать систему центральных и областных учреждений, действовавших по одним и тем же инструкциям и имевших одинаковых по составу служащих: нужно было создать условия для нормальной работы новой системы управления, обеспечив ее необходимым количеством хорошо подготовленных служащих17.

Решение кадрового вопроса за счет привлечения иностранцев было сопряжено с целым рядом сложностей: надо было найти претендентов и склонить их к службе, определить их действительную квалификацию, обеспечить их приезд с семьями в Россию. Не способствовала быстрому и эффективному поиску иностранных кадров и продолжавшаяся Северная война. На повестке дня стояла не только проблема подбора иностранных специалистов, но и вопрос о необходимости и способах обучения «природных подданных».

Образовательно-ориентированная составляющая прослеживается в проектах Г.Фика уже в 1718 году и с тех пор не выходит из поля его зрения. Известен мемориал Фика от 9 мая 1718 года18, в котором он сообщает Петру I, что подготовил другой, особый «малый мемориал» о

нетрудном обучении и воспитании росийских младых детей, чтоб оных в малое время в такое совершенство поставить, дабы В.[ваше] В.[величество] все гражданские и воинские чины в коллегиях, губерниах, судех, канцеляриях, магистратах и протчая своими природными подданными наполнить; також и собственной своей земли из детей искусных купеческих людей, художников, ремесленников, шипаров и матросов получить могли19.

К сожалению, судьба этого «малого мемориала» на данный момент нам неизвестна. Однако среди документов Г. Фика сохранилась другая записка из 30 различных пунктов – своеобразный план, в котором он обрисовал для себя направления работы и круг вопросов, заслуживавших внимания20. 29-й пункт этого документа имеет заглавие «О воспитании российского юношества» («Von Erziehung der russischen Jugendt»)21. Содержание этого пункта таково:

О воспитании русских молодых людей благородного и низкого звания, которое первой своей ступенью имеет обучение на дому, второй – в школах и академиях, а третьей – в поездках (курсив мой. – Я.Л.), как через то, без затрат для государства, последовательно их в совершенство привесть, что Его величество в малое время всех служащих во всех сферах из искусных природных подданных получить могли, о том уже 11/2 года назад сочинил я малый мемориал и оставляю милостивой воле Его величества [решить], удостоить ли в будущем Его высоким вниманием этот малый, но весьма важный и государству чрезвычайно полезный мемориал или передать его святому отцу, господину архиерею Псковскому[3]22.

Вероятнее всего, и в мемориале от 9 мая 1718 года, и в приведенном тексте речь идет об одном и том же «малом мемориале», поскольку в обоих случаях приведенное содержание документа практически дословно совпадает.

В той же записке из 30 пунктов Фик, в отдельном 28-м пункте, названном «О церкви и школе для иностранцев, служащих в коллегиях» («Von einer Kirche und Schule vor die Auslдndische Collegien-Bediente»), оговаривает необходимость создания церкви и школы для иностранцев, особо отмечая, что в такой школе могли приобрести полезные навыки и «природные подданные» царя. Этот примечательный пункт заслуживает того, чтобы воспроизвести его целиком:

Все потентаты имеют для своих придворных и коллежских служителей особого священника и малую церковь: поскольку сейчас Его царское величество имеет иностранных служителей в основном евангелической, так называемой лютеранской, религии, то послужило бы к славе и интересу Его величества, если бы Они повелели построить наперво малую деревянную кирху на Троицком острове, малую школу и дом для священника и определили бы на церковь и школьных служителей постоянное годовое содержание всего в 400 рублей. А именно: 200 рублей для священника, 100 для искусного учителя и 100 для учителей арифметики и чистописания. Русская молодежь могла бы извлечь большую пользу из обучения немецкому языку, письму и счету, изучению бухгалтерии и получить хорошее основание наук, а такая церковь была бы названа на вечные времена в честь святого апостола и нашего милостивейшего царя, церковь Св. Петра, и в ней бы молились за благополучие Его величества, высокого царского дома и всего государства. И чтобы никому такое маленькое всеподданнейшее предложение не показалось чуждым, я сошлюсь на пример короля Пруссии, который на церкви и школы французских беженцев в своих землях ежегодно тратит 25 000 талеров, и для них установил [их] собственную власть по франкским правам и регулам23.

Конечно, Г. Фик предполагал сообщить царю о пользе от учреждения такой школы с целью убедить его выделить на нее необходимые средства. Тем не менее и в другом мемориале он также размышлял над вопросом приглашения молодых иностранцев в Россию для обучения местного юношества24.Этот мемориал состоит из 18 пунктов. Пространный первый пункт, озаглавленный «Об улучшении гражданства» («Von der Beforderung des Civilwesens»), имел характерный, впоследствии зачеркнутый Фиком подзаголовок: «И в особенности о хорошем воспитании юношества» («In Sonderheit von guter Education der Jugend»)25.Текст этого пункта также ранее не переводился на русский язык и не рассматривался в комплексе с другими представлениями Фика. В то же время в нем содержатся любопытные детали, отражающие как отношение к иноземцам и их положение в России, так и представления Фика как иноземца о «хорошем» образовании. Позволим себе привести текст этого пункта целиком:

Более всего необходимо сделать все возможное, чтобы привить юношеству различные полезные качества, чтобы тем самым заложить в юношестве основание добродетели Божьего страха и наук. Для этого необходимы школы во всех главных городах провинций. Поскольку основы, заложенные в юности, служат к возмужанию человека. Для того было бы необходимо, без расходов для его величества, привлечь в государство некоторое число искусных студентов, которые бы наставляли во всевозможных науках и жизненных правилах юношей в благородных и богатых домах. Такие люди сами бы охотно приехали в государство, если бы было подготовлено и опубликовано постановление, которое бы обеспечило им защиту, безопасность, свободу и средства к существованию. Без таких людей будет сложно воспитать юношество; напротив, не стоит беспокоиться, как могли бы подумать глупые [люди],что эти студенты станут прививать юношеству чуждые религиозные представления, так как я имею в виду не студентов-теологов и не папистов, а студентов искусных в философии, морали, праве и различных добрых науках. Ни одной христианской религии не будет противно, если такой [учитель] станет обучать мальчиков основам всех добродетелей, а именно прежде всего страху Божьему, преданности и верности начальству, сохранению совести, свершению полезных дел для службы отечеству и общего блага, непричинению никому вреда чрез обман, зло, лицемерие, но станет обучать его старанию к соблюдению всех христианских добродетелей и порядочности. Вышепомянутые студенты, как только они освоят русский язык, могут быть назначены учителями в городские школы. Здесь следует отметить, что все европейские народы заложили основу для счастливого состояния своих потомков, в котором они сейчас и пребывают, через школы и академии; в особенности известно, что 300 лет назад в Англии, Дании и Швеции [жили] полуварварским способом и мало знали о науках и морали, в чем папство и его приспешники усердно помогали, чтобы поддерживать народы в состоянии глупости, слепоты и суеверия, чтобы они не замечали папских ухищрений. Римляне держали немцев за таких дикарей, каковыми мы сейчас почитаем дикие народы Америки. Сейчас освободившаяся от папства [часть] германской нации намного ученее и утонченнее той, которая ещё пребывает под его игом. И хотя известно, что прежние славные правители России уже несколько сотен лет назад прилагали большие усилия к тому, чтобы ввести хорошие законы и порядки, это не могло принести требуемых народу плодов, поскольку не была создана [система] образования юношества из-за запрета на заграничные поездки, изучение иностранных языков, книг и так далее; через образование юношества в сердце вкладывается все естественное право и мораль, делая человека полноценным, и, в конце концов, предоставляя искусных, честных и совестливых слуг26.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века"

Книги похожие на "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Майя Лавринович

Майя Лавринович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века"

Отзывы читателей о книге "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.