» » » » Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века


Авторские права

Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века

Здесь можно купить и скачать "Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Новое издательство»6e73c5a9-7e97-11e1-aac2-5924aae99221, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века
Рейтинг:
Название:
«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-98379-189-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века"

Описание и краткое содержание "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века" читать бесплатно онлайн.



Сборник статей и архивных материалов «Регулярная академия учреждена будет…» открывает новые стороны становления системы образования в России в первой половине XVIII века – одного из ключевых процессов в истории петровской модернизации. Публикуемые в книге ранее неизвестные или малодоступные источники различного происхождения – личные, делопроизводственные, законодательные – содержат проекты создания или реформирования образовательных институций, учебные и методические программы, предлагавшиеся академиками, чиновниками, преподавателями и даже авантюристами. Опираясь на эти источники, авторы вошедших в сборник статей показывают, что становление школы западного образца в России в петровскую и послепетровскую эпоху было делом рук не столько государства, сколько административных предпринимателей – «прожектеров», использовавших государственные ресурсы для достижения собственных целей.






2. Объявлятца всем во академии, дабы нихто ни с кого ничего не брал ни под каким видом, а естьли хто с кого что возьмет, то будет доправлен оной взяток и с того хто взял и с того хто дал вдвое в казну государеву, и наказаны будут сверх оного штрафу

На том объявлении подписано рукою морскаго флота господина капитана и директора над академиями Александр Львовича Нарышкина тако:


[л. 21 об.] Также ежели хто будет из школы отпущен по прошению их за своими нуждами, и у таких вычитать из жалованья за те дни.

Учинить по сему


Сие объявить всем обретающимся при академии и записать в дюрнал. Июля в 1 день 722 году


РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Т. 1. 1725 год. Д. 25. Л. 20 об. – 21 об.

1.12. «Мемория» А.Л. Нарышкину (1723)

[л. 19]

Мемория в доклад


1. В прошлом 1719 году марта 10 дня каковы даны пункты бывшему камисару Марке Таптыкову за рукою генерала маэора и обор прокурора Григорья Григорьевича Скорнякова Писарева во отправление его императорского величества дел, ныне отправление чинить по тому ж ли.

Объявить оныя пункты предложитьво академии


2. Да в тех же пунктах объявлено: школьникам жалованья давать не велено, за кем свыше пяти дворов крестьянских, но токмо при означенном камисаре Марке Таптыкове таким жалованье давана и ныне даетца, и о том что повелено будет.

В коллегию подать доношении


[л. 19 об.]

3. По присланному регламенту адмиралтейской должности гардемарином запрещено женитца разве в дватцать пять лет, и о том свидетельствовать подлинно, чтоб подстави и в летах фальши не было, а во академии школьников женитца не допускать же летами против ли гардемаринов, и о том что повелено будет.

Чинить по указу


4. Когда случитца камисару отъезд в деревню, хотя не на великое время, а в небытность ево при академии, во отправление дел кому смотреть повелено будет.

Объявлено будет в инструкции


5. Понеже когда будут в небытность президента кто ис каких чинов в школу записыватца, из скольких лет принимать повелено будет.

В какие лета и с каких чинов принимать, будет дана инструкция по указы


Также по указам и по пунктам школьников велено уволить от учения июля с 15го числа августа по 15 число, а ныне в небытность президента на толикое ль время отпускать повелено будет.

Чинить по указу и отпускать


Также которыя будут сверх [л. 20] указаного числа проситца в домы для своих необходимых нужд, отпускать ли.

Будет дана инструкция


На той мемории подписано рукою морского флота капитана и директора над академиями Александра Львовича Нарышкина тако:

Марта 8 дня 723 году

РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Т. 1. 1725 год. Д. 25. Л. 19–20.

Осмысление роли образования в государственном строительстве: проекты Генриха Фика первой четверти XVIII века

Яна Ларина


Эпоха преобразований Петра I традиционно оценивается как поворотный пункт российской истории. Перестройке подверглось все «здание государства»: изменился порядок судопроизводства и административного управления страной, был создан флот, организована регулярная армия, новыми явлениями российской действительности стали многие институты и учреждения. Изменение и законодательное оформление новой структуры, внешней формы государственных институтов представляет собой лишь одну из сторон широкомасштабной реформаторской деятельности царя: государственный аппарат невозможно представить без людей – «строителей и постоянных обитателей здания государства»1. Перед Петром I стоял сложный вопрос поиска и подготовки квалифицированных кадров, сотрудников, способных обеспечить слаженную работу государственной машины и содействовать таким образом утверждению «общего блага» для всех подданных2.

Острота кадрового вопроса была обусловлена в том числе тем, что реформы проводились на основе иностранного опыта. Прообразом для многих преобразовательных решений Петра I послужили западноевропейские (в первую очередь шведские) образцы3. Создание коллегий, канцелярий и других учреждений нового типа требовало знания иностранного делопроизводства, права, бухгалтерии, иностранных языков, финансовых вопросов («коммерции») и других специфических для российского служилого сословия навыков. Процесс приобретения, накопления, усвоения и последующей передачи знания в различных отраслях первоначально осуществлялся в ходе заграничного обучения и за счет привлечения иностранцев. Подобно специалистам в области фортификации, кораблестроения и навигации, военного, горного, ювелирного дела и медицины в Россию привлекались и знатоки государственного устройства, права и делопроизводства учреждений западноевропейских стран4. Однако властью осознавалась и необходимость создания собственной системы светского обучения, образования и подготовки квалифицированных подданных.

Отношение к образованию в России в рассматриваемый период во многом определялось тем, что сам Петр I понимал и образование, и науку как сугубо практические общественные институты, стремясь с их помощью создать отлаженную государственную машину как главный рычаг утверждения «общего блага»5. Это отмечали многие исследователи6. Понятия «образование» и «служба» находились в тесной взаимосвязи: первое было необходимо для подготовки подданных к службе государству, поэтому само обучение рассматривалось как долг и разновидность последней. Необходимость распространения просвещения в России ради «государственной пользы» обосновывалась в записках, проектах и реформационных планах «толпы политических прожектеров», окружавших Петра I7.Среди «прожектеров», обращавшихся к проблемам образования, был и Генрих Фик – один из самых известных и деятельных сотрудников царя в деле проведения государственных реформ.

Г. Фик (Heinrich Fick)[2] родился в 1678 году в Гамбурге8. С началом Северной войны он поступил на шведскую службу в пехотный полк, в котором первоначально был писарем (1700–1704), а затем квартирмейстером (с 1704 года)9. В 1710 году он перешел на голштинскую службу и в 1711–1714 годах занимал пост бургомистра города Экернферде, где ему пришлось в трудных военных условиях приводить в порядок городские финансы, принимать меры по борьбе с чумой, решать другие проблемы, связанные с повседневной жизнью города (ремонт городских стен, устранение последствий наводнения и многие другие)10. В связи с изменением расстановки политических сил в регионе голштинское герцогство было оккупировано датчанами, а Фик смещен с должности бургомистра за свои «тесные связи» со Швецией11. Попытки Фика найти другую должность и источники дохода не увенчались успехом, что во многом могло определить его последующее поступление на русскую службу.

К 1714 году относятся первые контакты Г. Фика с Россией, а в декабре 1715 года он приехал в Санкт-Петербург, где царь поручил ему выполнение настоящей шпионской миссии12. Фику предстояло достать и вывезти из Швеции копии различных документов, касавшихся государственного устройства королевства. Успешно выполнив это задание (более тысячи копий тайно привезенных им документов были впоследствии использованы при подготовке реформ), Фик в декабре 1716 года приехал из Швеции в Экернферде13.23 января 1717 года Петр I подписал патент Фика на чин «действительного каммеррата»14.

Первоначально Фик занимал пост советника Камер-коллегии, в 1726 году был назначен на пост вице-президента Коммерц-коллегии и пожалован титулом статского советника. Помимо деятельности, связанной с текущей работой коллегий, Фик следил за переводом привезенных шведских документов, готовил на их основе проекты регламентов и штатов новых учреждений и занимался поисками кадров для них. Он составил множество аналитических записок о работе, функциях и составе шведских властных институтов. В 1718–1720 годах Фик работал над проектом Генерального регламента и затем Регламента Главного магистрата. На основе представленных им материалов и проектов проводились губернская и судебная реформы.

В 1730 году Фик оказался вовлечен в сложную политическую ситуацию, связанную с воцарением Анны Иоанновны. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых и встал вопрос о кандидате на престол. Как известно, влиятельнейший член Верховного тайного совета князь Дмитрий Михайлович Голицын предложил кандидатуру герцогини Курляндской, племянницы Петра I Анны Иоанновны, которая вынуждена была подписать «кондиции», ограничивавшие ее самодержавие. Предполагаемое участие Фика в составлении «кондиций» и близость к Голицыну послужили причиной ареста и последующей ссылки Фика в Якутию. После смерти императрицы он был помилован Анной Леопольдовной, но вернулся из ссылки уже в правление Елизаветы Петровны, возвратившей ему конфискованное имение Оберпален близ Дерпта, где он и скончался в 1750 году15. Положение Фика менялось на протяжении всего периода его службы в России и зависело от того, кто был на троне и около него. Однако вплоть до последних лет своей жизни он продолжал составлять различные проекты «к государственной пользе», стремясь закрепиться в составе политической элиты России.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века"

Книги похожие на "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Майя Лавринович

Майя Лавринович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Майя Лавринович - «Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века"

Отзывы читателей о книге "«Регулярная академия учреждена будет…». Образовательные проекты в России в первой половине XVIII века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.