» » » » Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?


Авторские права

Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?

Здесь можно купить и скачать "Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Эксмо»334eb225-f845-102a-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?
Рейтинг:
Название:
Феномен зависти. Homo invidens?
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-699-74716-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Феномен зависти. Homo invidens?"

Описание и краткое содержание "Феномен зависти. Homo invidens?" читать бесплатно онлайн.



Что такое зависть? Если кратко и просто: глубоко укоренившаяся естественная реакция человека на чье-либо превосходство… С древнейших времен людям была свойственна печаль о благополучии ближних. Зависть не только терзает душу и тело завистника, истощает его, но и доставляет мучения окружающим, следовательно, является порочной. Чему чаще всего завидуют? Деньгам, славе, красоте, здоровью? В чем секрет живучести зависти? Ведь люди не перестают и не устают завидовать! Может, находят удовольствие в этом страдании? Или мы созданы разноуспешными и завистливыми, дабы не почивать на лаврах, а стремиться к большему? Эта лишь малая толика вопросов, которые поднимает автор. Ответы на них и на многие другие можно найти в этой книге, которая, надеемся, заинтересует читателя.






Мифический чудовищный змей Василиск обладал способностью убивать не только ядом, но и взглядом. Сходно воздействовал взгляд великана Хумбабы из мифологии Древнего Двуречья[125]. По данным А. Голана, в мифах североамериканских индейцев фигурирует женщина, испепелившая мужа своим взглядом, в других мифах представлено некое существо с повязкой на глазах, причем если повязка удалялась, то человек, на которого падал взгляд этого существа, тут же умирал[126]. По повести Н.В. Гоголя всем известен персонаж восточнославянской мифологии Вий, чей смертоносный взгляд скрыт огромными веками или ресницами, которые поднимали вилами его помощники. В греческой мифологии есть кровавое чудовище Ламия, похищающее и пожирающее детей. Так как Гера лишила ее сна, она бродит по ночам. Сжалившийся над ней ее бывший возлюбленный Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она безвредна. «Поверье о том, что взгляд сверхъестественного существа может убить человека, имеет глобальный характер, – полагает А. Голан, – следовательно, оно зародилось очень и очень давно, если посредством устной передачи от соседа к соседу обошло весь мир. Похоже на то, что дожившее до ХХ века суеверное понятие «дурной глаз», «сглазить» существует уже по меньшей мере двадцать пять тысячелетий»[127]. Любопытная деталь: в Средние века в Европе массовый характер приобрели стирание, выскабливание, выкалывание глаз «демонических персонажей» на иконах, фресках, книжных миниатюрах с целью лишить их «дурной силы»[128]. Представители «сатанинского воинства» нередко изображались в профиль во избежание прямого зрительного контакта со смотрящим[129].

К «сглазу» мы непременно вернемся, сейчас же попытаемся подытожить зрительные способности мифических персонажей. По моим подсчетам, око (глаз, взгляд) сверхъестественных существ наделено по меньшей мере тремя неординарными возможностями. Во-первых, даром мгновенно проницать пространство и время, все сущее в небесном, земном и подземном мирах в прошлом, настоящем и будущем, способностью видеть внутренний мир и судьбу человека, словом, выступать «органом» всевидения и всеведения, мудрости и проницательности. Во-вторых, божественное око может пробуждать к жизни, воскрешать, спасать, сохранять и исцелять мир в целом и его отдельные создания, прежде всего человека, иначе: быть «органом» милосердия высших сил, оберегом от бедствий, болезней и даже смерти, залогом удачи, процветания, счастья. В-третьих, взгляд мифических существ способен наказать, покарать, испепелить, превратить в камень, просто лишить жизни клятвоотступников, врагов миропорядка, всех тех, кто встанет на пути грозных, превосходящих человеческое разумение, разрушительных сил.

Вспомнив, что мифы – плоды творчества Homo loquens – человека говорящего, причем говорящего, как нам с вами хорошо известно, не столько о том, что есть, сколько о том, почему это произошло, можно заключить: представления о глазах и зрении – фантастический вымысел, законсервированный в сказаниях о героях и богах. Заключение резонное, но поспешное: мифопоэтическая трактовка зрительного восприятия вышла за пределы культового или бытового пересказа преданий и легенд. Да и часто ли мы предаемся подобным пересказам после того, как выросли дети?! Зато нередко требуем смотреть нам в глаза у распекаемого подрастающего поколения. Ищем взор любимого человека, значимого собеседника, начальника. Раздражаемся, когда нас в упор разглядывают незнакомые люди. Боимся сглаза. Робеем перед иконописными ликами святых, которые как будто всматриваются в нас, стоящих перед ними, и видят все тайные чувства и мысли. И таких «нас» – миллионы.

Илл.1


Илл.1


В Успенском соборе Московского Кремля на одной из икон XIV в. Христос предстает со столь строгим ликом и пронизывающим взглядом, что в народе за подобными изображениями закрепилось название «Спас Ярое око»[130]. Долго простояв у этой иконы (илл. 1), вдруг ощутил: Спаситель меня не только осуждает, но и жалеет. Искусствоведы полагают: «Особое выражение лица Спасителя достигалось тем, что левый глаз смотрел ласково и одобрительно, в то время как правый – сурово и отвергающе»[131]. Много позже узнал, рассматривая лицо: наибольшее внимание мы уделяем глазам, начиная с левого, на котором взор останавливается чаще и дольше[132]. Чтение лица слева направо исследователи полагают культурно обусловленным приемом зрительного восприятия представителей европейской культуры, хотя напомню, именно левый глаз древнеегипетского Хора символизировал воскрешение после смерти. Впрочем, символика «левизны» – предмет особого разговора. Вернемся к божественным ликам. В Греции и на Балканах в виде фресок, а в России на сравнительно небольших иконах встречается изображение Христа как Недреманного ока (илл. 2). Как отмечает К.Х. Фельми[133], в одной из древнерусских рукописей, хранящихся в Российской государственной библиотеке, содержится объяснение сложных икон, в том числе «Недреманного ока», по поводу которого цитируется «Физиолог»[134] – документ IV–V вв., связывающий животных с историей спасения и приписывающий Господу слова: «Я сплю, а очи мои божественные и сердце бдят».

Илл.2


«Всевидящее Око Божие» – еще один распространенный сюжет русской иконописи – изображает видения Иезекииля, одного из четырех великих пророков Ветхого Завета. Пророчества Иезекииля носят причудливый характер и отличаются богатством таинственных символов. В двух пророчествах (Иез. 1:10) в свете пламени, клубах дыма и при страшном шуме являлись четыре Херувима о четырех лицах каждый. Одно из них – человеческое, второе – лицо льва, третье – тельца, четвертое – орла. Кроме того, у каждого Херувима четыре крыла, под которыми находились человеческие руки. Движение Херувимов быстрое, как сверкающая молния. Подле каждого существа пребывали сияющие колеса, ободья которых «полны были глаз» (Иез. 1:18). В колесах заключен дух Херувимов, в шуме их крыльев слышался глас Всемогущего, восседающего в вышине на сапфировом престоле, светящемся расплавленным металлом. В другом видении, описывая тех же Херувимов, пророк отмечает: «И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их» (Иез. 10:12). Эти красочные пророчества не могли не вдохновить иконописцев, знающих из псалтыри: «око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18). Иконы «Всевидящее Око Божие» получались необычными, под стать вдохновившему их видению: композиция из нескольких кругов, в центре которых четырехконечная звезда, рассекающая странный двойной лик с четырьмя глазами и одним ртом (илл. 3). По мнению К.Х. Фельми, эта деталь представляет собой лик солнца (или солнца и луны одновременно), на что указывают исходящие от лика лучи[135]. При этом исследователь иконописных образов Христа предлагает вспомнить слова пророка Исаии, обращенные к народу Иерусалима и иногда цитирующиеся на иконах данного типа: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет тебе вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис. 60:19–20).

Илл.3

Илл.3

Илл.3


Здесь можно вспомнить о древних солнечных культах, в которых, как мы выяснили, солнце – и божество, и его око. О том, что Бога Отца долгое время было принято изображать не в человеческом облике, а в виде глаза[136]. Устами пророка Иезекииля Господь Бог неоднократно говорил вероотступникам: «И не пощадит тебя око Мое, и не помилую, и воздам тебе по путям твоим» (Иез. 7:4). А выдающийся представитель греческой церкви VIII в. Иоанн Дамаскин, отстаивая в острой полемике обычай иконопочитания, писал, что «глаза Господа выражают Его всесозерцательную силу и всеобъемлющее видение». Иконоборческий собор 754 г. проклял Иоанна Дамаскина как «сочинителя лжи и учителя нечестия», а Вселенский собор 787 г. объявил его «глашатаем истины». Развитие европейской религиозной живописи свидетельствует: в оценке символики божественных глаз этот отец церкви наверняка может быть назван глашатаем истины. Подтверждением являются не только названные сюжеты русских икон, но и многие картины западноевропейских художников, особенно те, что написаны в стилистике символически насыщенных аллегорий.

Один пример. «Аллегория христианства» (илл. 4) – так называется полотно нидерландского художника Яна Провоста (1465–1529). Относясь к типу т. н. сочиненных, т. е. сконструированных назидательных композиций, особыми художественными откровениями картина не блещет, но может служить отличной иллюстрацией общеизвестной во время ее создания и понятной поныне христианской символики. Слева – полусидящая фигура Христа в красном плаще (однозначной интерпретации не поддается, возможно, намек на царственное происхождение и жизненную силу), белой набедренной повязке (знак распятия), с мечом в правой руке (в данном контексте меч – символ мученичества и духовной крепости), со следом прокола копьем на груди. Левая рука Спасителя обращена вниз и указывает на богато изукрашенный сундук, здесь символизирующий сокровищницу истины. Справа на картине изображена сидящая Дева Мария с диадемой на распущенных золотистых волосах, в синем с золотой оторочкой хитоне, с открытым ларцом на коленях, на крышке которого восседает белый голубь, символ Святого Духа, а внутри находятся янтарные бусы, которые со времен Овидия символизируют слезы. Напомню согласно «Метаморфозам» Овидия: – а эта книга входила в круг обязательного чтения просвещенных нидерландцев той поры, – в янтарь превратились слезы дочерей бога солнца Гелиоса, оплакивавших гибель своего брата Фаэтона. В правой руке Дева Мария держит цветок лилии, знак ее непорочности и чистоты, кроме того, символизирующий воскрешение Христа. В центре композиции – серебристый шар с небольшим крестом на «макушке», лежащий на открытой ладони, которая как бы парит в воздухе. Шар – указание на власть, рука же – символ Бога Отца. Вверху над Христом – белый агнец с крестом (невинность, кротость), над Марией – полураскрытая Библия, между ними – Всевидящее Око (знак Бога Отца) пристально и изучающе всматривающееся в зрителя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Феномен зависти. Homo invidens?"

Книги похожие на "Феномен зависти. Homo invidens?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Донцов

Александр Донцов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Донцов - Феномен зависти. Homo invidens?"

Отзывы читателей о книге "Феномен зависти. Homo invidens?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.