Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Большой театр. Золотые голоса"
Описание и краткое содержание "Большой театр. Золотые голоса" читать бесплатно онлайн.
Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции.
Предлагаемая вниманию читателей книга включает имена более ста лучших певцов Большого театра, солистов оперы нескольких поколений, начиная с легендарных вершин. Иллюстрированная уникальными фотографиями, она адресована всем, кому дорого искусство музыкального театра.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1976), орденами и медалями Великой Отечественной войны.
Сейчас уже трудно объяснить, почему так сложилось, что сценическая карьера певца, одарившая его завидным для лирического тенора творческим долголетием, все-таки не достигла своего апогея, на каком-то этапе пошла на спад и не принесла ему ожидаемой большой славы – а ведь начало было столь блестящим… Но, слушая в записи его Ленского, понимаешь, какой это был Богом данный голос, способный растревожить отзывчивую душу.
Т.М.
Гукова Маргарита Георгиевна
сопрано
1884–1965
О ранних годах этой певицы, к сожалению, известно очень мало. Родилась Маргарита Георгиевна в Житомире 16 (28) марта 1884 года (а по некоторым данным в 1887 г.) в семье полицейского надзирателя.
В 1901–1906 годах училась в Московской консерватории в классе известного итальянского педагога У. Мазетти.
В это время часто выступала в концертах, была замечена русским ученым М.И.Сеченовым, большим любителем вокала, и стала постоянной участницей любительских концертов в его доме. Нередко бывала она и в доме известного врача Н. Даля, где также принимала участие в домашних вечерах как певица и талантливая пианистка. В этом доме бывал и композитор С.В. Рахманинов. Так что окружение певицы формировало ее художественную натуру.
Татьяна. «Евгений Онегин»
Студенткой она была уже известна как прекрасная вокалистка, на редкость одаренная актерскими способностями.
Еще до поступления в Большой театр Маргарите Гуковой довелось дебютировать в спектакле «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, поставленном режиссером Л.Я. Сулержицким в его музыкальной студии «Художественные искания». Спектакль был поставлен по совету К.С. Станиславского, участвовали в нем студенты консерватории и музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Большое внимание обращалось на то, чтобы участники спектакля не только умели петь, но и были хорошими актерами.
Премьера состоялась 26 января 1906 года и собрала всю музыкальную Москву. Известные музыкальные критики С.Н. Кругликов, Ю.С. Сахновский, А. Струве и другие назвали этот молодежный спектакль переворотом в музыкальном искусстве и особенно выделили Маргариту Гукову в партии Татьяны Лариной.
Вскоре певица, которой едва исполнилось 20 лет, дебютировала в этой же партии на сцене Большого театра. К своему дебюту Гукова готовилась во время летнего отдыха в санатории Художественного театра с тем же Сулержицким и с В.И. Качаловым, которые раскрывали перед нею новые принципы исполнения оперных ролей. Это была настоящая школа актерского мастерства, благодаря которой певица с великолепной вокальной школой добилась в дальнейшем больших успехов на оперной сцене.
На сцене Большого театра Маргарита Гукова спела девятнадцать партий.
Критики и современники оставили об исполнении певицы самые теплые и восхищенные отзывы. Музыковед В.В. Яковлев в своей книге «Избранные труды о музыке» писал: «Яркое впечатление в сценической жизни театра данного периода оставила артистическая работа М.Г. Гуковой. Она была из тех, кто, как Скомпская, Хохлов, Грызунов, обладали и вокальными и сценическими данными как бы прирожденными, при наличии тонкого художественного вкуса и цельности артистической индивидуальности. Красивый голос, чистый по тембру и звучный, большой его диапазон, музыкальность; в области же драматической ее можно было считать выдающейся. Из спетых ею партий наиболее удачными были Шарлотта («Вертер»), Миньон, Тамара, Маша («Дубровский»), Ольга («Псковитянка»), Мими («Богема»). В Татьяне она явилась преемницей по времени Хренниковой, но создала свой, новый образ, навсегда запомнившийся ее современникам».
«Дубровский». Маша – М. Гукова, Владимир Дубровский – Л. Собинов
Она была первой исполнительницей следующих партий: Фатима в «Кавказском пленнике» Ц.А.Кюи, Зиглинда, Ортлинда и Вельгунда в операх «Гибель богов», «Валькирия», «Золото Рейна» Р. Вагнера. Ю.Д. Энгель в статье на постановку «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова отметил, что особенно хороша г-жа Гукова в партии Поварихи. «Из исполнителей на первом месте талантливая г-жа Гукова. Ее в меру злая и завистливая Повариха – живое, метко схваченное, с юмором сыгранное лицо, – сообщалось в одной из газет. – Артистке только несколько мешают ее внешние данные, ее изящество».
В репертуаре певицы были и такие сложные партии, прекрасно исполненные и вокально, и актерски, как Маллика в «Лакмэ» Л. Делиба, Валерия в «Песни торжествующей любви» А.Ю. Симона, Горислава в «Руслане и Людмиле» М.И. Глинки, Памина в «Волшебной флейте» В. Моцарта, Йеди в «Сыне мандарина» С.Н. Василенко, Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно, Эльза в «Лоэнгрине» Р. Вагнера.
Но коронной оставалась партия Татьяны, певица была признана лучшей ее исполнительницей в начале прошлого века. Многочисленные отзывы подтверждают это. Известный лингвист, большой любитель театра А.А. Реформатский описал в своих воспоминаниях впечатления от выступления Гуковой: «Как жаль, что Петр Ильич этого не знал! Это была идеальная Татьяна и по тембру, и по интонации и фразировке, и по простоте и предельной убедительности сценического поведения. Для Татьяны у Гуковой было все: и настоящее лирическое сопрано, и свой индивидуальный тембр, тембр к тому же с шармом. И Гукова была замечательной артисткой: и эмоциональной, и вдумчивой, и строгой к себе и к своему образу. Ее Татьяна – это не просто Чайковский, хотя бы и предельно правильно почувствованный, но Пушкин, и Пушкин, тонко и умно понятый и доведенный до идеала в образе». Или воспоминание театрала М. Вакарина: «В ее голосе была особая теплота и какая-то глубина. Таким в моем представлении должен быть голос этой девушки, которой «задумчивость была подругой от самых колыбельных лет». Татьяна Гуковой была действительно русской девушкой, простой и трогательной, наивной и умной, глубоко переживающей и отдающейся всецело, без колебаний, охватившему ее первому чувству. Ужасно жаль, что Чайковский не дожил до этих спектаклей» (журнал «Советская музыка», № 4, 1949). А поклонники в знак признания подарили любимой певице миниатюру, где она запечатлена в образе Татьяны.
Татьяна. «Евгений Онегин»
Партнерами Гуковой по сцене были Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов, И.А. Алчевский и И.В. Грызунов, В.А. Лосский, В.Р. Петров и многие другие. И все они также высоко отзывались о мастерстве певицы и отмечали ее красивый теплого тембра голос и тонкую музыкальность, необычайную эмоциональность и чувство меры, большие сценические способности и артистическую внешность. Особенно сблизилась певица с Л.В. Собиновым: они пели в спектаклях, Гукова участвовала в постановке Собинова совместно с режиссером В.П. Шкафером оперы Дж. Пуччини «Богема», их связывала и сердечная дружба, о чем говорят письма певца к друзьям, в которых он неизменно передавал Маргарите Георгиевне самые теплые приветы.
Семейная жизнь певицы была счастливой: с супругом, певцом Большого театра А.В. Богдановичем, ее связывали творческие интересы, они вместе гастролировали, выступали с концертами по многим городам России.
Творческая жизнь Маргариты Гуковой оказалась, к сожалению, короткой: она выступала на сцене всего восемь лет.
В 1914 году она поехала в Италию, чтобы усовершенствоваться в вокале. Казалось, впереди певицу ожидают новые творческие достижения. После Италии Гукова поехала в Германию для консультации с врачом-ларингологом. Понадобилась небольшая операция, которая прошла неудачно. К этому добавились тяжелые переживания, связанные с началом Первой мировой войны. Известный дирижер Эмиль Купер, который был знаком с М. Гуковой, позже вспоминал, что встретил певицу в эти тревожные дни на берлинском вокзале в многотысячной толпе русских, которые оказались оторванными от родины и пытались вернуться. Из-за волнения именно в этот момент певица потеряла голос, и, как оказалось, навсегда.
Блестящая карьера оборвалась в 27 лет.
Валерия. «Песнь торжествующей любви»
Маргарита Георгиевна вернулась в Россию, но сцена для нее была потеряна. Она мужественно переносила трагедию. К.С. Станиславский, ценя ее актерский талант, предлагал войти в труппу Художественного театра, поступило предложение и от кинофабрики А.А. Ханжонкова сниматься в кино, но Гукова отказалась от обоих предложений.
В 1919 году при Большом театре была создана оперная студия под руководством К.С. Станиславского, и режиссер пригласил Маргариту Георгиевну быть в этой студии вокальным педагогом.
С этого момента началась педагогическая деятельность Гуковой, которая продолжалась около сорока лет. В ее классе учились С.Я. Лемешев, Е.А. Степанова, С.И. Мигай, Н.К. Печковский… Все они отмечали плодотворность этих занятий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большой театр. Золотые голоса"
Книги похожие на "Большой театр. Золотые голоса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса"
Отзывы читателей о книге "Большой театр. Золотые голоса", комментарии и мнения людей о произведении.