Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Большой театр. Золотые голоса"
Описание и краткое содержание "Большой театр. Золотые голоса" читать бесплатно онлайн.
Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции.
Предлагаемая вниманию читателей книга включает имена более ста лучших певцов Большого театра, солистов оперы нескольких поколений, начиная с легендарных вершин. Иллюстрированная уникальными фотографиями, она адресована всем, кому дорого искусство музыкального театра.
Юрий Гуляев снялся в художественном фильме С.И. Параджанова «Украинская рапсодия» (1961); о певце сняты телефильмы «Три эскиза к портрету Юрия Гуляева» (1973), «Желаю Вам… Юрий Гуляев» (2005), документальный фильм «Монологи о Юрии Гуляеве» (1990).
В 2006 году вышла книга об артисте «Соловьем залетным».
На доме в Москве, где жил артист в 1975–1986 гг. (ул. Гончарная, 26), установлена мемориальная доска. В Донецке открыт мемориальный музей Юрия Гуляева, его именем названа улица, имя Гуляева носит концертный зал Тюменской филармонии. В Тюмени в 1993 году основан Всероссийский конкурс оперных певцов имени Ю.Гуляева. Память о нем жива.
Т.М.
Д
Давыдова Вера Александровна
меццо-сопрано
1906–1993
«Давыдова – яркий, запоминающийся след в жизни нашего театра. Ее любили все, ей всегда сопутствовал успех. Замечательный голос – звонкий, сочный, огромный. Казалось, пела сама природа. Артистизм, яркая внешность – словом, в ней было с избытком того, что мы называем сценическим обаянием», – такой была эта певица, по словам ее коллеги по сцене Наталии Дмитриевны Шпиллер.
Амнерис. «Аида»
Вера родилась 17 (30) сентября 1906 года в Нижнем Новгороде и была младшей из пяти детей. Отец-дворянин, в двадцать шесть лет уже старший землемер губернского лесоводства, и в перспективе была еще более высокая карьера.
Мать – из купеческого рода, урожденная Пожарская, из дальних потомков знаменитого воеводы Дмитрия Пожарского, организовавшего вместе с нижегородцем Козьмой Мининым народное ополчение для освобождения Москвы от поляков в начале XVII века.
Красивый и богатый Александр Давыдов постоянно был в центре внимания женщин; жена, не выдержав этого, оставила детей на попечение мужа и с маленькой Верочкой уехала в Хабаровск к сестре. Через некоторое время по приглашению крестьянского начальника Хабаровского уезда М.А. Телятьева и его супруги поселилась в их доме. Почти ежедневно дружная семья устраивала музыкальные вечера, в которых принимали участие хозяева, их дети и Софья Ивановна Давыдова, обладавшая сильным красивым голосом и умевшая играть на фортепьяно. Телятьев первым обратил внимание на отличные музыкальные способности Верочки, которая с легкостью повторяла любые мелодии. Приглашенный для консультации учитель пения нашел у нее абсолютный слух и безукоризненное чувство ритма и посоветовал девочку серьезно обучать музыке, но пока материальной возможности для этого не было.
Софья Ивановна поступила на вечерние курсы сельских учителей и одновременно, благодаря знанию французского языка, стала работать переводчицей в коммерческом банке. В 1908 году ей досрочно выдали учительское свидетельство, и попечитель уездных заведений предложил поработать в сельской школе.
Деревня Матвеевка, куда приехала Давыдова с ребенком, имела всего несколько домов, где жили бывшие каторжане и охотники. Мужчины в свободное время пропадали в питейном заведении, женщины пили дома. А школа состояла из двух комнат, одну из которых – классную заливало во время дождей, и занятия отменялись. Неудивительно, что отсюда уезжали даже учителя-мужчины. В глубине души Софьи Ивановны было отчаяние, но, преодолевая его, она принялась за работу. Утешением была музыка: по ее просьбе староста привез гитару, и вечерами они с Верочкой пели. Слух о том, что «новая учителка с дочкой шибко хорошо распевают», быстро разнесся по округе, в школе стали собираться женщины. Софья Ивановна знала много песен, учила им Верочку, и они устраивали импровизированные концерты. Это привлекло и мужчин. А Давыдова еще читала сказки А.С. Пушкина, сочинения М.Ю. Лермонтова, «Записки охотника» И.С. Тургенева. Жители прониклись уважением к учительнице и наперебой старались в чем-нибудь помочь, даже отремонтировали школу.
После годичного отчета о своей работе перед начальством Софья Ивановна, к всеобщему удивлению, вернулась в Матвеевку.
Но в 1910 году уездный попечитель за добросовестное отношение к работе перевел Давыдову в Николаевск–на-Амуре в трехклассную женскую гимназию. А вскоре сюда приехал дальний родственник и старый друг семьи Михаил Флеров, и они соединили свои судьбы. Флеров получил место учителя истории в реальном училище. В свое время он окончил духовную семинарию, обладая сильным басом, пел в хоре, и регент прочил ему вокальную карьеру. Зная музыкальную грамоту и прекрасно играя на фисгармонии, он занялся музыкальным образованием Веры: давал ей вокальные упражнения, пел с Софьей Ивановной классические дуэты, прививая девочке вкус к высокому искусству.
Николаевск-на-Амуре был довольно большим портовым городом, куда заходили иностранные суда, здесь открывались филиалы крупных банков, строились каменные учреждения и дома. Культурная жизнь была оживленной: в Народном доме играла любительская труппа, в Клубе проходили концерты и танцевальные вечера, на сцене Дворянского собрания выступали гастролеры, в Офицерском собрании устраивались молодежные вечера, и было даже два кинотеатра.
В этом городе Вера Давыдова впервые вышла на сцену.
В 1912 году она пошла в женскую школу, стала брать уроки фортепиано у преподавательницы, окончившей киевскую гимназию. И когда в городе проходили концерты по случаю 100-летия Бородинского сражения, музыкальную девочку назначили петь соло в песне «Бородино» на слова М.Ю. Лермонтова и в песне «Душечки-девицы» А.С. Даргомыжского. Ее голос звонко выделялся на фоне хора, и держала себя маленькая девочка, как настоящая артистка. Перейдя в гимназию, Вера продолжала музыкальные занятия и делала большие успехи, но особенно любила петь, воображая себя на сцене.
Начавшаяся Первая мировая война круто изменила жизнь города. Порт заглох, не хватало продовольствия, не отапливались учебные заведения.
В Народном доме проходили благотворительные вечера, и Вера непременно участвовала в них.
Когда весть о революции дошла до Николаевска, многие богачи эмигрировали. Город захватили анархисты, начались грабежи и расстрелы. А однажды они устроили концерт в Дворянском собрании, где обязали выступить и Веру. К счастью, она понравилась и даже получила плату – дрова.
Нестабильностью в городе воспользовались японцы, китайцы, корейцы, появились и белогвардейцы. Завязались уличные бои. Уходя, анархисты взяли с собой часть жителей, среди них оказались и Давыдовы с Флеровым. Партизаны освободили беженцев и посоветовали идти в Благовещенск, где установилась советская власть. Голодные, плохо одетые люди с большими трудностями добрались до города.
Вера продолжила учебу, и мать рассчитывала на ее поступление в педагогический институт. Но девушка мечтала стать певицей. Пианистка Л.В. Куксинская, окончившая Петербургскую консерваторию, поразилась одаренности Веры и занималась с нею бесплатно, что было облегчением для бюджета семьи. Она же устроила ей прослушивание у регента местного кафедрального собора И.И. Райского.
Определив, что у нее «типичное меццо-сопрано… диапазон полный, тембр замечательный», Райский тотчас дал ей выучить «Верую» П.И. Чайковского, и через неделю Вера стала петь в хоре и получать жалованье. Хор исполнял произведения Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова, В.В. Кастальского… Вера Давыдова солировала, и слух о ней пошел по городу, люди шли в собор послушать пение юной солистки.
Однако в городе развернулась борьба с религией, церкви закрывали, под угрозой был и собор. Чтобы сохранить свой замечательный коллектив, Райский заключил договор с дирекцией Городского сада, и два раза в неделю хор выступал уже с другими произведениями. Выступал он и в Дворянском собрании. Имя Веры Давыдовой все чаще появлялось в афишах. Но для полного развития голосовых данных ей была необходима настоящая профессиональная школа. Учителем Веры стал известный в прошлом оперный певец, ученик знаменитого баритона И.П. Прянишникова И.П. Ахматов. Ахматов выступал с сольными концертами, но ему хотелось еще открыть частную школу пения и организовать небольшую оперную труппу. Его помощницей в этом деле стала концертмейстер Т.И. Ганева.
В 1922 году Вера Давыдова вступила в оперное товарищество. Два раза в неделю она занималась вокалом у Ахматова, продолжала разучивать хоровые партии и готовила две сольные: Няни в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского и Флоры в «Травиате» Дж. Верди.
В труппе было всего пятнадцать солистов, а в хоре девять певцов. Вместо оркестра – рояль. Танцы исполнялись хористами, а слишком сложные не исполнялись. Но работали все с увлечением. Концертмейстер Ганева не довольствовалась тем, что Вера быстро и правильно учила партию, она отрабатывала с нею каждую музыкальную фразу, каждый нюанс, что открывало юной певице новые красоты музыки.
Над сценическим образом работать было некому. Ахматов хоть и считался режиссером, но, как исполнитель ведущих партий, не имел времени для серьезной работы над спектаклями. Он требовал только звучания голоса, а двигались актеры, как могли. Естественно, что шестнадцатилетней Вере нелегко было изображать Няню в престарелом возрасте.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большой театр. Золотые голоса"
Книги похожие на "Большой театр. Золотые голоса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса"
Отзывы читателей о книге "Большой театр. Золотые голоса", комментарии и мнения людей о произведении.