Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Большой театр. Золотые голоса"
Описание и краткое содержание "Большой театр. Золотые голоса" читать бесплатно онлайн.
Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции.
Предлагаемая вниманию читателей книга включает имена более ста лучших певцов Большого театра, солистов оперы нескольких поколений, начиная с легендарных вершин. Иллюстрированная уникальными фотографиями, она адресована всем, кому дорого искусство музыкального театра.
О выступлении Головина на тбилисской сцене писал в своей книге «Незабываемое» и Б. Кравейшвили – солист Тбилисской оперы и Большого театра: «…ни один певец-баритон (в том числе и итальянцы) не производил на меня такого яркого, неизгладимого впечатления. Помню, с каким триумфальным успехом проходили в Тбилиси его гастроли. У всех на устах было имя Дмитрия Головина… Его Риголетто, Фигаро, Демон были просто неподражаемы. И в голосе и во всем артистическом облике певца чувствовалась какая-то стихийная сила, первозданная мощь. Дрожь пробегала по телу уже после первой его фразы в знаменитой арии Риголетто: «Куртизаны, исчадье порока…». Зал слушал с затаенным дыханием, точно завороженный».
В советском репертуаре Головина, помимо партии Нагульнова, были партии Кленова в опере «Прорыв» С.И. Потоцкого, Евгения Листницкого в «Тихом Доне» И.И. Дзержинского, Кочуры в «Броненосце «Потемкин» О.С. Чишко, но таких образов, которые могли бы сравняться по художественной силе с его прежними, он не создал. Но это была не вина певца, а отсутствие достойного материала.
Об образе Кочуры музыковед Е.А. Грошева писала: «Роль одного из преданнейших борцов за свободу, всегда готового выполнить любое опасное задание, «романтика революции» (И. Судаков) нашла близкого себе по духу исполнителя. Сам в прошлом матрос, Д. Головин искренне передавал простодушие, человечность и мягкий юмор своего симпатичного героя. Он хорошо пел задушевные песни о березоньке, о соколе; однако не в силах артиста было преодолеть лиричность музыки, да и некоторую нелепость сюжетной линии».
Д.Д. Головин работал под руководством дирижеров – В.В. Небольсина, С.А. Самосуда, М.О. Штеймана, А.Ш. Мелик-Пашаева и режиссеров – И.М. Лапицкого, В.А. Лосского, Р.В. Василевского, А.А. Санина, Л.В. Баратова, Н.В. Смолича и многих других.
В 1933 году певец был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР; в 1937-м – награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Еще в 30-е годы он участвовал в составе бригады артистов Большого театра в шефских концертах для моряков Черноморского флота.
Во время Великой Отечественной войны – в концертах для фронтовиков, в спектаклях в филиале театра и в Куйбышеве, куда была эвакуирована труппа Большого театра, но некоторые артисты попеременно пели в обоих городах.
А в 1943 году Д.Д. Головин был обвинен по ложному доносу в измене Родине (еще в конце 30-х годов его ограничили в гражданских правах в связи с пребыванием в монастырях и учебой в духовном училище) и репрессирован с братом, женой и сыном, тоже артистом, обвиненным также ложно в убийстве актрисы З.Н. Райх, жившей в том же доме. Певец провел в лагерях 10 лет.
В 1995 году в газете «Русская мысль» появились воспоминания тоже бывшего заключенного М.Я. Гринблата. Вот фрагмент из этих воспоминаний, открывших трагическую страницу в жизни Дмитрия Даниловича Головина: «Осенью 1979 года мы с женой были в Польше. В самом конце поездки попали в Варшавский театр оперы и балета… В антракте отправились в театральный музей. Три небольших зала, ярко освещенных огромными люстрами, были заполнены обычными музейными экспонатами: макеты постановок, афиши, фотографии, костюмы… Я прошел бы мимо этой витрины, где был выставлен ярко-зеленый костюм Фигаро, но уж очень он был красив, весь украшенный блестками и кружевами. Я нагнулся, чтобы прочесть надпись, исполненную на трех языках: польском, английском и русском… Там было написано: «В этом костюме в нашем театре в сезон 1931 – 1932 года пел партию Фигаро премьер Большого театра СССР Дмитрий Головин».
Я закрыл глаза, а когда открыл, уже не было вокруг ни Варшавы, ни театра, ни музея, а был маленький уральский городок Ивдель, занесенный снегом, съежившийся от холода (только ли от холода?), опоясанная колючей проволокой зона и вросший в землю барак с тусклой лампочкой под самым потолком…
Да, с великим баритоном, премьером Большого театра, мы более трех лет прожили на одних нарах в печально известном Ивдельлаге, о котором у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГе» сказано: «Мы сидим на Краснопресненской пересылке и молим Бога только об одном – не попасть бы в самый страшный советский лагерь, в Ивдель, что на Северном Урале».
Так вот, Головин и я как раз туда и попали! Было все: и общие работы – лесоповал, лесная биржа с ручной погрузкой бревен, молевой сплав по реке, постройка бараков, но потом все-таки театр, театр за колючей проволокой, в котором работали прекрасные артисты драмы, оперы, балета, эстрады, цирка…
…Десять долгих лет всемирно известный голос Головина звучал в бараках, столовках (в дни выступлений театра они превращались в концертные залы), и арии Онегина, Мазепы, романсы и песни слушали сотни тысяч зэков, попавших сюда, как правило, по такому же ложному обвинению, по такому же «праведному» суду…». Головин пел в музыкальном коллективе, созданном бывшим руководителем Государственного джазового оркестра СССР А.В. Варламовым, также заключенным.
После освобождения и полной реабилитации он жил в Уфе, во Фрунзе, а с 1957 года уже постоянно под Анапой в поселке Су-Псех. Принимал участие в культурной жизни Анапы, в работе местной самодеятельности, ставил спектакли в музыкальной школе города.
25 июля 1966 года Дмитрий Данилович Головин скончался в Анапе и похоронен на городском кладбище. С восхищением и печалью вспоминал о певце Ал.П. Иванов: «Неподражаемым, ни на кого не похожим был артист Дмитрий Данилович Головин. О таких говорят: божий дар. Его голос не имел себе равных среди баритонов, его сценические возможности не укладывались ни в какие академические рамки.
Он блеснул, как яркий метеор, и погас…»
Блистательная карьера певца оборвалась в 49 лет.
В 1976 году, к 200-летию Большого театра, фирма «Мелодия» выпустила диск с архивными записями золотого голоса Д.Д. Головина, но они, к сожалению, немногочисленны.
Л.Р.
Григорьев Антон Алексеевич
тенор
1926–2001
«Слава Большого театра, как коллектива, могла выстроиться только на хорошем фундаменте. Именно на великолепном фундаменте и произрастали выдающиеся артисты, потому что на пустом месте ничего не возникает. В Большом театре выделиться непросто. Еще бы, когда такой состав певцов! Выделиться среди них так, чтобы тебя заметили, чтобы тебе давали главные роли, – это надо быть действительно выдающимся талантом. Антон Григорьев как раз такой замечательный певец и актер, который выделялся и на общем фоне коллектива Большого театра. Великолепный тенор, изумительный. У него не только был прекрасный голос, но он был, так сказать, «изобразителен» и даже очень в тех ролях, которые он в течение многих лет пел. А у него была масса ролей. Он пел ведущие партии во многих операх. Кстати, и в моей опере «Мать» он исполнял молодого Купчика. По ходу действия там есть сцена, где Купчик пропивает отцовские деньги. И Антон делал эту сцену потрясающе, так блестяще, что в этом спектакле эта сцена становилась одной из жемчужин и имела всегда огромнейший успех – с такой отдачей, с таким темпераментом исполнял он роль этого пьяненького Купчика. И это не удивительно: с таким эффектным голосом он мог, как говорится, «разойтись» здесь по-настоящему! Я думаю, что эта партия была написана прямо для него», – писал об Антоне Григорьеве композитор Тихон Хренников, который неоднократно выступал с певцом, аккомпанируя ему на рояле, в самых разных аудиториях и считал его одним из блестящих певцов-актеров Большого театра.
Фра-Дьяволо. «Фра-Дьяволо»
Антон Григорьев родился в Киеве 31 января 1926 года в большой трудовой семье рабочего Киевского вагоноремонтного завода. Мама, как рассказывал певец, была бывшей батрачкой из имения Кочубеев. У отца был хороший голос, он любил петь и привил интерес к пению старшему сыну. Антон с детства распевал русские и украинские народные песни. На Украине это не в диковинку. Но однажды на школьной олимпиаде художественной самодеятельности, выступив с хором, он выиграл первый приз за лучшее исполнение. Это был мраморный зайчик, которого он не просто сохранит на всю жизнь, но и пронесет с собой в вещевом мешке по дорогам войны. Мечтая попасть в танковое училище, Антон едет в Оренбург, но по зрению комиссия его не пропускает. Он работает на строительстве аэродрома под Сталинградом, рабочим сцены драм-театра, проходит курсы шоферов. А в 1943 году был направлен в сформированный под Киевом 10-й танковый корпус и попал на Второй Украинский фронт. Здесь в минуты затишья голос и гитара Антона Григорьева приносили однополчанам невыразимую радость.
После войны он продолжал службу в западных областях Украины, а в 1946 году, демобилизовавшись, вернулся в Киев, где тогда была организована рабочая консерватория. Он попал в класс педагога А.В. Павловской, ассистента своего будущего наставника. Тогда это было в общем-то несколько неожиданно, потому что недавний фронтовик пришел в новообразованную консерваторию вместе с земляком, который решил прослушаться, а потом и сам рискнул спеть. Но, как известно, случайностей не бывает. Наконец, в 1947 году Антон Григорьев был зачислен на вокальное отделение Киевской консерватории к бывшему известному солисту Большого театра народному артисту Украины профессору М.В. Микише. Учитель верил в своего ученика на все сто процентов, отдавая ему не только весь свой опыт, но и душевное тепло, вселив и в него самого веру в большое будущее, повторяя, что «в ранце солдата лежит маршальский жезл». У А. Григорьева хранился старинный клавир «Травиаты», подаренный Михаилом Венедиктовичем, с пророческой надписью: «Будущему прекрасному Альфреду, дорогому, любимому нашему студенту от любящих педагогов».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большой театр. Золотые голоса"
Книги похожие на "Большой театр. Золотые голоса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Рыбакова - Большой театр. Золотые голоса"
Отзывы читателей о книге "Большой театр. Золотые голоса", комментарии и мнения людей о произведении.