Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV"
Описание и краткое содержание "Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV" читать бесплатно онлайн.
Пятая книга из цикла «В общении с Богом. Молитвенные размышления на каждый день» включает размышления на XXIV–XXXIV неделю рядового времени литургического года между пасхальным и рождественским периодами.
Читатели во всем мире оценили огромную духовную пользу этих размышлений и они многократно переиздавались на разных языках.
Христово послушание было вдохновляемо любовью. Именно таким должно быть и наше послушание: Богу, Церкви, родителям, наставникам. Без такого послушания невозможна ни профессиональная деятельность, ни общественная жизнь. Бог не нуждается в ленивых слугах. Ему нужны любящие и послушные дети, готовые с радостью исполнять Его волю. Святая Тереза Авильская вспоминает, как однажды, при виде епитимьи, исполняемой другой монахиней, ее охватила “святая зависть”: она подумала, что сама могла бы исполнить эту епитимью, если бы ее духовник не наложил на нее иную. Жажда соперничества настолько овладела ее душой, что она решила больше не слушать советов духовника. Но тут Иисус сказал ей: “Нет, дочь моя. Ты идешь правильным и безопасным путем. Гляди, какую она исполняет епитимью… Однако твое послушание значит для Меня много больше”[254].
19.2. Послушание Иисуса, согласно учению апостола Павла, не сводилось к одному лишь подчинению воле Божией: Он сам по себе стал послушным. Благодаря деятельному послушанию, Он принял замыслы Отца, как Свои, и увидел в них средство спасения рода человеческого.
Один из существеннейших признаков следования истинным путем (путем смирения) – это как раз желание послушания[255]. И если гордыня побуждает нас творить волю свою и искать того, что нас возвышает, не подчиняясь чужой воле, но навязывая свою, то послушание стремится к прямо противоположному. Единородный Сын Отчий, сошедший с Небес, чтобы спасти нас и исцелить от гордыни, был послушен вплоть до смерти крестной[256]. Он указал нам путь: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей, – читаем мы в псалме сегодняшней 1-ой Вечерни.[257]
Послушание рождается в свободе и приводит к еще большей свободе. Когда человек отрекается от своей воли в послушании, он остается свободным, избирая добро и истину. Тот, кто, желая как можно скорее прибыть к месту назначения, въезжает на автостраду, не смущается при виде дорожных знаков и указателей. Канат, которым альпинист связан с другими членами команды, не мешает восхождению, хотя и несколько сковывает свободу движений. Этот канат – средство безопасности, он может спасти от падения в пропасть. Суставные сухожилия не исключают движений, напротив, придают им силу и гармоничность. Благодаря любви, послушание и свобода – идентичны. Разве Христос, столь возлюбивший сию добродетель и завещавший ее нам, не был свободен? Для того, кто хочет следовать за Христом, Его бремя легко. Оно становится тяжелым лишь там, где его не связывают с призванием, исходящим от Христа, или там, где это призвание игнорируют. Если же порой “закон” тяготит нас, то, может быть, лучше исправить не закон, а нашу ревность в следовании за Христом?
“Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин 14,15). Вот почему я хочу быть послушным Тебе и Твоей Церкви. Не только потому, что считаю правильным то, что мне предписано (хотя чаще всего это вполне очевидно). Я буду послушен “в принципе”, я буду послушен потому, что люблю Тебя и хочу доказать свою любовь. И еще потому, что верю: Твои заповеди были продиктованы любовью, а их цель – сделать меня свободным. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое… буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих (Пс 119(118),32.45)[258].
19.3 Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? – читаем мы в Священном Писании[259]. Послушанию вполне справедливо отдается первенство перед всесожжениями, – замечает Святой Григорий Великий, – ведь при всесожжениях умерщвляют чужую плоть, а в послушании приносят в жертву собственную волю[260], то, что имеет наиболее личный характер, и от чего потому труднее всего отречься. Вот почему послушание столь угодно Господу, вот почему Иисус, Которому повинуются ветры и море[261], Своим словом и всей Своей жизнью демонстрирует, что путь благой пролегает через эту добродетель. Еще в Ветхом Завете было отмечено: Vir obediens loquetur victoriam – Кто послушен, одержит победу[262], потому что получит помощь Духа Святого, Которого Бог дал повинующимся Ему[263]. О добродетель послушания, ты можешь все! – восклицает Святая Тереза[264]. С этой добродетелью связаны великие блага, она мостит самый короткий путь к святости, поэтому нет ничего удивительного, что дьявол изобретает многочисленные предлоги и выдумывает всевозможные уловки, чтобы отвести слабую душу от послушания.
Мы убедились, что послушание необходимо не только потому, что оно полезно душе, и не только потому, что оно обеспечивает слаженную работу. Необходимость послушания укоренена в самом деле Искупления и составляет ядро Голгофской тайны. По этой причине тот, кто полагает пределы требуемому Богом послушанию, полагает пределы и своим отношениям со Христом. Такой человек не сможет жить одной жизнью с Господом, т. е. не исполнит задания христианина. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба…[265]
Желание подражать Христу породит целую серию вопросов, обращенных к самому себе: делаю ли я в данную минуту то, чего от меня требует Бог, или же руководствуюсь своими капризами, страстями, настроениями? Могу ли я распознать голос Господа в советах моего духовника? Вдохновлено ли мое послушание благодатью? Насыщено ли радостью и желанием? Смирением и твердостью? Ревностью и любовью?[266]
Мы молим Пресвятую Богородицу испросить для нас благодать последовательного послушания, ведущего к совершенному единению со Христом. Подчинись, не сомневайся ты столько, это бесполезно! Когда тебя о чем-то просят, нельзя показывать, что тебе неприятно или трудно. А вот чувствовать – можно, даже хорошо – вот случай одержать победу, совершить подвиг! Это не выдумки. Помнишь? Отец семейства дал одно и то же поручение двум сыновьям… Иисус порадовался за того, который возразил – но выполнил его! Порадовался, ибо послушание – плод Любви[267].
Двадцать Шестое Рядовое Воскресенье
Год B
20. Апостольское свидетельство – задание всех христиан
1. Разнообразие форм апостольского свидетельства. Единство в главном. Нельзя культивировать в Церкви своей “монополии на святость”.
2. Для апостольского свидетельства подходит любая ситуация.
3. Любовь как основание единства и источник апостольского свидетельства.
20.1 Первое чтение сегодняшней Мессы[268] включает фрагмент из Ветхого Завета, в котором Господь, в ответ на просьбу Моисея, оказавшегося не в состоянии нести “бремя всего народа сего”, взял от Духа, Который на нем и дал семидесяти старейшинам. Они же, собравшиеся вокруг скинии, стали пророчествовать. Еще двое, носившие имена Елдад и Модад, хотя и были вызваны, не явились к скинии. Но и на них почил Дух…, и они пророчествовали в стане. Тогда Иисус Навин подбежал к Моисею и потребовал запретить им делать это, на что Моисей ответил многозначительным: …О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
Сегодняшнее Евангелие повествует о событии, в чем-то подобном только что описанному[269]. Иоанн сообщил Иисусу о человеке, который именем Твоим изгоняет бесов. Ученики запретили ему делать это, поскольку он не принадлежал к их общине, на что Иисус ответил: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
Иисус упрекнул учеников в непримиримости и высокомерии. Он расширил их кругозор, смягчил их сердца. Он открыл им глаза на дар всеобщего апостольства, могущий принимать самые разнообразные формы. Мы, как христиане, не можем превратиться в монополистов святости, отрицая право на апостольское свидетельство у других людей, которые, имея соответствующую подготовку и отличаясь должным образом жизни, ощущают себя призванными к нему. Есть много путей, ведущих ко Христу, важно, однако, единство в вопросах принципиальных, касающихся существенных элементов Церкви. Папа Иоанн Павел II еще раз подтвердил право верующих на создание свободных ассоциаций в рамках Церкви (это право коренится уже в даре святого Крещения), сформулировав при этом определенные критерии, по которым можно судить, принадлежит ли данное объединение к Церкви или нет[270]. Среди таких критериев, – подчеркнул Папа, – следует отдать приоритет призванию всех верных к святости, плодом которой становятся полнота христианской жизни и совершенная любовь. В этом смысле христианские ассоциации призваны стать орудиями достижения святости в Церкви.
Еще один упомянутый Папой критерий – апостольское служение, возвещающее Благую Весть о Христе, Церкви и человеке, сообразуясь с указаниями Священного Учительства Церкви, имеющего дар безошибочного свидетельства об истине. Апостольство служит достижению главной цели Церкви, внушенной ей Святым Духом – спасению всех без исключения людей. Разделить великое миссионерское поручение призваны все христиане. Господь требует от нас стать апостолами своего окружения в цехах заводов, научных лабораториях, кабинетах учреждений, студенческих аудиториях, и даже… – у себя дома. Отдельные верующие и их объединения проявляют сыновнее послушание Папе и епископам. Они связаны с ними крепкими узами и выражают сознательную готовность следовать их учению в вопросах веры и морали, а также подчиняться их пастырским распоряжениям. Единство иерархии и мирян, помимо прочего, выражено в разнородности внутрицерковных ассоциаций, взаимной терпимости между ними и стремлении к взаимному сотрудничеству.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV"
Книги похожие на "Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франсиско Карвахал - Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV"
Отзывы читателей о книге "Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV", комментарии и мнения людей о произведении.