Франсиско Карвахал - Великий пост и Пасхальное время

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великий пост и Пасхальное время"
Описание и краткое содержание "Великий пост и Пасхальное время" читать бесплатно онлайн.
Автор размышляет о времени Великого Поста и Пасхи, беседуя с читателем о духовной подготовке к воспоминанию Страстей и Воскресения нашего Господа, делясь своим опытом и размышлениями, внимательно прочитывая Священного Писания и слушая голос литургии Церкви.
Для читателей, желающих понять христианский взгляд на жизнь и ее проблемы в целом.
Наша христианская жизнь становится намного богаче, если мы, занимаясь повседневными делами, прислушиваемся к учению, провозглашаемому Господом посредством Церкви. Если мы начинаем им руководствоваться, учение обретает свою силу. Знание учения и умение должным образом применять его в жизни – это удел правильно сформированной совести. Когда вследствие невежества, которое в большей или меньшей степени может быть поставлено человеку в вину, он не знает учения, либо когда не применяет его на практике, хотя и знает его, не может быть и речи о христианской жизни и прогрессе на пути к святости.
Нам всем следует формировать в себе чистую и чуткую совесть, способную распознать глас Божий среди повседневных дел. Соответствующий уровень познаний в области нравственности и усилие, которым христианские добродетели воплощаются в жизнь (учение и жизнь), являются двумя принципиальными аспектами воспитания совести: общее знание закона Божия необходимо, но недостаточно: необходима своего рода сообразность человека с истинным благом. Это соответствие коренится в добродетелях самого человека и благодаря им развивается.[201]
Иногда, сталкиваясь с запутанными ситуациями, мы должны изучить их пред лицом Божиим и, если в этом есть необходимость, попросить нужного совета у людей, которые могли бы просветить нашу совесть и помочь воплотить в жизнь принятые нами решения.
В общем и частном испытании совести мы должны научиться искренности по отношению к самим себе, умению называть наши ошибки своими именами, видеть свою духовную леность и недостаток бескорыстия, и не пытаться обелить себя, выдумывая пустые и фальшивые оправдания. Совесть, не желающая признавать своих падений, обрекает человека быть рабом его капризов.
13.3 Каждый путешественник, действительно стремящийся добраться до пункта своего назначения, должен знать дорогу. Он с благодарностью использует четкие дорожные указатели, хотя временами они могут указывать узкую и более трудную трассу. Мы должны быть живо заинтересованы в воспитании своей совести, поскольку она является светом, дающим нам возможность различать добро и зло, светом, побуждающим нас к покаянию, т. е. к возвращению на истинный путь, если нам случилось свернуть с него. Церковь вручает нам нужные средства, но не освобождает от усилий, связанных с должным использованием этих средств.
Во время сегодняшнего размышления нам следует спросить самих себя: посвящаем ли мы достаточно времени своему духовному формированию или же нас зачастую увлекают иные занятия и именно они заполняют собой все наше время? Имеем ли мы план чтения духовной литературы, одобренный нашим духовным руководителем, который помог бы нам приобрести необходимые познания в области вероучения, соответствующие нашему возрасту и уровню образования? Верно ли мы придерживаемся указаний Учительства Церкви, находя в них свет истины перед лицом противоречивых мнений в области веры, социального учения и нравственности, с которыми нам приходится часто сталкиваться? Стараемся ли мы изучить их и содействовать тому, чтобы их изучали другие? Принимаем ли мы их с уважением и смирением? Насколько часто мы действуем, намереваясь посвятить свои поступки Богу, или нами скорее движет любовь к аплодисментам, мирскому признанию, похвале?
Свет и ясность крайне необходимы и нам, и тем, кто живет рядом с нами. Христианин поставлен Богом “на видном месте” подобно факелу, призванному светить другим на их пути к Богу. Мы нуждаемся в хорошей формации, чтобы стать полезными той лавине людей, которая навалится на нас, ясно и требовательно спрашивая: “Так, что же надо делать?”[202]. Дети, родственники, коллеги, друзья смотрят на наши поступки, а мы должны привести их к Богу. Но чтобы поводырь слепого сам не оказался слеп[203], недостаточно кое-что знать понаслышке; чтобы привести наших родственников и друзей к Богу недостаточно туманного и поверхностного знания пути, необходимо самому идти этим путем, иначе говоря: беседовать с Господом, все глубже познавать Его учение, вести борьбу с нашими недостатками, быть примером в профессиональной деятельности, в семейной жизни… Посланный возвещать великие истины, – говорит святой Григорий Великий, – должен применять их на практике[204]. Только успешный деятель может плодотворно учить.
Иисус Христос, желая научить Своих учеников служить друг другу, Сам опоясался полотенцем и умыл им ноги[205]. Так должны поступать и мы: дать другим познать Христа на примере исполнения нами повседневных обязанностей, воплощать учение Христа в жизнь.
Вторая неделя Великого Поста – Вторник
14. Смирение и дух служения
1. Служение людям невозможно без добродетели смирения. Не имея смирения, мы лишь раздражаем ближнего.
2. Подражать Христу – Образцу смирения и самоотверженности.
3. Особым образом служить тем, кого Господь поставил рядом с нами. Учиться у Пресвятой Девы Марии.
14.1 В Евангелии, читаемом на сегодняшней святой Мессе, Господь сурово обличает книжников и фарисеев, которые сели на Моисеевом седалище и, заботясь только о себе, оставили вверенных их опеке простых людей, изнуренных и рассеянных, как овцы не имеющие пастыря[206]. Добиваясь первых мест на пиршествах, иудейские лидеры были озабочены расширением воскрилий одежд своих, хотели, чтобы их приветствовали в народных собраниях и называли Учителями. Они были поставлены солью и светом для Израиля, а, между тем, предоставили народ самому себе. Так и они сами оказались во тьме. Славу Божию заменили своей собственной славой: Все дела свои делали для того, чтобы видели их люди. Их гордыня и тщеславие лишили их смирения и самоотверженности, которые должны стать отличительными чертами последователей Господа.
Христос предостерегал своих учеников: а вы не называйтесь учителями. (…) Больший из вас да будет вам слуга[207]. Господь Сам показывает нам пример: Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? а Я посреди вас, как служащий [208].
Без смирения и самоотверженности нет подлинной любви. Без смирения не может быть святости, поскольку Иисус не допускает в число своих учеников людей высокомерных. Орудиями Бога всегда были люди смиренные.[209]
В апостольском свидетельстве и тех услугах, которые мы оказываем другим людям, нет места самодовольству и высокомерию, поскольку на самом деле главным действующим лицом в этом нашем служении является Господь. Без Его благодати даже самые большие усилия не принесли бы результата: Никто не может назвать Иисуса Господом иначе как Духом Святым[210]. Только благодать дает нам возможность творить дела, превосходящие наши естественные способности. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать[211]. Когда мы прилагаем усилия, дабы обрести добродетель смирения, мы становимся сильными и удачливыми. Со смирением мы доведем до конца великие дела – надо только помнить, постоянно помнить о нашем ничтожестве, о нашей слабости, которая с каждым днем все более очевидна.[212]
Нам следует сохранять бдительность, поскольку стремление господствовать над другими людьми, как это делали книжники и фарисеи, стремление искать своего в том, что мы делаем или планируем, является худшей из человеческих амбиций. Гордыня окружает нас со всех сторон, а кто сражается с ней, встречает ее во всем, что его окружает[213].
Не имея смирения, мы можем сделать окружающих несчастными, ибо гордыня отравляет все. При появлении гордыни все становится несносным: семья, друзья, место работы… Человек гордый ожидает и требует особого отношения к себе, поскольку считает себя кем-то высшим; все должны быть начеку, чтобы ненароком его не обидеть. Его догматическая позиция во время бесед, его ироничное вмешательство – ничто иное, как проявление чего-то более глубокого – величайшего эгоизма, который овладевает человеком, ограничившим собственную жизнь горизонтами своего “я”.
В минуты размышления и молитвы нам следует спросить самих себя в присутствии Господа: как выглядят наши отношения с другими людьми? Наполнены ли они духом служения?
14.2 Иисус показал пример величайшего смирения и самоотверженности ради ближнего. Никто не имел достоинства большего, чем Он, и никто кроме Него столь ревностно не служил людям. Я посреди вас как служащий. Такова нравственная позиция Христа по отношению к любому из нас. Он готов служить нам, поддерживать нас, помогать нам подняться после падений. А мы, служим ли мы ближнему в семье и на работе? В первом чтении сегодняшней Литургии Господь взывает к нам посредством пророка Исаии: Discite benefacere, научитесь делать добро[214]… Мы научимся делать добро, если будем чаще всматриваться в образ Иисуса и чаще размышлять о Его жизни и учении.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великий пост и Пасхальное время"
Книги похожие на "Великий пост и Пасхальное время" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франсиско Карвахал - Великий пост и Пасхальное время"
Отзывы читателей о книге "Великий пост и Пасхальное время", комментарии и мнения людей о произведении.