» » » » Руфин Аквилейский - Жизнь пустынных отцев


Авторские права

Руфин Аквилейский - Жизнь пустынных отцев

Здесь можно купить и скачать "Руфин Аквилейский - Жизнь пустынных отцев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благозвонница»05f8fb0f-8952-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Руфин Аквилейский - Жизнь пустынных отцев
Рейтинг:
Название:
Жизнь пустынных отцев
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-91362-294-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жизнь пустынных отцев"

Описание и краткое содержание "Жизнь пустынных отцев" читать бесплатно онлайн.



Руфин, пресвитер Аквилейский, – церковный писатель IV века. Приняв монашество, он долго жил в египетской пустыне, где познакомился с великими подвижниками. Свой рассказ об отцах-пустынниках он предваряет словами: «Попытаюсь рассказать о каждом в отдельности… Они обитают в пустыне, рассеянные и разделенные по келиям, но соединенные любовью… ищут правды и Царствия Божия, и все это, по обещанию Спасителя, прилагается им… Некоторые из них молитвою останавливали стремительность рек, угрожающую затопить соседние селения, переходили по воде как по суху, укрощали лютых зверей и совершали многие и бесчисленные чудеса, напоминающие чудотворения пророков и апостолов, так что нельзя сомневаться в том, что их добродетелями стоит мир».






С глубокой скорбью в сердце предвидел святой старец бедствия Церкви от возникающего арианства. Однажды, находясь среди братии и по обычаю работая своими руками, он воззрел на небо со слезами. Послышались тяжкие вздохи и горький плач… В трепете братия просили его объяснить причину такой скорби. «О, лучше бы, чада, мне умереть, прежде чем постигнет грядущее зло… В Церкви Христовой скоро наступит “неисповедимое озлобление…” Когда в Александрии начались арианские смуты, Антоний возвысил свой сильный голос против пагубной ереси. Он писал своим ученикам: «В наше время явился в Александрии Арий и вымыслил нечестивое учение о Единородном. Безначальному он дерзнул положить начало, Бесконечного и Неограниченного сделать конечным и ограниченным… Если человек согрешит против Бога, кто умолит за него? Арий сделал великое беззаконие. Грех его непростителен, и осуждение его неминуемо»[66].

Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, просил пустынника выйти из пустыни и обличить лжеучение. И вот снова, уже восьмидесятилетним старцем, Антоний покинул возлюбленное безмолвие и явился в Александрию. Появление его произвело потрясающее впечатление на всех. Антоний ревностно изобличал лжеучителей. Его свидетельство сопровождалось чудотворениями. «Как много избавилось тогда людей от одержания злыми духами! Сколь многие получили исцеление! Все жители города от мала до велика стекались смотреть на Антония. Даже язычники и жрецы устремлялись в храмы, чтобы взглянуть на человека Божия!» Немного дней провел Антоний в Александрии, но велико было число отставших от заблуждения. Когда он удалялся, сам Афанасий торжественно проводил его[67].

Наконец, приспело время блаженной кончины великого подвижника. «Имя человека, скрывшегося в неизвестных пустынях, Бог прославил в Африке, Испании и Галлии, Италии и в самом Риме», – говорит Афанасий, но сам славный подвижник, озираясь на протекшую жизнь свою, так говорил о себе: «Вся протекшая довольно долговременная жизнь моя была не что иное, как непрестанный плач о грехах моих»[68]. Почувствовав приближение смерти, Антоний призвал к себе особенно любимых учеников своих и сказал им следующее: «Наконец, любезные чада, пришел час, когда я, по слову Божию, должен отойти к отцам моим. Господь уже зовет меня, я сам уже жажду видеть небесное. Умоляю вас, чада сердца моего, не погубите плодов долговременного подвига вашего… Любите всем сердцем Господа Иисуса Христа. Никогда не забывайте наставлений моих… Если вы любите меня, если считаете отцом своим, если хотите ответить чем-нибудь пламенной моей любви к вам, – умоляю вас, не относите тела моего в Египет… Погребите меня здесь и никому не говорите о месте погребения. Я уповаю, что в день воскресения мое тело восстанет нетленным. Милоть – вот эту ветхую одежду, что подо мной, – отдайте Афанасию за то, что он дал мне новую; другую милоть – епископу Серапиону. Себе возьмите власяницу. Прощайте… ваш Антоний идет уже в путь…»То было 17 января 355 года.

Прошло три года. Преподобный Иларион посетил место подвигов великого Антония. «Вот место, где он пел псалмы, – говорили ученики его Исаак и Пелузиан. Вот тут молился, здесь работал. Вот это место отдыха после трудов. Эти лозы, эти деревца посажены его рукою… Этот дворик также он сам устроил… Вот этот небольшой пруд для орошения садика выкопан с большим трудом его же руками. Это вот его заступ. На этом ложе он скончался…» Иларион лобызал ложе и с умилением смотрел на все[69].

Св. Афанасий Великий составил жизнеописание Антония и, посылая его инокам, писал: «Старайтесь, братия, тщательно прочитывать эту книгу. Пусть знают все, что Спаситель наш прославляет прославляющих Его и служащим Его дарует не только Царство Небесное, но и земную славу среди пустынь…»[70]

Прославляя великие заслуги св. Антония, Святая Церковь поет:

«На земли Ангела и на небесах человека Божия, мира благоукрашение, наслаждение благих и добродетелей, постников похвалу, Антония почтим: насажден бо в дому Божии, процвете праведно и, яко кедр в пустыни, умножи паству Христову словесных овец в преподобии и правде».

«Исцелений тебе благодать на недуги различныя дарова и на духи нечистыя Христос власть, мудре: естество бо, отче, победив, паче естества даров причастился еси Духа».

«Новый Моисей быв, в пустыни победу на враги и борители поставил еси, люди предводя, постников собор в веселии и новом жительстве вопиющих Владыце: священницы, благословите, людие, превозносите во вся веки!»

«Равноангелен пожив на земли, равноангельну обрел еси светлость: тех бо Боговиднейшим сиянием в причастии был еси. С ними же и радуешися всегда, яко божественный пророк, яко мученик венценосец, яко монашествующих верховник».

«Преподобне отче Антоние, ты иго Христово на рамена взем, доблественне наитие вражие попрал еси и пустыни грады показал еси. Сего ради тя вси верою почитаем, о всеблаженне, монашествующих похвало…»

«На небо текущую возшед колесницу, чудне, добродетелей достигл еси краеградие пощением, из пустыни обходя горняго Иерусалима прекрасная, и от болезненных подвигов достойно почести прием, с небесными радуешися чиноначалии, всеблаженне, вечных благ наследник и царствия житель быв…»[71]

IV. Путешествия в Египет IV века

Путешествия в Египет, в ту страну, где, по словам Златоуста, Евангелие более, чем где-либо в другой стране, явило свою чудесную преображающую силу, и затем, главным образом в Нитрию, этот град Господень, или град святых, и далее в Фиваиду – такие путешествия были очень часты в конце IV века и в V веке, до VII столетия. Путники, иногда из очень дальних стран христианского мира, посетив все святые места в Палестине, обыкновенно отправлялись в Египет, несмотря на все трудности и препятствия, которыми грозило это путешествие. Из Иерусалима до Александрии путешествие совершали обыкновенно в 16 дней. Когда караван, готовившийся к путешествию, был снаряжен окончательно, путники выступали из Иерусалима и направлялись к древнему филистимскому городу Газе. В Сокгофе они посещали источник Сампсона, изведенный из ослиной челюсти, и утоляли жажду после трудного пути. В Марасфине все желали поклониться гробу пророка Михея. Отдохнув в Газе, путники готовились к опасному переходу чрез пустыню амалекитян. Здесь, на границе идумеев и кареев, часто показывались «сыны пустыни», хищные бедуины. Приходилось держаться больше поблизости моря и огибать мыс и озеро Касия. Утомителен был этот переход! Лошади и верблюды вязли в песках. Палящий зной солнца раскалял пустыню, и иногда знойный ветер вздымал желтые тучи песка, ослеплявшие глаза и засыпавшие всякий след ноги человеческой. Зато, пройдя пустыню, путники уже достигали Нильской дельты. «Тинистый, мутный» Сиор был первым рукавом Нила к Востоку. Здесь можно было немного отдохнуть в городе Пелузе, хотя этот город не представлял собою ничего достойного внимания. Танис, где древле Моисей в корзине укрываем был в густом тростнике, и земля Гесемская, где жили израильтяне, непременно были посещаемы путниками.


Река Нил в близи Асуана


Нил в устьях своих семи рукавов был мелок и маловоден. Его можно было переходить вброд. Немного выше, к югу, Нил течет между двумя плотинами и почти наравне с берегами. Если во время разлива река не превышает плотин, значит – наводнение скудно и можно опасаться голодного года, как у нас во времена бездождия. Но иногда черезчур сильное разлитие Нила разрывало плотины, и наводнение, оплодотворяя почву, в то же время причиняло очень много вреда всей местности. Плавание вверх по Нилу производилось при помощи бичевы, которую тащили рабочие, подобно нашим бурлакам, сменявшиеся на известных станциях. Все это путникам приходилось узнать при проходе чрез рукава Нильской дельты до Александрии, расположенной на западном устье Нила.

Благочестивых путников не интересовали достопримечательности пышной столицы Египта. Им мало было дела до великолепия города, до его монументальных зданий, тем более до увеселений Каноба и Тапоризисов. Не пленяли их исторические воспоминания о великом завоевателе мира, о Помпее, Церазе, Клеопатре. Все это касалось славы «мира сего»; они же искали того, на чем сиял луч бессмертия… В конце IV века в Александрии жил знаменитый христианский учитель Дидим. Христиане родители, природные египтяне, воспитали его в духе христианского благочестия. В детстве Дидима постигло ужасное несчастие: пятилетний мальчик, много обещавший своим быстрым развитием, от внезапной болезни потерял зрение. Тем не менее мальчик умолял, чтобы не прекращали начавшегося было уже обучения его грамоте, и он действительно научился читать при помощи подвижных букв, которые служили ему для составления слов и целых предложений. И вот он с изумительной ревностью отдался науке, как бы желая возместить потерю зрения. Юношей он спешил в аудитории знаменитейших учителей своего города и изучил в совершенстве светские науки тогдашнего времени – грамматику, риторику, поэзию, философию и музыку. О силе его способностей говорит тот изумительный факт, что слепец решал труднейшие геометрические задачи при построении никогда не виданных им фигур. Дидим глубоко изучил творения Платона и Аристотеля, но венцом всех его усилий было подробнейшее и основательно знакомство со Священным Писанием. Он наизусть знал всю Библию, Ветхий и Новый Заветы и проникновенно умел изъяснять труднейшие места Писания. Великие труды его великого предшественника Оригена по изучению текста Священного Писания ему были хорошо известны, хотя, глубоко уважая великого христианского ученого, Дидим остерегался его ошибок и во всю жизнь остался православным христианином. Его мужество в защите Православия против ариан вызвало похвалу св. Афанасия. Со всех сторон – из Малой Азии, Сирии, Палестины не только простые смертные – знаменитейшие епископы спешили в Александрию поучиться у дивного слепца христианской мудрости и послушать его изъяснений Священного Писания. Отшельники Фиваиды были в числе его учеников. Сам Великий Антоний из глубины своей пустыни посещал Дидима. Дидим выразил св. Антонию свое сожаление о потере зрения. «О, Дидим, – воскликнул великий подвижник. – Не жалуйся на потерю зрения, не говори так! Если Бог не дал тебе телесных очей, которые есть у всех людей и даже у самых нечистых животных – змей, мух, ящериц, зато Он даровал тебе очи ангельские, чтобы ты созерцал Его лицом к лицу!» Блаженный Иероним в течение целого месяца наслаждался беседами с Дидимом и впоследствии с восторгом говорил о них. «Этот дивный слепец воистину видящий во всем библейском значении этого слова, подобно тому как пророки назывались провидцами. Взор его парит над землею… Дидим имеет очи – те очи, которыми красуется невеста “Песни Песней”, – те очи, которые Христос повелевает возвести вверх, чтобы узнать, пожелтели ли нивы и созрели ли колосья…» Великий слепец радушно принимал путников, и слава о нем далеко разносилась по всему миру… Справедливо говорит Руфин: «В то время Египет славился ученейшими в христианской мудрости мужами!»[72]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жизнь пустынных отцев"

Книги похожие на "Жизнь пустынных отцев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Руфин Аквилейский

Руфин Аквилейский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Руфин Аквилейский - Жизнь пустынных отцев"

Отзывы читателей о книге "Жизнь пустынных отцев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.