Александр Богаделин - Кикимора и другие. Сказки-притчи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Описание и краткое содержание "Кикимора и другие. Сказки-притчи" читать бесплатно онлайн.
Все мы можем хоть что-то поведать о жизни греческих богов и героев — Зевсе, его жене Гере, Афродите, Геракле и т. д. А что мы можем сказать о славянских богах и духах? А ведь их было не меньше греческих и скандинавских, и они также жили, воевали, влюблялись, страдали и веселились.
Но теперь обо всем этом можно прочитать.
Книга Александра Богаделина «Кикимора и другие…» — это рассказанные в увлекательной сказочной манере «биографии» богов (Велес, Баба Яга, Змий Огненный), духов (лешие, водяные, кикиморы, черти, домовые, русалки, берегини), мифических животных (Кот Баюн) и героев (Илья Муромец). Но кроме этого, в ней еще имеется пересказ для современных детей известных русских и мировых сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Царевна-Несмеяна», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»), а также ненавязчивый комментарий, содержащий интересные факты из жизни славян. Например, мало кто знает, что Баба Яга когда-то была небесной богиней Ясуней. Что по ширине полос радуги наши предки гадали об урожае и были уверены, что небесный огонь от молнии можно было погасить только молоком от черной коровы, квасом или сырыми яйцами.
Но «Кикимора и другие…» — это не только чтение для детей и школьников. Взрослые в ней также найдут для себя много интересного, ведь не случайно в книге имеется подзаголовок «сказки-притчи». Воспитание непослушных детей, любовь и брак по расчету, преодоление жизненных неурядиц, хотя и описаны сказочным языком, легко соотносятся с реальными жизненными проблемами.
Рекомендуется любителям фэнтези от 9 до 50 лет, а также тем, кому нравятся Туве Янссон и его мир Муми-Троллей, книги М.Семеновой и Э.Успенского.
«Кикимора и другие…» может также служить прекрасным дополнением к школьной программе по литературе.
Мечи пользовались большим уважением на Руси, но в мирное время повесить на пояс оружие означало проявить неуважение к нему или недоверие к другим людям. Отсюда и образовалась древнеславянская традиция обнажать меч только для защиты Отечества или доказательства своей правоты.
На мече и щите славяне давали клятвы и заключали договоры.
137
…и решил он древлян, на севере живших, покорить. Древляне — одно из славянских племен, жившее в лесах по берегам рек Припяти, Горыни, Случи и Тетерев. В летописях описывается, как Вещий Олег покорил их и обложил данью.
Однако, также известно о постоянной борьбе древлян с завоевателями. Князь Игорь Рюрикович, приехавший собирать дань, был жестоко убит ими. Княгиня Ольга, его жена, впоследствии отомстила за мужа и сожгла их земли.
138
…стал о подвигах своих рассказывать. Подробнее о подвигах Барона Иеронима фон Мюнха в главе седьмой — «Предсказание Кикиморы» рассказывается.
139
И порешил щит свой до такого блеска натереть, чтоб отраженье собственное видеть в нем можно было. Встреча с чудищем, по всей видимости, произвела на Барона столь неизгладимое впечатление, что спутала все его мысли. В своем рассказе он предстает легендарным Персеем, победившим Медузу Горгону с помощью зеркального щита, подаренного ему богиней Афиной.
140
А не ты ль тем богатырем был, что у тетки моей в граде дальнем жил. О житии Горыныча у вдовы — тетки Воеводы, в главе второй — «Как Змей Горыныч к девам смертным летал» подробно рассказывается.
141
У праведника тоже книга Черн-богова пустой не бывает. И нет смертного такого, Бел-бог которого стороной обошел. О книге, в которую боги записывают добрые и недобрые дела людей — см. комментарий к главе третьей «Продолжение истории Соловья-Разбойника».
142
Горе тому, кто странника встретит неприветливо и трапезу разделить не предложит. Боги и духи часто, приняв человеческий облик, путешествовали по земле. И не встретивших их ласково и не предложивших им кров, ждало суровое наказание.
В белорусском фольклоре сохранилась быличка. Постучался как-то ненастной ночью в дверь незнакомец. Впустили его, обогрели, угостили. А это Леший оказался. В знак благодарности разрешил он коров на своих лугах пасти, а если не впустили — погибла бы скотина.
Гость у древних народов считался вестником судьбы. Оттого и старались хозяева как можно лучше встретить его и даже одарить подарками, чтобы отвести от своего дома беду и гнев небес.
143
Хоть и крепко зелье забвения память его держало, тянуло Огненного с небес спуститься да по земле цветущей погулять. Что за зелье такое, и почему Змия Огненного на землю тянуло, подробно в главе пятой сказывается.
144
Разбросал огонь по ветру детишек своих, а те и рады по веткам да кронам наперегонки бегать. Огонь воспринимался славянами как живое существо, к которому необходимо относиться со всем почтением. Он рождается, живет, размножается, «разбрасывая мальчиков», стареет и умирает. У него есть язык, которым он лижет печные камни. Он ест, пьет, спит, когда его гасят, ходит по земле, говорит, гневается и мстит, когда с ним обращаются непочтительно.
Различалось четыре вида огня.
Живой или новый огонь добывался первобытным способом — трением двух кусков сухого дерева. Он считался очистительным, и во время падежа или эпидемий через него прогоняли скотину и перешагивали все жители селения.
Вторым по степени священности был огонь, высекаемый из огнива. Его разжигали в особо торжественных случаях, например, для приготовления свадебной пищи.
Славяне верили, что небесный огонь, возникший от удара молнии, нельзя потушить водой. Поэтому такие пожары гасили молоком от черной коровы, квасом или яйцами, которые бросали в огонь.
Обыкновенный, повседневный огонь поддерживался с помощью тлеющих углей. Но даже ими крестьяне неохотно делились друг с другом, считая, что с углями или тлеющей головней из дома может уйти удача и достаток.
Богом пламени считался Сварог, а потому огонь часто называли Сварожичем.
145
Лесовик один, видать, впечатлительный очень, сначала тропинки все запутал-перепутал. Леший может носить разные имена — Лесовик, Лешак, Лесной Хозяин, Водила, Сам. Главный предмет его забот — лес и его обитатели.
146
А то пара молодцов, на все руки мастеров, что в сундучке том сидят… Двое из ларца одинаковых с лица — известные помощники в русских народных сказках. Они могли по приказу хозяина ларца перенести его в любой уголок земли или за ночь возвести целый дворец.
147
Выехал на поляну богатырь в доспехах небесных.
Кто такой богатырь в доспехах небесных, в главе пятой — «Змий Огненный» сказывается.
148
Око сияющее, что взглядом своим любого в камень обратить может. Мифология многих народов повествует о богах или духах, которые могли взглядом обращать человека в камень. (Например, Медуза Горгона).
В славянской мифологии такой способностью обладало Лихо Одноглазое. Взгляд ее заставлял каменеть любого, кто на нее посмотрит. Именно этим славяне объясняли насылаемый Лихом мор. Аналогичное сияющее Око было и у Ния — правителя подземного царства.
149
…моховики с боровиками смирные водились. У леших существует своя иерархия. Главному Лешему подчиняются более мелкие — лесовики, боровики и моховики.
150
Но на беду свою влюбились они оба в берегиню лесную. Кто такие берегини, в комментарии к главе двадцать четвертой — «Водяной Константин» сказывается.
151
И так уж жена от него одна сбежала, совсем бобылем останется. Бобылем на селе называли одинокого, бессемейного крестьянина. В обществе, где царил культ большой семьи, он традиционно считался неудачником и подвергался насмешкам.
152
А на вечер диспут с созерцателями намечен был. Откуда в Заповедном лесу появились созерцатели, и что за диспут с ними был, в главе двадцать первой рассказывается.
153
Истории всяческие рассказывать мастак был. Как Странник россказнями своими Марфу — дочь Водяного, до смерти чуть-чуть не довел, в главе двенадцатой повествуется.
154
Но только к утру злато и серебро с листочков дубовых исчезло куда-то. По всей видимости, Странник научился этому фокусу у лепреконов (лепрехунов) — маленьких ирландских башмачников. Эти коварные духи запросто могли одарить золотом, которое исчезало на следующий день. Но, вполне возможно, он просто применил иллюзорную магию.
155
И если б не соловьята молодые, долго ей еще в грязи жить бы пришлось.
Как соловьята источники после наводнения чистить помогли, в главе одиннадцатой — «Неудавшаяся охота» сказывается.
156
Теперь, вон, черти мухоморами объедятся, десятком сцепятся и ну давай по округе вихрем кружить. Федор, скорее всего, имел в виду ставшие частыми в последнее время разрушительные смерчи.
157
А вместо себя черта Зосиму в Пекло Ходившего поставил… Как Зосима в Пекло ходил, в главе восьмой — «Как богатырь туром оборачивался» повествуется.
158
Оказалось, Пига, художник школьный, игру новую придумал. По всей видимости, современные пазлы (складывание из кусочков картин и картинок) ведут свою родословную от игры, которую придумал лесной художник Пига.
159
Духом назад обернуться не может. Почему черт назад духом обернуться не может, в главе восемнадцатой — «Целитель» объясняется.
160
Пришли как-то к Бабе Яге Леший с Водяным из лесов дальних. Зачем к Яге Леший с Водяным пожаловали, в главе двадцать шестой — «Велес, Задумчивый и Змий Огненный» сказывается.
161
Пришлось Стасу новые истории сочинять, и набралось их со временем на книжицу целую. С фрагментами книжицы Стаса — Поэта и Сказочника Заповедного леса, можно познакомиться в третьей части этой книги.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Книги похожие на "Кикимора и другие. Сказки-притчи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Богаделин - Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Отзывы читателей о книге "Кикимора и другие. Сказки-притчи", комментарии и мнения людей о произведении.