Александр Богаделин - Кикимора и другие. Сказки-притчи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Описание и краткое содержание "Кикимора и другие. Сказки-притчи" читать бесплатно онлайн.
Все мы можем хоть что-то поведать о жизни греческих богов и героев — Зевсе, его жене Гере, Афродите, Геракле и т. д. А что мы можем сказать о славянских богах и духах? А ведь их было не меньше греческих и скандинавских, и они также жили, воевали, влюблялись, страдали и веселились.
Но теперь обо всем этом можно прочитать.
Книга Александра Богаделина «Кикимора и другие…» — это рассказанные в увлекательной сказочной манере «биографии» богов (Велес, Баба Яга, Змий Огненный), духов (лешие, водяные, кикиморы, черти, домовые, русалки, берегини), мифических животных (Кот Баюн) и героев (Илья Муромец). Но кроме этого, в ней еще имеется пересказ для современных детей известных русских и мировых сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Царевна-Несмеяна», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»), а также ненавязчивый комментарий, содержащий интересные факты из жизни славян. Например, мало кто знает, что Баба Яга когда-то была небесной богиней Ясуней. Что по ширине полос радуги наши предки гадали об урожае и были уверены, что небесный огонь от молнии можно было погасить только молоком от черной коровы, квасом или сырыми яйцами.
Но «Кикимора и другие…» — это не только чтение для детей и школьников. Взрослые в ней также найдут для себя много интересного, ведь не случайно в книге имеется подзаголовок «сказки-притчи». Воспитание непослушных детей, любовь и брак по расчету, преодоление жизненных неурядиц, хотя и описаны сказочным языком, легко соотносятся с реальными жизненными проблемами.
Рекомендуется любителям фэнтези от 9 до 50 лет, а также тем, кому нравятся Туве Янссон и его мир Муми-Троллей, книги М.Семеновой и Э.Успенского.
«Кикимора и другие…» может также служить прекрасным дополнением к школьной программе по литературе.
5
Одной Мокоше нить жизненную прерывать позволено. У всех народов были богини, прядущие нити судьбы. Это и греческие мойры, и германские норны, и хеттские богини подземного мира. У славян главной пряхой является Мокошь. Она живет в небесном Ирии и владеет Книгой Судеб, где отмечено все, что случится с обитателями этого мира. Не только люди, но и всемогущие боги трепещут перед ней. Если нить оборвется, то человек или бог умирает.
Узелок, завязанный Мокошью на судьбе, ведет к серьезным жизненным испытаниям. Но и он появляется там не случайно, а согласно предопределению младших сестер богини — Доли и Недоли.
6
…поселился в лесу Заповедном Кот Баюн — мурлыка известный. Среди множества волшебных птиц и зверей Кот Баюн занимает особое место. О многих событиях из жизни духов известно только благодаря его красочным повествованиям.
На смертных мурлыканье Кота навевает непреодолимую дрему, постепенно переходящую в здоровый сон со сновидениями.
7
…и сказ о Змее Горыныче повел. Как появился на свет Змеи — смотри комментарий 2 к предыдущей главе. Младший — трехглавый уродился самым непутевым, доставляющим массу хлопот и Бабе Яге, и своим братьям. Способность оборачиваться человеком сблизила Горыныча со смертными, что не лучшим образом отразилось на его характере.
8
Шестиглавый Змей горы двигал да землю тряс, девятиглавый — деревья с корнем вырывал да завалы лесные устраивал, а двенадцатиглавый — старший самый, ветрами буйными повелевал. Братья Змея Горыныча мало соприкасались с людьми напрямую. Они заведовали разрушительными крайностями стихий — землетрясениями, смерчами, наводнениями. И даже не подчинялись богу земной природы — Велесу.
9
…напьется Змей из рек и озер воды немерено и на небе дорогой разноцветной разляжется. Радугу наши предки представляли в виде змея, который высасывает воду из рек, озер, колодцев и перекачивает ее на небо. Иногда, правда, с водой прихватывались рыбы и лягушки, выпадавшие на землю вместе с дождем.
Славяне верили, что на концах радуги были подвешены котелки с древними золотыми монетами, а беременная женщина, пройдя под ней, могла сменить пол ребенка.
Радуга всегда считалась символом плодородия и изобилия. Её ласково называли «богатка» и по ширине полос гадали об урожае.
10
Банник сразу в молодце духа летучего признал. В жизни славян баня всегда занимала очень важное место. В ней не только мылись и парились, но и лечили людей от болезней, принимали роды, оставляли умирающего.
Непререкаемым хозяином бани считался Банник. Этот дух мог оборачиваться человеком, кошкой, собакой, веником и строго следил за соблюдением правил и обрядов. Нельзя, к примеру, топить баню и ходить в нее на праздники, на Святки и особенно в полночь. Мыться в «третий пар» (третью смену), а во «второй пар» мыться одному.
Перед уходом из бани Баннику обязательно оставляли подарок.
11
Коль лет десяток звона колокольного не слышать, крылья, глядишь, и сами отрастут. По поверьям славян, летающий змей может происходить и от обычной змеи. Для этого та должна жить в местах, где не слышно ни человеческого голоса, ни церковного звона. И по прошествии сорока (по некоторым версиям — ста) лет, у нее сами собой вырастут крылья.
12
Но решил он зачем-то дочь княжескую с собой прихватить. Мысли Змея Горыныча не отличались особой оригинальностью. Еще в былине «Добрыня и Змей» зафиксировано похищение им Забавы — племянницы князя Владимира. Правда, тогда он все-таки донес деву до своей пещеры, создав тем самым множество неудобств её освободителям.
Редко, но случалось, когда похищенные царевны влюблялись в своего похитителя (см. например, сказку «Иван — купеческий сын»).
13
Увидела в нем Старая младенца годовалого, что в граде Муроме народился.
Жизнь героя былин и сказаний Ильи известна в подробностях. Будущий богатырь родился в селе Карачарове близ града Мурома. С самого детства он не мог ходить и до юности лежал на печи. Однако появившиеся в свой срок старцы заставили его сдвинуться с места и отправиться на службу в Киев, попутно объяснив, где найти коня и боевое снаряжение.
По дороге Илья совершает множество подвигов. Побеждает Соловья-Разбойника, освобождает от вражеской осады город Чернигов и справляется с татарским нашествием, возглавляемым Калин-царем. Далее, то ли в Византии, то ли под Киевом, он сражается с Идолищем поганым и, как всегда, берет над ним верх.
Победив всех врагов, Илья уходит в монахи, где и заканчивает свой жизненный путь. (По другой версии — погибает, пронзенный копьем).
14
Только забрели как-то в Муром волхвы могучие. В. Даль дает такое определение: «Волхв — мудрец, звездочет, астролог, чародей, колдун, знахарь, ворожея, чернокнижник, волшебник».
В.Н. Татищев добавляет: «Волхв — иногда то же значит, что нынче философ или мудрец».
Они были посредниками между богами и людьми, и исполнение божественных повелений входило в их повседневную практику.
Велес всегда считался наимудрейшим из богов, покровителем и учителем волхвов.
15
Бросался он утро каждое с дуба своего о сыру-землю, воином, в латы закованным на коне могучем, оборачиваясь. Из легенд и сказаний достоверно известно, что оборачивание духа человеком происходило путем соударения оного с матерью сырой землей. К этому же способу прибегали и колдуны, которые хотели превратиться в зверя или птицу.
16
…а в небесах над ним свет яркий — Око Велесово наблюдает.
…по просьбе отца за ним тоже Око Чернобогово присматривало.
И Велес — бог всего живого на земле, и Чернобог — повелитель Тьмы, постоянно следят за тем, что происходит в этом мире. Никто не может скрыться от их взоров, и если Велес (Бел-бог) записывает добрые дела, то Чернобог (Черн-бог) ведет счет черным.
Славяне верили, что запись о худом поступке уже ничем нельзя вычеркнуть из своего списка, и только доброе деяние может обелить ее, сделать менее заметной.
17
…объявилась в Лесу заповедном Кикимора. Кикимора — домашний дух в женском обличье. Обладает весьма непредсказуемым характером. Может и хлеб испечь, и посуду помыть, и детей покачать. Но ежели что не по ней, то сразу начинает бить горшки, рвать пряжу и бросаться вещами.
Только в один день — 4 марта (по старому стилю) Кикиморы становятся смирными и от них можно избавиться.
Если жилище Кикиморы сгорело или разрушено и взамен не построено новое, то она может удалиться в лес и жить там.
18
В плясках с ведьмами да духами водяными время проводить. Шабашные пляски у духов начинались обычно в полночь. Суть их аналогична танцам людей — круговые движения на открытой местности (поляне или перекрестке дорог). Только скорость вращения при этом была гораздо выше, отсюда со стороны это казалось несущимися вихрями.
19
А тут объявилось на Купалу в лесу соседнем чудище неизвестное. Купала — бог земных плодов у славян. День его приходился на летнее солнцестояние (24 июня по старому стилю).
Празднование начиналось накануне ночью. Зажигали огни и плясали вокруг них, пели песни, прыгали через огонь, купались в воде и росе. В эту ночь девушки гадали о будущем женихе, а знахари собирали целебные травы.
Кто увидит на Купалу цветущий папоротник, тот обязательно найдет закопанный клад.
20
По дороге Полевика встретила… Полевик — дух полей и лугов. Пред людьми появляется стариком в белом с бородой из колосьев. Он охраняет хлебные поля от беды, сглаза и порчи. Дует и свистит, вызывая ветер, или бегает, поднимая облако пыли, чтобы его было трудно видеть.
В дар ему приносили пару яиц или старого петуха. А на зиму оставляли на поле сноп сена и пучок колосьев, в которых он и прятался до следующего года.
21
Оказалось, местные рожаницы да домовицы давно уж к нему подбираются… Домашние духи, помогавшие женщинам. Рожаницы связаны с рождением детей и определением их судьбы, а домовицы хранят мир в семье и присматривают за детьми, когда мать отвлекается по делам.
22
Банник Егорий подворье воеводино облюбовал. <…> А еще хранил он рубль неразменный… Подробнее о том, как Воевода в деревне появился и подворье свое поставил, сказывается в главе «Мудрый Гаральд».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Книги похожие на "Кикимора и другие. Сказки-притчи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Богаделин - Кикимора и другие. Сказки-притчи"
Отзывы читателей о книге "Кикимора и другие. Сказки-притчи", комментарии и мнения людей о произведении.