» » » » Милослав Стингл - Таинственная Полинезия


Авторские права

Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Здесь можно скачать бесплатно "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Милослав Стингл - Таинственная Полинезия
Рейтинг:
Название:
Таинственная Полинезия
Издательство:
Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы
Год:
1991
ISBN:
5-02-016593-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Таинственная Полинезия"

Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.



"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.






Во многих местах Полинезии (например, на архипелаге Тонга - классической стране этих лубяных материй) тапа была основным материалом, из которого изготовляли одежду. Одежда была весьма скудной. Тропический климат большей части Полинезии и не требовал богатых одеяний. Скорее наоборот. Поэтому мужчины преимущественно носили набедренные повязки (на Самоа их называют лава лава). Женщины - юбки, сшитые из тапы, растительных циновок, травяной бахромы или больших листьев.

Во многих местах "треугольника" неотъемлемой составной частью "одежды" была татуировка. По достижении половой зрелости молодой мужчина и молодая женщина подвергались татуировке. В некоторых частях "треугольника", особенно на Маркизских островах, она была такой обильной, что покрывала все тело[177].

Искусство татуировки было особым "священным ремеслом". Наносили татуировку специальные мастера. Татуировка, обычно связанная с каким-то важным событием в жизни человека, сопровождалась соответствующими религиозными обрядами. Весьма характерна спиралевидная татуировка новозеландских маори.

Если американские индейцы любили раскрашивать свое тело, то полинезийцы такую "раскраску" заменяли татуировкой. Украшали они себя и ожерельями из раковин, браслетами из черепашьего панциря и т. д.

Чрезвычайно типичный для Океании способ украшения - венки из цветов (леи). В этом искусстве полинезийцы (особенно гавайцы) достигли поистине высокого мастерства. Гавайские леи отличаются особой утонченностью. Венки плетут из цветов по правилам, узаконенным многовековой традицией. Поныне на Гавайских островах устраиваются общенародные конкурсы по плетению венков. Мастера этого искусства пользовались и пользуются здесь большим уважением.

Таким образом, полинезийское общество знало десятки ремесел, которые подчас можно с полным правом назвать художественной деятельностью, как это имело место, когда речь шла об искусстве плетения цветочных венков на Гавайских островах, искусстве татуировки на Маркизских островах, о маорийской резьбе по дереву или мастерстве рапануйских каменотесов.

Полинезийцы высоко ценили своих ремесленников-умельцев и их труд и называли тем же словом, каким именовали жрецов, - тахуна (на Гавайях - кахуна, на Таити - тауа). Причем это слово означает то же, что в европейских языках "мастер", "маэстро", "художник". Название соответствовало и месту тахуна в полинезийском обществе. Так же как жрецы, они были первыми после вождя группы островов, деревни или племени.



Так транспортировались гигантские статуи моаи на острове Пасхи (рисунок по археологической реконструкции У. Маллоя).


Полинезийский ремесленник-умелец стоит на той же социальной ступени, что и все, кто способствует развитию духовной культуры общества, - певцы, астрономы, декламаторы стихотворных генеалогий, лекари. Знаток истории полинезийской культуры Эдуард Додд составил список пятнадцати важнейших тахуна. Это весьма любопытный перечень чрезвычайно многообразных специализаций.

Первыми среди тахува доктор Додд назвал строителей лодок. Следующей самостоятельной группой ремесленников были "архитекторы" - строители домов и одновременно мастера резьбы по дереву. Своего рода мастером изобразительного искусства был тату тахуна - татуировщик, умеющий наносить особо изысканные геометрические узоры.

К самостоятельным, высококвалифицированным профессиональным группам полинезийского общества принадлежали и певцы, танцовщики, декламаторы (в том числе те, которые читали наизусть стихотворные генеалогии), а также поэты. Все это были тахуна, люди, наделенные маной, сверхъестественной силой, особым даром, позволявшим им делать то, на что другие не способны. И все они своей повседневной деятельностью поднимали уровень удивительной полинезийской культуры.

Хула и другие танцы

В перечне тахуна - истинных талантов - значатся и танцовщики. Не какие-нибудь плясуны, а мастера хулы. Следовательно, не только этнографами и историками тихоокеанских культур, но и самими полинезийцами танец рассматривается как искусство. А вместе с танцем - сопровождающие его музыка и пение.

Согласно широко распространенным представлениям, в Полинезии каждый умел (и умеет по сей день) танцевать и петь. Но полинезийцы научились строго различать то, что "умеет каждый", от того, на что способен лишь "истинный" мастер, и именно на этом определении "истинный" следует сделать ударение.

Хула (или, точнее, несколько ее разновидностей, мастерское исполнение которых давало полинезийцу право считаться "истинным художником") родилась на Гавайских островах. Здесь же и родина самой яркой полинезийской музыки - полинезийских песен и музыкального сопровождения, тесно связанных с танцем.

Сначала остановимся на полинезийских танцах. Ведь именно они привлекли внимание самых первых посетителей Полинезии. Ими жители здешних островов зачастую приветствовали европейских мореплавателей. Танцы, исполненные гармонии, грациозные, тешащие глаз, более чем многие иные составные элементы полинезийской культуры способствовали тому, что европейцы начали называть полинезийцев "благородными дикарями", "обитателями земного рая". Французские и британские мореплаватели, которых полинезийцы так сердечно приветствовали, оставили нам несколько описаний танцевальных праздников, состоявшихся на их глазах в Океании. Так, прославленный Дюмон-Дюрвиль вспоминает, как на острове Тонгатапу (архипелаг Тонга) вместе с членами экипажей находившихся под его командой кораблей он принял участие в танцевальном празднике, который для белокожих пришельцев устроил правитель этой области - вождь Палу. Гвоздем программы был танец с веслами, которыми танцовщики "гребли" во всех направлениях. Танец гребцов сопровождал местный оркестр, состоявший, по сути дела, из одних ударных инструментов - прежде всего из бамбуковых палочек, которыми музыканты в ритме танца колотили по земле.



Маорийский воин с характерной татуировкой лица.


Танцовщиков дополнял хор певцов. Кстати, песни жителей Тонга Дюмон-Дюрвилю очень нравились. Еще один из первых посетителей архипелага Тонга Ф. Христиан описал другой танец аборигенов, исполнявшийся женщинами в честь богини погоды Ало Алои. Танец должен был обеспечить хорошую погоду - обилие дождевых осадков для полей жителей Тонга. Этот танец здесь называют то то.

У полинезийцев было великое множество подобных танцев. В короткой записи, сделанной на Таити вскоре после появления европейцев на этом острове, перечисляется несколько разных танцев, исполнявшихся во время одного праздника. Из сообщения следует, что и тогда, так же как сейчас, на этом полинезийском архипелаге самым любимым музыкальным инструментом, сопровождавшим танцы, был обтянутый акульей кожей небольшой барабан паху (пахоу).

Но короной, вершиной полинезийского танцевального искусства является подлинная хула. С этим популярным названием европейцы и американцы часто связывают представления об эротических танцах с откровенными движениями - с чем-то вроде восточных танцев живота или выступлений исполнительниц современного стриптиза.

И действительности все обстоит совершенно иначе. Полинезийцы, конечно, не чураются любви. И плотская любовь в их жизни и в их великом танцевальном искусстве играла немалую роль. Но в танцах-пантомимах отражена вся жизнь этих людей в целом, все ее стороны.

К тому же хула как бы не от мира сего. Это, собственно, богослужение, религиозный обряд. Согласно полинезийским преданиям, первую хулу исполнил не человек, а бог. Точнее, богиня по имени Лака, которая в ряде местных мифов выступает как супруга самого бога Лоно, любимейшего атуа Гавайского архипелага.

Хула - драгоценное сокровище полинезийского танцевального искусства - это не один, а множество танцев. Гавайцы знали несколько десятков разных хул. Нередко танец причисляют к "развлечениям". Но хула не была предназначена лишь для того, чтобы развлечь ее участников. Она была и своего рода полинезийской пантомимой - драматическим представлением, основанный на движении. Актеры - исполнители хулы понятными зрителям движениями, своеобразным "языком жестов)" рассказывали разные, в первую очередь религиозные истории. Мастеров хулы готовили в специальных танцевальных школах - хула халау. Такую танцевальную школу возглавлял квалифицированный "балетмейстер", носивший титул куму. Он же отбирал из числа тех, кто хотел заниматься в хула халау, наиболее талантливых претендентов. Куму - учитель в хула халау - был одновременно и жрецом богини Лаки. Дело в том, что в Полинезии каждый жрец обычно служил лишь одному богу или богине.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Таинственная Полинезия"

Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Милослав Стингл

Милослав Стингл - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"

Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.