Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Таинственная Полинезия"
Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.
"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.
Каменные скульптуры сооружали преимущественно жители Восточной Полинезии, особенно Маркизских островов и Раиваваэ. Нередко мы находим здесь вытесанные в основном из единого монолита массивные человеческие фигуры с круглыми глазами и широким носом. Эти столь характерные фигуры имеют общее название - тики.
Однако самые прославленные каменные скульптуры Полинезии - это, конечно, гиганты с острова Пасхи. Здесь, на острове Пасхи, на Рапануи, местные мастера сумели к тому же освободиться от форм, навязанных им очертаниями каменных монолитов. Статуи Рапануи, вызывающие такое восхищение, столь популярные и, казалось бы, непостижимые, связывались и до сих пор связываются с различнейшими представлениями, иногда по своей фантастичности преступающими все границы.
Еще и сегодня мы не можем точно определить подлинное назначение рапануйских статуй. Нет однозначного ответа и на вопрос, как их поднимали и транспортировали. Но по крайней мере их можно описать, посмотреть трезвым, строгим взглядом, не отягченным романтическими фикциями.
Типичный маорийский родовой дом, крыша которого богато украшена резьбой.
Об этих статуях, которые по-рапануйски называются моаи, с уверенностью можно сказать, что все они вытесаны из цельных каменных блоков. При этом подавляющее большинство статуй изваяно из вулканического туфа, остальные - из базальта. До нашего времени на небольшом острове Пасхи сохранилось более семисот моаи.
Они имеют разную высоту - от трех до двадцати одного метра. Многие статуи - точнее сказать, сто шестьдесят шесть - остались в каменоломнях, этих скульптурных мастерских на склонах местного вулкана Рано Рараку. Еще сто пятьдесят стоят у подножия и на склонах вулкана, а несколько сот украшают родовые святилища обитателей острова Пасхи, которые называются аху.
Хотя рапануйских моаи так много, однако все они весьма похожи друг на друга, в первую очередь характером обработки. Дело в том, что скульпторы с острова Пасхи разным частям тела своих объектов уделяли неодинаковое внимание. Некоторые части тела они вовсе игнорировали. И наоборот, довольно тщательно обрабатывали прежде всего весьма характерные вытянутые ушные мочки. Особое значение придавали скульпторы также рукам и каждому пальцу в отдельности. У моаи выразительные, острые носы, а вот глаза почти отсутствуют.
Нижняя часть скульптур подвергнута незначительной обработке. Ног у моаи нет. Ниже пояса (единственный элемент одежды), обтягивающего живот фигуры, мастер по камню, в сущности, не прикасался, поскольку основание статуи закапывали в землю и его не было видно.
Головы моаи некогда украшали пукао - большие каменные "шляпы" или "тюрбаны", вытесанные из красного туфа, который добывали в каменоломнях погасшего вулкана Пупа Пао. "Шляпы" - в высоту от одного до двух метров, а в диаметре от полутора до трех метров.
Не совсем ясно, каково было назначение этих красных "шапок" - должны ли они были изображать волосы, парики, "короны" или еще что-то. Точно так же непонятно, кого, собственно, изображают сами статуи. Ответов на этот, без сомнения, важный вопрос дано по меньшей мере столько же, сколько было людей, задавших его себе.
Ответы, в частности, гласили, что статуя - это "портреты бывших властителей Рапануи", "изображения полинезийских богов" и т. д. Хотя сегодня мы не можем предложить какого-то определенного решения этой загадки, тем не менее должны быть приняты во внимание два обстоятельства. Во-первых, в Океании широко распространен культ предков. Ведь упомянутые выше вышколенные резные рельефы, украшающие вхаре вхакаиро новозеландских маори, - по что иное, как изображения давних предков маорийского рода или племени. Притом моаи, по крайней мере большая их часть, украшают на острове Пасхи святилища отдельных рапануйских родов - аху. Поэтому представляется вполне логичным, что святилище, посвященное роду, украшено изображением его предка, пусть и унифицированного в духе традиций рапануйской каменной скульптуры.
Резная деревянная статуэтка (Новая Зеландия).
Существует и еще одно обстоятельство, также характерное для всей тихоокеанской области. Тут проявляется постоянное стремление одного рода затмить достижения другого. Традиционное соперничество могло привести на Рапануи к тому, что члены родов стали соревноваться в размерах и количестве "своих" статуй, что и послужит объяснением не только невероятному числу статуй на небольшом острове, но и их гигантским размерам.
Кроме вопросов о том, кого изображают монументальные произведения скульпторов Рапануи, почему они так велики и отчего их так много, необходимо решить и другие, не менее любопытные. Остается загадкой, как эти колоссы, весящие по нескольку десятков тонн, доставляли к месту назначения и устанавливали в святилищах.
На первый вопрос автор этой книги во время пребывания на острове Пасхи получал от своих местных информаторов стандартный ответ: моаи пришли сами. Хотя такой ответ кажется абсурдным, не исключено, что в нем, собственно, содержится точное описание того, как статуи передвигались. Возможно, их в самом деле передвигали, наклоняя на бок и поворачивая вокруг вертикальной оси. Движение вперед могло так же сочетать оба способа - наклон и поворот - одновременно. Вероятно, древние рапануйцы поступали так же, как хозяин квартиры, перемещающий тяжелый шкаф из одной комнаты в другую.
Что же касается того, как поднимали статуи, то местные жители утверждают, будто под них подкладывали камни. С каждым новым камешком статуя поднималась чуть выше, пока наконец ранее лежавшие на земле моаи не выпрямлялись. И вот в течение нескольких сотен лет на поверхности безлесного острова выросли сотни каменных гигантов.
Рапануйские моаи - бесспорно поразительные творения полинезийского художественного гения. Они свидетельствуют о великом таланте местных каменотесов... а также о способности жителей острова Пасхи решать, казалось бы, неразрешимые проблемы чисто технического порядка. Вопреки своим размерам и весу, вопреки связанным с ними фантастическим легендам, загадкам и тайнам, статуи острова Пасхи прекрасно вписываются в доступный пониманию и вполне реальный контекст полинезийской культуры, полинезийского искусства.
Самые прославленные памятники полинезийского мегалитического искусства местный ваятель вытесал с помощью примитивных каменных орудий труда. Они служили обитателю острова во времена мира, а в периоды войн полинезийцу служило оружие. Оно тоже относится к материальной культуре этой части света. В боевом снаряжении полинезийца мы с удивлением обнаруживаем отсутствие такого важного и распространенного в других местах оружия, как лук и стрелы[176]. Полинезийский воин вместо лука пользуется палицей и - далеко не везде - копьем. Палицы имели самые разнообразные формы. Одни - короткие, гладкие; другие - с конусообразным утолщением на конце. Примечательны маорийские палицы Новой Зеландии, сделанные из нефрита или базальта. Копья тоже были разнообразны. Одни - гладкие, другие - украшенные многочисленными загнутыми назад и потому особенно опасными крючками.
Типичным для полинезийца оружием была и праща (растительные плетеные "ремни" и расширяющаяся метательная средняя часть из лубяной материи). Эта материя, которую в Полинезии называют тапа - еще одно примечательное изделие местных ремесленников. К тому же ее применение убедительно демонстрирует, как успешно жители тихоокеанских островов умели заменять недостающее в новых условиях сырье, в данном случае-речь идет о волокне, из которого можно было изготовлять ткани.
Монументальная каменная статуя с острова Пасхи.
Тапа - нетканая материя. Она изготовляется из луба местного тутового дерева (Broussonetia papyrifera). Лыко этой шелковицы полинезийская ремесленница (изготовление тапы во всей Океании - дело сугубо женское) освобождает от коры, тщательно очищает и опускает в воду. От пребывания в воде луб размягчается. Потом специальными деревянными колотушками его отбивают короткими, резкими ударами. Размятые узкие полосы тапы соединяют в более широкие куски материи, причем либо накладывают друг на друга края двух полос и бьют по ним, либо склеивают (это наиболее распространенный способ), либо сшивают.
Тапы в Полинезии щедро расцвечивают. Обычно их расписывают прекрасным геометрическим узором, иногда этот узор отпечатывают с матриц. Из готовой лубяной материи шьют юбки, а порой и другие предметы одежды, одеяла, сумки, занавеси и т. д.
Во многих местах Полинезии (например, на архипелаге Тонга - классической стране этих лубяных материй) тапа была основным материалом, из которого изготовляли одежду. Одежда была весьма скудной. Тропический климат большей части Полинезии и не требовал богатых одеяний. Скорее наоборот. Поэтому мужчины преимущественно носили набедренные повязки (на Самоа их называют лава лава). Женщины - юбки, сшитые из тапы, растительных циновок, травяной бахромы или больших листьев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Таинственная Полинезия"
Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"
Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.