» » » » Милослав Стингл - Таинственная Полинезия


Авторские права

Милослав Стингл - Таинственная Полинезия

Здесь можно скачать бесплатно "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы, год 1991. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Милослав Стингл - Таинственная Полинезия
Рейтинг:
Название:
Таинственная Полинезия
Издательство:
Издательство "Наука", главная редакция восточной литературы
Год:
1991
ISBN:
5-02-016593-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Таинственная Полинезия"

Описание и краткое содержание "Таинственная Полинезия" читать бесплатно онлайн.



"Таинственная Полинезия" - книга чешского писателя и путешественника Милослава Стингла, широко известного советскому читателю своими книгами об индейцах Южной и Северной Америки ("Индейцы без томагавков", "Тайны индейских пирамид", "Поклоняющиеся звездам" и др.). Настоящая книга - увлекательно написанный очерк истории, этнографии и культуры Полинезии, основанный на большом научном материале и личных впечатлениях автора.






Ученик хула халау, да и сама эта танцевальная школа в период занятий считались табу. Это значит, что школу не смел посещать никто, кроме тех, кто был посвящен в ученики ее руководителем. Сами учащиеся во время обучения тоже не имели права общаться ни с кем вне хула халау. Табу ограничивало и общение между адептами танцевального искусства и запрещало половые связи.



Маорийские украшения - нефритовые фигурки бога Хеитики.


Свое танцевальное образование ученики хула халау завершали общественным экзаменом - заключительным представлением, во время которого они демонстрировали, насколько удалось им овладеть искусством хулы. Закончившие такую школу профессиональные танцовщики попадали в свиты вождей и жили при "дворах" или святилищах и т. д.

Кроме священной хулы, точнее сказать, священных хул на этом благосклонном к искусству архипелаге исполнялись и другие танцы: или или - танец с камнями, ру или - танец расщепляемого бамбука, далее танец, называемый лаау, и многие другие. Но хула главенствовала над всеми этими танцами, ибо именно благодаря ей развлечение превратилось в столь типичное для полинезийской культуры высокое искусство.

Пение, музыка и игры

С праздниками и развлечениями полинезийцев были связаны их игры и их спорт. Если о хуле, о танцах Полинезии знают многие, то о полинезийском спорте и полинезийских играх - лишь узкий круг специалистов, изучающих тихоокеанские культуры.

Не имея возможности заимствовать спортивные дисциплины у других обитателей земного шара, полинезийцы изобрели много разных видов спорта, которые в наши дни пользуются популярностью в Европе и Америке. Так, они играли в собственную разновидность футбола, в хоккей на траве, занимались боксом, устраивали состязания по борьбе - сейчас бы мы сказали - в вольном стиле, соревновались в поднятии тяжестей, увлекались - что вполне естественно для представителей такой сугубо морской культуры - и разными видами водного спорта, начиная с гребли и кончая изобретенным именно полинезийцами сёрфингом, скольжением по волнам на доске; у них были распространены и некоторые легкоатлетические дисциплины, например бег на разные дистанции и в особенности популярное метание копья. Соревновались полинезийцы в конструировании и запуске воздушных змеев, изобрели игру, похожую на шахматы, и даже катались - здесь, в Южных морях! - на санях. Игры, развлечения и прежде всего танцы, разумеется, не обходились без музыки. И эта музыка, так же как танцы, до сих пор служит для иностранцев неким символом полинезийской культуры, их островного мира.

В Полинезии отдельные музыкальные инструменты и целые оркестры служили в основном для аккомпанемента, иногда - пению, но чаще всего - танцу. Песенные мелодии здесь довольно монотонны. Зато полинезийская музыка необыкновенно ритмична и темпераментна. Достаточно, скажем, послушать современных барабанщиков с Таити, аккомпанирующих впечатляющему упа упа.

Останемся на том архипелаге, который мы выбрали в качестве примера. Гавайская музыка, гавайские песни тоже довольно монотонны. Часто мелодия музыкального сочинения или песни оставалась ограниченной тремя-четырьмя нотами музыкальной гаммы. Песни здесь - больше чем в современной Европе и Америке - связаны с текстом. Раньше, чем сочинялась мелодия, возникал текст. Само слово меле, служащее для обозначения такого текста, содержит в себе двойной смысл: это и стихотворение, и песня. Притом существовало множество меле. Мы познакомимся с ними, когда будем говорить о полинезийской поэзии. Некоторые песни сочинял один человек, другие создавались в творческих группах, возглавляемых хаку мело акумаи ("лучшими сочинителями песен").



Деревянная скульптура Ку, гавайского бога войны.


Песни, слагавшиеся для публичного исполнения, для "певческих выступлений", не сопровождались никакими музыкальными инструментами. Танцевальные выступления, напротив, всегда сопровождались музыкой, исполняемой полинезийским "оркестром". Такие песни, предназначенные для сопровождения танца, мелодически значительно богаче. Оркестр никогда не был слишком многочисленным и не поражал богатым набором музыкальных инструментов. Как раз наоборот. Полинезийцы используют только ипу, маленький барабан, изготовленный из тыквы; иногда они делают и двойные барабаны - ипу хеке, соединяя две тыквы. Здешний высокий деревянный барабан паху пришел на север Полинезии с Таити. Еще один ударный инструмент - маленький барабан пу ниу иэ скорлупы кокосового ореха, обтянутый кожей рыбы кале (на Таити и других островах Общества эти барабанчики обтягивают акульей кожей). Ритм танца определяют и такие музыкальные инструменты, как трещотка ули ули и короткие деревянные палочки лаау.

Из струнных инструментов в Полинезии получил распространение главным образом "музыкальный лук". Здесь, на Гавайских островах, его называют укеке, он имеет от одной до трех струн. Подобные музыкальные луки есть и на острове Рапа (Рапаити), на Туамоту и на Маркизских островах. Играя, полинезийский музыкант придерживает этот инструмент ртом, а струны перебирает пальцами или медиатором[178].

Из духовых инструментов полинезийцы пользуются только особо обработанной раковиной морского тритона (Triton australis)[179] и популярной носовой флейтой, распространенной на архипелаге Тонга. Один конец такой флейты полинезийский музыкант вставляет в ноздрю, другой закрывает или открывает пальцем правой руки.

Ныне столь популярные "гавайская гитара" и укулеле заимствованы полинезийцами у других народов земного шара. Укулеле (по-гавайски буквально - "прыгающая вошь") - это, собственно, полинезийский вариант щипкового музыкального инструмента, на котором играли трудившиеся на плантациях этого архипелага в прошлом столетии португальские сельскохозяйственные рабочие[180]. Так называемая "гавайская гитара" попросту изобретена современными фабрикантами музыкальных инструментов.

Несмотря на относительную бедность состава полинезийского оркестра, о полинезийцах можно сказать то же, что в моцартовские и домоцартовские времена говорили о чехах: "в музыке - жизнь полинезийцев". В музыке и во всех других видах искусства, которыми они владели.

Тангароа из раковины

Давайте познакомимся с религией полинезийцев, поскольку она играла в их культуре чрезвычайно важную роль. Здесь, как в любой иной цивилизации, религиозные представления претерпели значительные изменения. Однако с древними религиозными представлениями полинезийцев мы знакомы весьма поверхностно и напротив, верования, господствовавшие в "треугольнике" к моменту появления первых европейцев, известны нам достаточно хорошо.



Веревочная игра - одно из любимых развлечений полинезийцев.


Для религиозных воззрений периода наивысшего расцвета полинезийской культуры характерно поразительное единство, свойственное этой цивилизации в целом. Немецкий этнограф доктор Ганс Неверман, занимавшийся религией полинезийцев, называет ту форму полинезийской религии, с которой познакомились первые посетители Океании, "арикийской" (арики - общеполинезийское обозначение вождя).

Г. Неверман абсолютно прав. Характерной чертой этой религии было то, что она освящала, обосновывала неограниченную власть вождей над обществом. Но этим дело не ограничивалось. Арики - ведущие представители местного общества, носители политической власти - и сами становились объектами почитания, обожествления.

Культ вождей играл в полинезийских религиозных представлениях исключительно важную роль и был разработан с необычайной последовательностью. Вождь, в отличие от большинства рядовых членов общества, был одарен большой дозой сверхъестественной силы - маны, о которой пойдет речь несколько позднее. Он был также святым, как бы "неприкосновенным". На его личность, какие-либо части тела, одежду, предметы, которыми он пользовался, дом, проще говоря, на все, что ему принадлежало, распространялись различные табу.

Священная исключительность арики отражалась даже в тех религиозных представлениях, которые касаются загробной жизни. Например, души благородных таитян после смерти должны обитать в солнечной стране Рохуту Ноаноа, расположенной (согласно некоторым местным верованиям) где- то на вершинах самых высоких гор острова Хаиатеа. Душам же обычных смертных предстояло отправиться в темный, мрачный загробный мир под землей.

Таким образом, полинезийская религия была религией развитого общества, в котором каждый человек - живой и мертвый, простой и благородный - занимал определенное положение: один - более высокое, другой - более низкое. Столь же строго иерархически было организовано и "общество" полинезийских богов. Дело в том, что полинезийская религия уже давно преодолела и отвергла столь обычные для других частей Океании анимистические и тотемистические представления.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Таинственная Полинезия"

Книги похожие на "Таинственная Полинезия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Милослав Стингл

Милослав Стингл - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Милослав Стингл - Таинственная Полинезия"

Отзывы читателей о книге "Таинственная Полинезия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.