Николай Мордвинов - Дневники

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневники"
Описание и краткое содержание "Дневники" читать бесплатно онлайн.
В книгу включены дневники известного артиста Николая Дмитриевича Мордвинова и воспоминания о нем.
Вел я себя на сцене собранно и уверенно. Было заволновался вначале, а потом убедил себя, что волноваться мне нечего и волнение — рефлекс. К концу зрительный зал плакал вместе со мною (я видел мелькающие платки и руки у глаз).
Приняли хорошо, горячо. Слушали предельно внимательно, и оркестр жил со мной одной жизнью.
[…] Завадский долго стоял в стороне, потом подошел. Лица перевернутое, слезы на глазах: «Это очень крупно, Коля. Как интересно ты решил Яго. Надо бы играть его. Так делали великие трагики».
— Я с Денисовым[656] в Ростове так и договорился, но… жизнь предложила свое.
— Не жалко роли Отелло?
— Конечно, жалко, но что я мог сделать?
Сегодня настоящая победа, мне чрезвычайно дорогая.
1/XII
Председательствую в обществе «СССР — Африка».
3/XII
Выступление в ГИТИСе в связи с 90-летием со дня рождения Луначарского.
5/XII
«МАСКАРАД»
Ко Дню Конституции самый подходящий спектакль! А впрочем, прекрасное (я разумею произведение Лермонтова) всегда кстати.
Полторы недели на улице слякоть. Слякоть и в организме, стоит только прилечь, взять книжку, как мгновенно засыпаю. Впрочем, с кем ни поговорю, все чувствуют себя размагниченными — сонливость, упадок сил, лень…
Трудно будет играть.
Странная, неведомая машина — человек. Вдруг пошла роль, и весь спектакль играл приподнято, освежился рисунок, ожил, нашел много нового.
И зал полный — сначала покашливал, а потом замер.
16/XII
«МАСКАРАД»
Сценическое чувство при всей своей достоверности, жизненности — сценическое чувство приятное, несмотря на то, что, скажем, артист переживает горе, трагедию.
Подлинно житейское чувство допускать в роль нельзя. Чувство должно рождаться от образа и его жизни. Иначе твое собственное захлестнет тебя и ты потеряешь управление над ним, а тут недалеко и до патологии, недалеко до потери управления своим поведением. Интересно, что Шаляпин не позволял себе «терять» это управление, боясь, что это отразится на чистоте звука.
17/XII
Кино предложило мне сделать «Лебединую песню» Чехова для телевидения.
— С удовольствием. Я сам несколько раз хотел предложить это, но как-то не собрался.
29/XII
Очень много говорят о «перевоплощении» на телевидении. Жаль, что режиссеры вымарали мои раздумья о Лермонтове, контраст был бы еще сильнее, но… предпочитают дать ерунду — это, увы, норма.
Вообще этот год дал мне очень — очень многое. Ленинская медаль утвердила признание, и я это чувствую во всем… кроме театра.
Чувствую и по потоку поздравлений и пожеланий в связи с Новым годом. Писем поступила не одна сотня от самых разных людей и из самых разных мест.
Ну и слава богу!
1966
2/I
Смотрел «Поезда расходятся»[657].
Пусть существуют разные искусства. Может быть, может существовать и такое, но в своем театре, будь я его руководителем, я бы этот спектакль не пропустил.
И не пошел бы работать в театр с такими спектаклями… Это — сделанный, завершенный, но чужой.
Режиссерские измышления, сбивающие с толку всех: то это платформа как платформа, то она без деталей, то рельсы и пр. в этом духе. Актеры-сомнамбулы, [желая] изобразить большое напряжение, говорят мучительно тихо. Не подготовленные минимальной логикой обходы, переходы и пр. пантомимы, когда актеры вдруг начинают губами изображать, что они говорят, а актриса то говорит с толпой, за которую кричит репродуктор, то собирает пантомимически цветы… которые в рост человека; все в войну чистенькие, с летами не меняющиеся. Вампука. Текст говорится такой и так, что его можно продолжать произвольно, бесконечно, или не говорить совсем.
Ионеско[658] в разбавленном виде… или, порою, механический перенос приемов кино: крупный план […], цветное кино…
Народ ругается, смеется. Сидеть в зале стыдно, потому что реплики в зале такого качества и так громко, а одна из них явно, чтобы я слышал. Под конец — свист! И около меня негодующая толпа.
— А как вы, Н.Д., относитесь к этому?
— Судить не мне.
— Ужель не стыдно театру?! Да еще и 1 р. 80 к. берете за это…
Еще два-три таких спектакля, и мы опять начнем терять зрителя. […]
7/I
«МАСКАРАД»
Да, забыл записать. В новогоднем «Голубом огоньке» показывали меня с космонавтами и мой монолог Арбенина. Конечно, не дали мое вступление к монологу. Сняли чудесно и грим очень хорош […]
Сегодня нашлось много хорошего, такого дорогого. Мне очень дорого, что роль не гаснет, не костенеет… Но какой автор! Я занимаюсь не делом: иногда позволяю себе отвлечься и послушать себя и партнеров — какие стихи нам дал автор, какие мысли вложил в них, какие чувства!!
Удивительно. Сегодня опять чуть не выбился, заслушавшись.
8/I
Прослушал я подготовленную программу театра для телевидения. Я выступил на совещании, сказав, что боюсь, как бы «Рожденный Октябрем» — так называется телепередача — не скатился бы… в капустник, не насмеяться бы нам до слез. Это ведь на десятки миллионов зрителей…
Я предложил уничтожить «окрошку» и дать пусть меньше, но больших отрывков, где бы театр был представлен достойно его имени.
9/I
ДВОРЕЦ СЪЕЗДОВ
«ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» с оркестром им. Осипова
Сегодня читалось очень легко. Голос, душа были подвижны и живые. Слушали хорошо.
10/I
«МАСКАРАД» (утро)
В зале старшеклассники. Слушали, ничего не могу сказать, чрезвычайно внимательно. Тишина, не было даже кашля.
Играл я посредственно. Слишком большая нагрузка. Сгрудилось два спектакля «Маскарад», вчера — Калашников во Дворце съездов, да для телевидения репетиция вечера театра, и мне «такая роль уж не под леты».
После — репетиция телепередачи. Укрупнили, убрали ерунду, как будто бы немного лучше. […]
У меня не дают ни… «Маскарада», ни Забродина.
14/I
Прочел «Доктора Веру»[659] Радзинского по Полевому. Это предвоенная драматургия. И я очень огорчен, что театр скатывается до такого. Конечно, театр, да еще под режиссурой Завадского, сможет сделать среднее зрелище, но я бы такого не допустил. Ординарная пьеса.
21/I
Сильный спазм сердца… Видимо, опять уложат надолго.
23/I
Отменен спектакль «Маскарад». Полетели все концерты — и сольные, и с оркестром Осипова, и во Дворце съездов, и у космонавтов.
25/I
Странное дело, в пятницу четверо моих знакомых получили «сигнал» вроде меня…
Основные даты жизни и творчества
1901.
(2)15 февраля. Родился в городе Ядрине Казанской губернии (ныне Чувашская АССР).
1910–1912.
Учился в начальной школе в Ядрине.
1912.
13 августа. Поступил в Ядринское реальное училище.
1918–1919.
Участвовал в ученических спектаклях, которые режиссировал преподаватель литературы Иванов-Панков. Позднее организовал в школе драматический кружок, которым руководил.
1919–1920
Играл в любительских спектаклях при Губсоюзе, Музыкально-драматической секции ОНО. Окончил школу 2-й ступени.
1920–1923.
Служил в Красной Армии в 18 стрелковом полку в Нижнем Новгороде. Был призван в качестве писаря, но потом зачислен артистом I ударной труппы Нижегородского губвоенкомата. Впервые познакомился с профессиональным театром.
1923–1924.
Работал в Ядрине в Союзе работников просвещения при Наробразе.
1924–1925.
Командирован в Москву в Центральный техникум театрального искусства (ныне Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского). Был принят по конкурсу, в котором участвовало 600 человек. По истечении года признан профнепригодным.
1925.
Держал экзамен на Драматические курсы Моспрофобра под руководством Ю. А. Завадского (Студия п/р Завадского). Был принят на 2-й курс. Учебная работа — роль Петра в пьесе А. Н. Островского «Лес».
1927.
Окончил Театр-студию п/р Завадского. Выпускная работа — Ратклиф («Вильям Ратклиф» Г. Гейне). Зачислен в труппу Театра-студии под руководством Завадского.
1927.
Октябрь. Роль поручика Соболевского в спектакле «Простая вещь» (инсценировка произведения Б. А. Лавренева «Рассказ о простой вещи»).
1928.
Введен в спектакль «Любовью не шутят» Мюссе на роль Педрикана. Роль Мебиуса в комедии «Компас, или Деловой человек» В. Газенклевера.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневники"
Книги похожие на "Дневники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Мордвинов - Дневники"
Отзывы читателей о книге "Дневники", комментарии и мнения людей о произведении.