Израиль Быховский - Рассказы о русских кораблестроителях

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Рассказы о русских кораблестроителях"
Описание и краткое содержание "Рассказы о русских кораблестроителях" читать бесплатно онлайн.
Книга содержит рассказы-очерки о жизни, деятельности и творческом наследии талантливых русских кораблестроителей прошлых столетий и изобретателей-конструкторов первых отечественных подводных лодок. В первой части книги автор рассказывает о потомственных создателях парусных и паровых судов — О.П., И.П. и И.А. Амосовых, Г.А. и М.М. Окуневых, А.А. и А.А. Поповых. Во второй части повествуется об изобретателях опытных подводных кораблей прошлого — Е.П.Никонове, С.А.Ромодановском, К.Г.Чарновском, К.А.Шильдере и О.С.Костовиче. Все очерки и рассказы, созданные на документальном материале, рассчитаны на широкий круг читателей, интересующихся историей отечественного кораблестроения.
С 1892 по 1899 год вошли в строй крейсера «Рюрик», «Россия» и «Громовой», являвшиеся модификацией типа «Владимир Мономах». Современные тяжелые крейсера, еще сохранившиеся в составе различных военно-морских флотов мира, представляют собой дальнейшее развитие идей, заложенных в проекты названных кораблей.
Отмечая огромные заслуги А. А. Попова в создании броненосных кораблей новых типов, следует упомянуть о той роли, которую он сыграл при создании в России класса вспомогательных крейсеров.
В годы русско-турецкой войны 1877—1878 гг. потребовалось увеличить число боевых кораблей для защиты русских интересов от враждебных действий Англии, выступившей на стороне Турции. В связи с тем, что отечественная промышленность не могла быстро справиться с подобной задачей, адмирал Попов предложил переоборудовать в боевые корабли быстроходные коммерческие пароходы «Европа», «Азия» и «Африка». Эти суда были первыми в отечественном флоте вспомогательными крейсерами, именовавшимися крейсерами 2-го ранга. Впоследствии опыт первой мировой войны достаточно убедительно подтвердил, что вспомогательные крейсера могли играть большую роль в борьбе за морские коммуникации.
В истории отечественного кораблестроения имя адмирала Попова связано и с созданием круглых броненосцев, предназначавшихся специально для обороны Черноморского побережья в районе Керченского пролива и Дне-провско-Бугского лимана. В те годы Морское министерство решило усилить береговую оборону этого района, включив в ее систему серию броненосцев с малой осадкой. Такие корабли должны были превосходить по мощи артиллерии и броневой защите все иностранные броненосцы, а, кроме того, обладать достаточной остойчивостью. Однако в тот период на Черном море не было судостроительной базы, способной создавать подобные мореходные броненосцы.
Обсуждая эту задачу, Морской технический комитет установил, что из существующих отечественных и иностранных типов броненосцев ни один не отвечает подобным требованиям. В дебатах по данному вопросу активно участвовал вице-адмирал А. А. Попов. Он внес оригинальное предложение: создать броненосцы с ватерлинией круглой формы. По его утверждению, броненосцы подобной конструкции будут иметь небольшую осадку и при этом смогут нести вооружение и бронирование, соответствующее требованиям Морского министерства (однако скорость в этом требовании не оговаривалась).
Вспоминая впоследствии о том, как зародилась идея создания круглых броненосцев, А. А. Попов рассказывал о своих давних беседах с английскими кораблестроителями Ридом и Эльдером, убедительно доказывавшими, что увеличение ширины корабля дает возможность увеличить полезную нагрузку при малой осадке {195]. Андрей,Александрович развил мысль Рида о свойствах широких судов и выдвинул идею создания круглых броненосцев. Расчеты подтвердили, что такие корабли смогут удовлетворить весьма противоречивые требования Морского министерства.
В чрезвычайно сжатые сроки вице-адмирал Попов разработал проект и представил его на рассмотрение Морского технического комитета. Это был проект корабля невиданной конструкции, напоминавшего по форме (в плане) блюдце. В том же 1870 году модель и чертежи круглого броненосца, названного по имени создателя «по-повкой», были выставлены на Всероссийской выставке в Петербурге, устроенной в Соляном городке [215].
Предложенный А. А. Поповым проект круглого броненосца был единственным готовым проектом корабля, который в известной степени мог разрешить поставленную проблему.
Морское министерство признало предложенные А. А. Поповым круглые броненосцы наиболее соответствующими местным условиям подвижной прибрежной обороны на Черном море. Несмотря на то, что идея создания не наступательных, а оборонительных боевых кораблей не была популярной, Морское министерство все же признало предложенный Поповым проект круглых броненосцев приемлемым и утвердило его.
Первоначально предполагали создать целую серию из десяти подобных кораблей. Однако после постройки двух из них и проведения ходовых испытаний выявились присущие круглым броненосцам существенные недостатки, обусловленные их необычной формой. Основные недостатки: неустойчивость на курсе, резкость качки, а также вращение вокруг своей оси после каждого выстрела. Все это заставило отказаться от дальнейшего строительства круглых броненосцев, и этот тип кораблей дальнейшего развития не получил.
Ввиду отсутствия на Черном море в те годы необходимой судостроительной базы пришлось строить первый круглый броненосец «Новгород» на верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге, а затем в разобранном виде перевезти его по железной дороге в Николаев для сборки и достройки. Наблюдение за строительством заложенного в конце 1871 года броненосца поручили автору
Броненосец береговой обороны («поповна») «Новгород»: а — продольный разрез; б — вид сверху; в — вид сбоку; г — вид с кормы.
1 — люки; 2 — вентиляционные трубы; 3 — штурвал; 4 — компас; 5 — башня; 6 — дымовая труба; 7 — котлы; 8Г 9 — рубка и жилые помещения; 10 — броня; 11 — наружная обшивка; 12 — внутреннее дно, накрывающее клетки набора, образованные радиальными и концентрическими связями; 13 — линия вала; 14 — боевой штурвал;
1$ — руль; 16 — киль.
Броненосец «Новгород» («поповна»).
проекта — вице-адмиралу Попову, а его строителем назначили корабельного инженера А. В. Мордвинова.
Водоизмещение броненосца «Новгород» около 2500 т, диаметр 30,8 ж и осадка 3,8 ж. Корабль защищала 229-миллиметровая поясная броня на тиковой прокладке с коробчатым железом, что вместе с железной рубашкой было приблизительно эквивалентно броне толщиной 70 мм. Вооружение этой «поповки» состояло из двух 280-миллиметровых нарезных орудий, каждое из которых было установлено на отдельной платформе в общей неподвижной башне. В состав машинной установки «Новгорода» входило шесть паровых машин суммарной мощностью на валах около 1600 л. с. Каждая машина работала на собственный гребной вал. Котельная установка состояла из восьми паровых котлов. На испытании «Новгород» показал скорость 7,5 узла, т. е. обычную для тогдашних мониторов. Его экипаж состоял из 150 человек, а постройка обошлась сравнительно дешево — около 3 млн. рублей.
Корпус «поповки» построен по клетчатой (радиальной) системе с двойным дном, водонепроницаемыми переборками и отсеками. Впервые в истории кораблестроения на этом корабле применили специальную водоотливную систему с поршневыми насосами.
Несмотря на указанные выше недостатки, выявленные во время испытания броненосца, «Новгород» в основном оправдал возлагавшиеся на него надежды и в 1874 году был введен в строй. Постройку второго однотипного с ним броненосца начали уже в Николаеве. Первое его название «Киев» было изменено на «Вице-адмирал Попов» в 1875 году при спуске корабля на воду. Этот броненосец обладал более высокими тактико-техническими данными, чем его предшественник. Водоизмещение 3550 ту диаметр 36,6 ж, осадка 4,1 ж. Круговой броне-112 вой пояс 400 жж, а палубная броня 75 мм. Вооружение
Броненосец «Вице-адмирал Попов».
два 305-миллиметровых орудия. Экипаж 205 человек. Интересно отметить, оба орудия броненосца были установлены внутри открытого барбета в поднимающихся в момент выстрела станках. После выстрела посредством гидравлики станки опускались, и орудия оказывались под защитой барбета. Первоначально суммарная мощность машин этого броненосца составляла 3000 л. с., но затем ее снизили до 2400 л. с., что обеспечивало скорость хода 8,5 узла.
Вступив в 1876 году в строй, броненосец «Вице-адмирал Попов» в 1879 году совершил успешный переход в штормовую погоду из Севастополя в Батум. Однако это еще не свидетельствовало о том, что подобные корабли мореходны и пригодны для боя в открытом море. Их круглым ватерлиниям была присуща чрезмерная остойчивость, что приводило к очень резким, стремительным размахам качки на волнении. Хотя оба броненосца могли совершать морские переходы в свежую погоду, но при качке трудно было использовать их артиллерию. Кроме того, удары волн о плоские днища сильно расшатывали корпуса кораблей, отчего плавание в открытом море было далеко не безопасным. Все это свидетельствовало о том, что подобный тип броненосцев можно использовать лишь в прибрежной зоне в качестве самоходных плавучих батарей. Как известно, к этому и сводилось требование Морского министерства, принявшего решение об их строительстве {243].
«Поповки» по вооружению и защите значительно превосходили боевую мощь мониторов и башенных фрегатов. Данные корабли были прообразом класса броненосцев береговой обороны, существовавшего в течение ряда десятилетий во многих военных флотах мира.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рассказы о русских кораблестроителях"
Книги похожие на "Рассказы о русских кораблестроителях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Быховский - Рассказы о русских кораблестроителях"
Отзывы читателей о книге "Рассказы о русских кораблестроителях", комментарии и мнения людей о произведении.