Коллектив авторов - История философии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История философии"
Описание и краткое содержание "История философии" читать бесплатно онлайн.
Дается систематическое изложение развития мировой философской мысли. Включает разделы: «Философия Древнего мира и Средневековья», «Западноевропейская философия Нового и Новейшего времени», «История русской философской мысли», «Философская мысль Беларуси». Раскрывает сложные коллизии становления и развития теоретического мировоззрения, знакомит с основными философскими направлениями, течениями и школами. Учтены новейшие подходы к объяснению сущности и характера историко-философского процесса.
Для студентов, магистрантов, аспирантов социально-гуманитарных специальностей, всех, кого интересует философия.
Для методологии Лейбница, как и для рационализма его эпохи вообще, весьма характерно, что упомянутые аспекты данного закона различались слабо. Анализ фактов и событий внешнего мира, с одной стороны, и анализ самих мыслей с точки зрения их обоснованности – с другой, обычно отождествлялись, что приводило и к отождествлению реальной причины того или иного события с логическим обоснованием соответствующей ему мысли. Эта важнейшая особенность рационалистической методологии века Лейбница определяется термином «панлогизм».
Для построения своей философской системы Лейбниц сформулировал также ряд принципов (их совокупность выступает как метод). Он рассматривал их как средство созидания всего философского знания. Характер взаимоотношений принципов, их соподчинение, сам метод построения и его связь с методологией до настоящего времени вызывают большие споры.
Рассмотрим принципы, предложенные Лейбницем:
1. Принцип всеобщих различий. Лейбниц не был согласен ни с атомистической картиной мира, в которой элементы действительности – однородные и бесструктурные частицы, ни со схематикой монистического идеализма. Он утверждал, что в мире все неповторимо, любые вещи и процессы уникальны.
2. Принцип тождества. Согласно ему, две вещи, у которых все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, абсолютно тождественны, т. е. представляют собой одну и ту же вещь. Данный принцип является обоснованием первого принципа и обеспечивает его всеобщность – любые две вещи нетождественны, а тождественность их означает совпадение в одну вещь. По утверждению философа, мир есть совокупность тождественных, но различных между собой вещей.
3. Принцип непрерывности. Принцип определяет характер различий между вещами. Согласно этому принципу, вещи восходят вверх по ступеням совершенства и поэтому в мире господствует «бесконечная тонкость вещей» и бесконечное число переходных ступеней между вещами. Этот принцип означает временную и содержательную «взаимность» вещей.
4. Принцип монадности, или дискретности. Принцип лежит в основе индивидуализацию объектов действительности. Мир – это мир качественно неповторимых и неисчерпаемых объектов.
5. Принцип полноты. Означает, что наш мир содержит в себе полноту возможных в нем вещей, движений, свойств и возможностей их проявления и развития и в этом смысле «совершенен».
6. Принцип всеобщего совершенства. Вытекает из пятого принципа.
Для подкрепления своих принципов Лейбниц использует законы формальной логики: закон противоречия обеспечивает действие первого и четвертого принципов. Закон тождества подводит к принципу тождества неразличимых вещей, закон достаточного основания доказывает истинность принципа 2.
7. Принцип всеобщей связи. Объясняет существование в мире всеобщей упорядоченности, взаимосвязи всего со всем.
8. Принцип максимума и минимума. Его суть состоит в том, что все в мире приходит к максимальным результатам с помощью минимума средств, «природа щедра в своих результатах и бережлива в применяемых ею причинах».
Система данных принципов и составляет метод Лейбница, причем она является открытой, допускает присоединение новых принципов.
Основные категории метафизики Лейбница. Основными категориями метафизики Лейбница являются: категория Бога и категория субстанции. Мыслитель часто цитировал слова Бэкона о том, что только легкие глоткй философии удаляют нас от Бога, а более глубокие снова приводят в обьятия религии.
Понятие Бога (первая категория) у Лейбница употребляется в различных контекстах и носит многозначный характер. Философ отвергал пантеистическое истолкование Бога, его позиция носила деистический характер и в этой связи он стремился рассматривать христианство как «естественную религию», не противоречащую разуму.
Бог мыслится философом как внеприродное, но одновременно весьма абстрактное существо, которое включает три традиционных атрибута: «могущество… знание… волю»[131]. Лейбниц, в отличие от христианской креационистской позиции, которая абсолютизировала первый и третий атрибуты, делал упор на интеллект Бога, считал, что определяющий атрибут – знание. Он именует Бога Надмировым Разумом. Бог, по Лейбницу, реализует чистое познание, которое не в силах осуществить человеческий дух, поскольку последний отягчен чувственностью и большая часть его истин – это случайные истины факта. Так как Бог обладает абсолютным и доскональным знанием, он способен творить вещи и законы, которые в них «вложены».
Вторая категория метафизики Лейбница – субстанция. Философ отвергает понятие субстанции и в дуалистическом декартовском, и в монистическом спинозовском понимании. Понятие субстанции, с его точки зрения, вносит в мир явлений принцип единства и гармонии, а сам принцип умопостигаем и бестелесен. Понятие субстанции включает бесконечное богатство отношений к другим вещам. Каждая из них в свою очередь трактуется как индивидуальная субстанция, поэтому взгляд Лейбница на субстанцию приобретает плюралистический характер. Субстанция выступает у него духовной единицей бытия и обозначается греческим термином «монада». Поэтому метафизику Лейбница нередко именуют монадологией. Монады абсолютно просты, лишены частей. В отличие от геометрических точек, мыслимых пространственно, они суть метафизические, непространственные точки.
Субстанций бесконечное множество, они имеют духовный нематериальный характер и являются носителями силы. Так как каждая монада – это субстанция, т. е. самостоятельная единица бытия, она способна к активности и деятельности. Лейбниц характеризует монады как простые субстанции, которые являются причинами самих себя, и следовательно, не зависят от других. Если бы они были сложными, они всегда зависели бы от простых.
Из простоты монад вытекает их свойство не изменяться в своей внутренней определенности под влиянием других монад. Каждая монада представляет собой некий мир сам по себе. При этом, однако, она отражает в себе весь мировой порядок. Единственное отношение, которое существует между монадами, – это единство и гармония.
Следующая характерная черта монад заключается в том, что каждая монада имеет свою определенность (является носителем определенных качеств), которой она отличается от всех остальных.
По степени развития Лейбниц различает монады трех видов. Низшая форма (монады низшей ступени) характеризуется перцепцией (пассивной способностью восприятия). Такие монады способны образовывать неясные представления. Монады второго вида уже способны иметь ощущения и более ясные представления (монады-души). Монады третьего вида способны к апперцепции, т. е. наделены сознанием (монады-духи).
Поскольку монады непространственны, они постигаемы лишь разумом. Чувственно же воспринимаемые тела различаются согласно тому, из каких монад они состоят. Тела, содержащие лишь монады низшей ступени, – это тела физические. Тела, в которых монады способны к ощущениям и представлениям, являются биологическими объектами. Человек представляет собой такую совокупность монад, в которой организующую роль играют монады, наделенные сознанием.
Образование совокупностей монад не является случайным, ибо оно предопределено «предустановленной гармонией». Каждая из монад, будучи индивидуальной и бестелесной, замкнутой в себе (Лейбниц считал, что они «лишены окон»), является в то же время «живым зеркалом Универсума».
В деятельности всех бесчисленных монад существует величайшая согласованность, итог которой составляет гармония универсума. Источником такой согласованности, с точки зрения Лейбница, может быть только Божественная мудрость, ибо, творя монады, Бог их так «запрограммировал», что результатом их не зависимой друг от друга деятельности стал закономерный Универсум. Таким образом, «предустановленная гармония» выражает все закономерности природно-человеческого мира после его возникновения.
Но монады запрограммированы не только на гармонию, в каждой из них потенциально заключена и возможность развития. Этим Лейбниц объясняет тот факт, что все монады постепенно изменяются и развиваются. В этой связи философ различает два основных типа причин развития.
Причины, вызывающие изменения в телах (соединения монад), он определяет как причины «действующие». Действие этих причин понимается в духе механистического детерминизма.
Причины, которые определяют развитие отдельных монад, т. е. внутренние причины их развития, Лейбниц определяет как целевые или финальные, причины (причины соответствия). Именно эти причины выявляют любую целостность.
Целостность, мыслимая в масштабах всего мира, делает его не статичным, а динамичным. Первичная сила целесообразно действующих монад превращает мир в единую цепь все более высоких, совершенных образований. Вершины непрерывного совершенствования мир достигает в познающем человеческом духе. Так Лейбниц проводит в своей метафизике идею развития. Понятие «развитие» у Лейбница – это, собственно, первая идея универсальности развития в истории философии Нового времени.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История философии"
Книги похожие на "История философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - История философии"
Отзывы читателей о книге "История философии", комментарии и мнения людей о произведении.