Раймон Кено - Упражнения в стиле

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Упражнения в стиле"
Описание и краткое содержание "Упражнения в стиле" читать бесплатно онлайн.
УДК 82/89
ББК 84.4 Фр
К35
Перевод с французского
Составление и послесловие
Валерия Кислова
Комментарии
Ирины Волевич, Алины Поповой, Валерия Кислова
Художник
Михаил Занько
Кено, Раймон
Упражнения в стиле: Романы, рассказы и др. /
Пер. с франц.; Послесл. В. Кислова; Комм. И. Волевич, А. Поповой, В. Кислова.
— СПб.: «Симпозиум», 2001. — 618 с.
ISBN 5-89091-130-9
Раймон Кено (1903–1976) — один из крупнейших писателей Франции XX в., творчество которого развивалось под знаком предложенной им глубокой реформы французского языка. В настоящий том вошли программные произведения Кено, созданные после Второй мировой войны: не поддающиеся классификации «Упражнения в стиле» (1947), романы «Зази в метро» (1959) и «Голубые цветочки» (1965), а также рассказы, «Сказка на ваш вкус» и пьеса «Мимоходом».
Раймон Кено принадлежал я числу тех обыкновенных гениев, что умеют с поразительной виртуозностью сочетать в своем творчестве серьезное и несерьезное. Можно считать его великим выдумщиком, неистощимым по части изобретения литературных игр, специалистом по переводу «с французского на джойсовский». А можно — человеком, видевшим свою миссию в глубокой реформе французского языка и посвятившим этому делу всю жизнь. Один из крупнейших авторитетов в области ’патафизики, отец-основатель Цеха Потенциальной Литературы, Кено открыл перед изящной словесностью головокружительные перспективы. И произведения, собранные в этом томе, — лучшее тому свидетельство.
© Издательство «Симпозиум», 2001
© В. Кислов, составление, послесловие, 2001
© И. Волевич, А. Попова, В. Кислов, комментарии, 2001
© А. Миролюбова, перевод, 1988
© И. Волевич, перевод, 1994
© А. Захаревич, В. Кислов, Л. Цывьян, перевод, 2001
© М. Занько, оформление, 2001
® М. Занько & Издательство «Симпозиум»: серия «Ех Libris»,
промышленный образец. Патент РФ № 42170
ПРОХОЖАЯ. Да, но... скоро пойдет дождь.
ЭТЬЕН. Не будем об этом думать.
САБИНА. Старая песня.
ЭТЬЕН (оживляется). Очень изящный предмет.
ПРОХОЖАЯ. Вы находите?
ЭТЬЕН. Да. Такой плоский. Интересно, как он работает?
ПРОХОЖАЯ. О! Очень простой и совершенный механизм.
ЭТЬЕН. Подарок?
ПРОХОЖАЯ. Да.
ЭТЬЕН. Э-э... от мужчины?
ПРОХОЖАЯ. Да.
ЭТЬЕН. Он... выше меня?
ПРОХОЖАЯ. Н-да.
ЭТЬЕН. ...Изящнее?
ПРОХОЖАЯ. Нн-да.
ЭТЬЕН. Красивее? Моложе? Богаче?
ПРОХОЖАЯ. Мнн-на.
ЭТЬЕН. Ах!
НИЩИЙ. На его месте я все же не терял бы надежды.
САБИНА. Еще не хватало, чтобы вы давали ему советы.
ПРОХОЖАЯ. Этот мужчина... видите ли, я его не видела уже два года и пять месяцев.
ЭТЬЕН. Вы по-прежнему его любите?
ПРОХОЖАЯ (словно для поддержания светской беседы). Цифры очень красивые, не правда ли?
ЭТЬЕН. Да, и буквы тоже.
ПРОХОЖАЯ. «Буря»... «Переменно»... «Ясно»... Если бы стрелка была закреплена, она бы никогда не перемещалась, но она все время крутится... в любое время... и в любую погоду.
ЭТЬЕН. Это вас огорчает?
ПРОХОЖАЯ. Немного.
ЭТЬЕН. Меня тоже.
САБИНА. А меня нет.
НИЩИЙ. А меня вся ваша пороша вообще не колышет.
ПРОХОЖАЯ (очень по-светски). Барометр, знаете ли, очень полезная вещь.
ЭТЬЕН. Да. (Как ученик, отвечающий урок.) Как мы только что отметили, он предсказывает погоду.
ПРОХОЖАЯ. И это все осложняет.
ЭТЬЕН. Вся эта мешанина кучевых облаков, антициклонов, изобар, куча мала! Попробуй разберись во всем этом!
ПРОХОЖАЯ. Снег, солнечные лучи, радуга, туманы — какое разнообразие!
ЭТЬЕН. Мы еще не учитываем термометрический аспект вопроса.
ПРОХОЖАЯ. Сударь, вы интересуетесь метеорологией?
ЭТЬЕН. Немного. У меня имеется зонт.
ПРОХОЖАЯ. Говорят, есть барометры в виде домика, из которого выходит человечек с зонтиком, если будет дождь, и человечек в купальных трусиках, если будет солнечно.
НИЩИЙ. Я такие видел на барахолке.
САБИНА. В следующий раз возьмете меня с собой?
ЭТЬЕН (Прохожей). Если хотите, пойдем вместе. Там можно найти очаровательные вещицы.
ПРОХОЖАЯ. И такие забавные. Однажды я нашла там маленький кусочек какого-то предмета. И больше ничего. (Задумчиво.) Чудно, не правда ли? (Внезапно.) Но... Вы сказали «пойдем вместе»?
ЭТЬЕН. Да, я действительно сказал «пойдем вместе».
НИЩИЙ. Сегодня уже поздно.
САБИНА. И очень хорошо.
ПРОХОЖАЯ. В таком случае нам нужно договориться о встрече?
ЭТЬЕН. Я не осмеливаюсь...
ПРОХОЖАЯ. Ну отчего же...
ЭТЬЕН. Обычно туда ходят в воскресенье.
ПРОХОЖАЯ. И в хорошую погоду.
ЭТЬЕН. А какая погода нас ожидает?
НИЩИЙ. Отвратительная!
САБИНА. Мерзкая!
ПРОХОЖАЯ. Чудесная!
ЭТЬЕН. Великолепная!
НИЩИЙ. Если мне не верят, пусть посмотрят на свой барометр.
САБИНА. Совсем голову потеряли.
ЭТЬЕН (глядя вдаль). На горизонте — ни облачка. Значит, будем надеяться.
ПРОХОЖАЯ. Я верю.
ЭТЬЕН. Жаль, что я не страдаю ревматизмом, а то мог бы предсказать погоду.
ПРОХОЖАЯ. Это могут делать и лягушки.
ЭТЬЕН. Курицы в пыли.
ПРОХОЖАЯ. Ласточки в полете.
ЭТЬЕН. Перевернутые листья боярышника.
ПРОХОЖАЯ. Опущенные язычки на воротничке гриба-дождевика.
ЭТЬЕН. Закрывшиеся лепестки вьюнка.
ПРОХОЖАЯ. Сударь, вы любите ездить за город? Цветы, животные, природа?
ЭТЬЕН (пылко). Да.
САБИНА. Нагло врет.
ПРОХОЖАЯ. Нам будет так хорошо вдвоем.
ЭТЬЕН. Да... я люблю живность... большую и малую... деревья... вековые и карликовые... камни... скалы и булыжники...
ПРОХОЖАЯ. Я люблю сильные грозы на морском берегу... яркое солнечное сияние на горных вершинах...
ЭТЬЕН (прерывая ее). Но вы сказали: «Нам будет так хорошо вдвоем»?
ПРОХОЖАЯ. Да. Я действительно сказала: «Нам будет так хорошо вдвоем».
ЭТЬЕН (мечтательно). Нам...
ПРОХОЖАЯ. Да. Нам...
САБИНА (пожимает плечами). Им!
ЭТЬЕН. Да. Нам.
ПРОХОЖАЯ. Уедем.
ЭТЬЕН. Уедем вместе.
НИЩИЙ. Как-то они уж очень решительно.
САБИНА. Хотела бы я на это посмотреть.
ПРОХОЖАЯ. Мы выйдем на улицу и обретем друг друга ночью.
ЭТЬЕН. Будет луна, звезды... звезды крупнее, чем обычно... ярче, чем обычно...
ПРОХОЖАЯ. Мы пойдем прямо.
ЭТЬЕН. Мы пересечем тихие предместья, отягченные нелегкими трудами, и на заре дойдем до опушки огромного леса.
ПРОХОЖАЯ. В кронах его гигантских черных деревьев вьют гнезда невиданные птицы.
ЭТЬЕН. Мы проникнем в глубь этого леса. Время от времени мы будем встречать там полчища кабанов, их преследуют исчезающие за стройными соснами охотники, которых мы не увидим больше никогда... мы встретим работающих дровосеков, которые годами не читали газет...
ПРОХОЖАЯ. ...или пастуха, который на большой поляне присматривает за своим стадом. Он-то уж знает, какая будет погода! А еще он знает, как заговаривать раны...
ЭТЬЕН. ...или доброжелательных и пугливых краснолицых карликов, которые разбегутся при нашем приближении.
ПРОХОЖАЯ. Мы будем держаться перелесков, где спят валуны и под сводами листьев дремлют тропинки.
ЭТЬЕН. Чтобы переходить бурные потоки, нам придется идти по мокрым булыжникам.
ПРОХОЖАЯ. Мы поднимемся по другому склону долины, продираясь через кустарник и поросль.
ЭТЬЕН. Мы будем идти, не считая дней, иногда распевая...
ПРОХОЖАЯ. Но чаще — молча.
ЭТЬЕН. Однажды, на закате, мы ступим на посыпанную мелким песком тропу, по которой до нас еще никто не проходил.
ПРОХОЖАЯ. И вот пред нами появится...
ЭТЬЕН. Замок.
ПРОХОЖАЯ. Белый и зубчатый.
ЭТЬЕН. Подъемный мост опустится сам собой.
ПРОХОЖАЯ. Мы войдем внутрь.
ЭТЬЕН. Весь мир будет заключен в его бесчисленных залах, и там начнет протекать существование каждого из нас.
ПРОХОЖАЯ. Этот коридор — путь Солнца, по которому карабкается сороконожка его лучей, сливающиеся дороги наших жизней.
ЭТЬЕН. Эта прихожая — ледяной лемех мира, равнина и пустыня, связующая колыбель наших желаний.
ПРОХОЖАЯ. Эта гостиная — отдых людей, спокойствие предметов, ночь пространств, мир наших отношений.
ЭТЬЕН. Эта кухня — беспрестанное бурление океанов, поглощение планет, впитывание туманностей, красная лава наших страстей.
ПРОХОЖАЯ. Это окно выходит на скопление кристаллов, а то — на превратности наших судеб.
ЭТЬЕН. Эта дверь — утренняя заря, та — корона.
ПРОХОЖАЯ. Мы станем хозяевами, одни посреди сумятицы атомов, и нас никогда не разлучат изощренные изгибы лабиринта.
ЭТЬЕН. Покоренный нами мир не сможет восстать против великолепия наших уз.
ПРОХОЖАЯ. Мы бережно пронесем наше двойное бытие через любое перевоплощение, любое становление.
ЭТЬЕН. Ты будешь моим неугасимым светочем, моей прекрасной тревогой, моим заколдованным дворцом.
ПРОХОЖАЯ. Ты будешь моей тысяча и второй ночью, моим зарождающимся днем, моим вечерним гостем.
ЭТЬЕН. Мы будем существовать вместе.
ПРОХОЖАЯ. Мы существуем вместе.
ЭТЬЕН (заключая ее в объятия). Я люблю тебя.
ПРОХОЖАЯ. Я люблю тебя.
Раздается пронзительная сирена.
НИЩИЙ. Ага! Лавочка закрывается.
САБИНА (просыпается). Кажется, я заснула.
НИЩИЙ. Выметаемся.
САБИНА. Выметаемся?
НИЩИЙ. Последний поезд, дуреха.
Он уходит. Снова сирена. Этьен и Прохожая смотрят друг другу в глаза. Они не двигаются.
Сабина встает.
САБИНА (сухо). Этьен!
Этьен не двигается.
САБИНА. Этьен!
Этьен не двигается. Снова сирена.
САБИНА. Этьен, ты слышишь? Последний поезд!
Он вздрагивает.
ЭТЬЕН. Что?
САБИНА. Я тебе говорю, это последний поезд.
ЭТЬЕН. Ах! (Прохожей.) Сударыня... Сударыня... извините меня... но вы понимаете... (Делает несколько шагов назад.) ...последний поезд... (Поднимает чемодан и уходит с Сабиной. Оборачивается и виновато разводит руками.) ...последний поезд.
ПРОХОЖАЯ (с не меньшим сожалением тоже разводит руками). Что я могу поделать? Я просто проходила мимо.
Расходятся.
ЗАНАВЕС
ПРИЛОЖЕНИЕ
(Перевод В. Кислова)
Р. Кено.
ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА [*]
Что такое потенциальная литература? Прежде всего, я бы сказал, что это то, чем занимается группа, основанная Франсуа Ле Лионнэ[*] три года назад[*]. Она насчитывает десять членов и носит название Цеха Потенциальной Литературы:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Упражнения в стиле"
Книги похожие на "Упражнения в стиле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Раймон Кено - Упражнения в стиле"
Отзывы читателей о книге "Упражнения в стиле", комментарии и мнения людей о произведении.