Раймон Кено - Упражнения в стиле

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Упражнения в стиле"
Описание и краткое содержание "Упражнения в стиле" читать бесплатно онлайн.
УДК 82/89
ББК 84.4 Фр
К35
Перевод с французского
Составление и послесловие
Валерия Кислова
Комментарии
Ирины Волевич, Алины Поповой, Валерия Кислова
Художник
Михаил Занько
Кено, Раймон
Упражнения в стиле: Романы, рассказы и др. /
Пер. с франц.; Послесл. В. Кислова; Комм. И. Волевич, А. Поповой, В. Кислова.
— СПб.: «Симпозиум», 2001. — 618 с.
ISBN 5-89091-130-9
Раймон Кено (1903–1976) — один из крупнейших писателей Франции XX в., творчество которого развивалось под знаком предложенной им глубокой реформы французского языка. В настоящий том вошли программные произведения Кено, созданные после Второй мировой войны: не поддающиеся классификации «Упражнения в стиле» (1947), романы «Зази в метро» (1959) и «Голубые цветочки» (1965), а также рассказы, «Сказка на ваш вкус» и пьеса «Мимоходом».
Раймон Кено принадлежал я числу тех обыкновенных гениев, что умеют с поразительной виртуозностью сочетать в своем творчестве серьезное и несерьезное. Можно считать его великим выдумщиком, неистощимым по части изобретения литературных игр, специалистом по переводу «с французского на джойсовский». А можно — человеком, видевшим свою миссию в глубокой реформе французского языка и посвятившим этому делу всю жизнь. Один из крупнейших авторитетов в области ’патафизики, отец-основатель Цеха Потенциальной Литературы, Кено открыл перед изящной словесностью головокружительные перспективы. И произведения, собранные в этом томе, — лучшее тому свидетельство.
© Издательство «Симпозиум», 2001
© В. Кислов, составление, послесловие, 2001
© И. Волевич, А. Попова, В. Кислов, комментарии, 2001
© А. Миролюбова, перевод, 1988
© И. Волевич, перевод, 1994
© А. Захаревич, В. Кислов, Л. Цывьян, перевод, 2001
© М. Занько, оформление, 2001
® М. Занько & Издательство «Симпозиум»: серия «Ех Libris»,
промышленный образец. Патент РФ № 42170
Она вздрагивает.
ИРЕНА. Что?
ЖОАШЕН. Говорю тебе, это последний поезд.
ИРЕНА. Ах! (Прохожему.) Сударь... (Отстраняется.) Сударь... Извините меня... но вы понимаете... (Отдаляется от него.) ...последний поезд.
Подходит к Жоашену. Они уходят вместе. Прохожий отходит в сторону.
ИРЕНА (оборачивается и виновато разводит руками). ...последний поезд...
ПРОХОЖИЙ (с не меньшим сожалением тоже разводит руками). ...Что я могу поделать? ...Я просто проходил мимо.
Они выходят со сцены в разные стороны.
ЗАНАВЕС
Тот же переход в метро.
На заднем плане у стены стоит нищий с протянутой рукой. Прохожая дает ему монету в один франк.
НИЩИЙ (раздраженно). Одна монета! И что, по-вашему, мне с ней делать? (Возмущенно.) Нет, ну скажите на милость, что мне делать с одной монетой!
ПРОХОЖАЯ (робко). Экономить.
НИЩИЙ. Хоть плачь от подобных софизмов!
ПРОХОЖАЯ. Извините меня, я просто проходила мимо.
Она выходит, но вернется снова. Это все та же прохожая — она просто сменила наряд. В этот раз на ней будет, допустим, какая-нибудь шляпка.
Появляются мужчина и женщина. Мужчина несет большой чемодан.
САБИНА. Ты не можешь идти чуть быстрее?
ЭТЬЕН (ставит чемодан). Что ты хочешь, чертовски тяжелый чемодан.
САБИНА (презрительно). Тяжелый? Легче пуха!
ЭТЬЕН. Хотел бы я на тебя посмотреть.
САБИНА. Как это, на меня посмотреть? Нести бремя — это ваша, мужская, обязанность.
ЭТЬЕН. Готов ее тебе уступить.
САБИНА (иронично). А тебя никто и не спрашивает. Ничего не поделаешь.
ЭТЬЕН (задумчиво). Да... Да... (Беспристрастно.) И все равно он тяжелый.
САБИНА. Дохлятина!
Появляется Прохожая. У нее на голове косынка очень яркой расцветки, красно-желтая. Пройдя три четверти сцены, она останавливается.
ПРОХОЖАЯ. Приключения отложим на завтра. Впрочем, я просто проходила мимо.
Выходит.
ЭТЬЕН (Сабине). Ты меня любишь?
САБИНА. Нашел место для подобных вопросов! Прямо на сквозняке!
ЭТЬЕН (очень спокойно). Ответить-то ты можешь. Ты меня любишь?
САБИНА. Ну? Несешь или нет? Ты что, еще не отдохнул?
ЭТЬЕН (еще спокойнее). Ты меня любишь?
САБИНА. Надо было взять второй чемодан.
ЭТЬЕН. Я не уверен, что ты меня любишь.
САБИНА. Какая я дура, что тебя послушалась. Надо было взять еще тот маленький, ну знаешь, саквояж из свиной кожи. В этот не все вещи поместились, и мне будет их так не хватать.
ЭТЬЕН. Иногда мне кажется, что я для тебя всего лишь тень, призрак.
САБИНА (смеется). Это точно! Мускулов не бывает только у призраков!
ЭТЬЕН. Ты меня не любишь.
САБИНА. Да люблю же, люблю. Ну сколько можно? Ладно, бери чемодан и вперед.
ЭТЬЕН (поднимает чемодан и тут же роняет его). Ну и тяжесть!
САБИНА (поднимает руки к небу и топает ногой). Ой, мама, мама! И сосватала же ты мне муженька!
Входит Прохожая. Одета великолепно, в меховой шубе. Торопится.
ПРОХОЖАЯ (на ходу, Нищему). На ходу даже не открыть сумочку. В следующий раз.
НИЩИЙ (подобострастно). Ну разумеется, Ваша Светлость, разумеется!
ПРОХОЖАЯ. Что я могу поделать? Я просто проходила мимо.
Выходит.
Этьен тяжело вздыхает.
САБИНА. Ну что еще? Тебе плохо? Только этого не хватало для того, чтобы я выглядела полной дурой.
ЭТЬЕН. Я хочу, чтобы ты меня выслушала. Я должен сказать тебе что-то очень важное.
САБИНА. Здесь?
ЭТЬЕН. Здесь.
САБИНА. Прямо здесь? На сквозняке между чемоданом и попрошайкой?
ЭТЬЕН. Да.
САБИНА (садится на чемодан). Я тебя слушаю.
ЭТЬЕН. Ты меня не любишь.
САБИНА. Ты это говоришь, чтобы я рассмеялась или заплакала?
ЭТЬЕН. Я же вижу, что ты меня не любишь.
САБИНА. Вот простофиля! Как будто ты можешь видеть что-то еще, кроме того, что я тебе показываю!
ЭТЬЕН. Может быть. Я же вижу, что для тебя я значу еще меньше, чем маникюрные ножницы, спущенная петля на чулке, каблук туфли, адрес портного, неработающий лифт...
Напевая, сцену пересекает Прохожая. На этот раз она выглядит как бродяга.
ЭТЬЕН (с отсутствующим видом). В твоем присутствии я чувствую, как постепенно превращаюсь в подобие тумана, что-то вроде серой дымки, которая едва держится в воздухе и развеивается порывом ветра, в эдакое ничто.
САБИНА. Ты начинаешь действовать мне на нервы. Если ты не хочешь нести чемодан, давай понесу я. (С трудом поднимает чемодан, делает несколько шагов.) Я сама понесу.
Она вынуждена поставить чемодан на землю, возле Нищего.
Затем садится на него.
НИЩИЙ. Сударыня, если вы надеетесь, что я предложу вам свои услуги и потащу этот тяжелоемкий багаж, вы глубоко заблуждаетесь. Даже за значительное вознаграждение! (С гордостью.) Я, сударыня, нищий и работать не собираюсь!
САБИНА. С вами не разговаривают.
ЭТЬЕН (вдаль). Рядом с ней я умираю от холода, любовь, которую я недополучаю... Наша совместная жизнь... разве это любовь?
САБИНА (Нищему). Нет, вы только послушайте!
НИЩИЙ. Может быть, ему нездоровится?
ЭТЬЕН. ...любовь... любовь...
САБИНА. Когда на него находит, он становится таким болваном.
НИЩИЙ. А часто находит?
ЭТЬЕН. Любая другая женщина...
САБИНА. Хотела бы я на это посмотреть.
НИЩИЙ. Ревнуете?
ЭТЬЕН. Любая другая женщина.
САБИНА. Просто смешно.
Появляется Прохожая, с непокрытой головой, с развевающимися на ветру волосами.
ЭТЬЕН. Сударыня!
Она проходит, не останавливаясь.
ЭТЬЕН. Сударыня...
Она останавливается и оборачивается.
ЭТЬЕН. Сударыня...
ПРОХОЖАЯ. Сударь?
ЭТЬЕН. Сударыня... э-э... вы не скажите... какая сейчас погода?
ПРОХОЖАЯ. Первый раз в жизни ко мне вот так пристают.
ЭТЬЕН. Сударыня, умоляю вас, не судите обо мне превратно. Я действительно хотел узнать, какая сейчас погода.
ПРОХОЖАЯ. Ответить на ваш вопрос проще простого. (Она открывает сумочку и достает плоский круглый предмет, чуть больше наручных часов. Смотрит.) 776 миллиметров ртутного столба. Ясно.
НИЩИЙ (имитируя вой ветра). Ууууууууууууу... ууууууууу...
ЭТЬЕН. Слышите?
ПРОХОЖАЯ. Однако стрелка стоит на отметке «Ясно».
НИЩИЙ. Ууууууууууу... уууууууууууу...
ЭТЬЕН. Ветер переходит в бурю.
ПРОХОЖАЯ. Может быть, испортился механизм?
НИЩИЙ. Ууууууууууу... УУУУУУУУУУУУ".
ЭТЬЕН (поднимая голову). Облака несутся по небосклону, как сломяголовые борзые.
НИЩИЙ. Ууууууууууу...
ПРОХОЖАЯ. Прошу прощения. Он сломан.
ЭТЬЕН. Ну и ладно.
ПРОХОЖАЯ. Вы могли бы спросить у этих людей.
ЭТЬЕН. У этого попрошайки?
НИЩИЙ. Попрошу без грубостей.
ПРОХОЖАЯ. А у этой дамы?
ЭТЬЕН. Бесполезно.
ПРОХОЖАЯ. Она не знает?
САБИНА. Нет.
ПРОХОЖАЯ. Тысяча извинений... Сударь, поскольку я не в состоянии дать удовлетворительный ответ на вопрос, который вы изволили мне задать, я умоляю вас любезно разрешить мне удалиться. (Делает реверанс.)
ЭТЬЕН (кланяется). Сударыня...
Прохожая делает вид, что собирается уходить.
ЭТЬЕН (окликает ее). Сударыня...
ПРОХОЖАЯ (тотчас возвращается). Сударь?
ЭТЬЕН. Этот прибор...
ПРОХОЖАЯ. Да?
ЭТЬЕН. Это ведь барометр?
ПРОХОЖАЯ. Так точно.
ЭТЬЕН. Тогда... он показывает ту погоду, которая будет, а не ту, которая есть.
ПРОХОЖАЯ. Вы уверены?
ЭТЬЕН. Меня этому учили в школе.
ПРОХОЖАЯ. Но ведь вам наверняка объясняли, что узнать будущее невозможно...
ЭТЬЕН. Да. Во что же тогда верить?
ПРОХОЖАЯ (безнадежно). Даже не знаю.
ЭТЬЕН (с настойчивостью). Если ваш барометр показывает хорошую погоду в будущем, возможно, он не сломан?
ПРОХОЖАЯ (вынимает из сумочки прибор). 748 миллиметров. Дождь.
ЭТЬЕН (торжествующе). Видите?! А ведь никакого дождя нет! Значит, в эту минуту погода хорошая!
ПРОХОЖАЯ. Да, но... скоро пойдет дождь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Упражнения в стиле"
Книги похожие на "Упражнения в стиле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Раймон Кено - Упражнения в стиле"
Отзывы читателей о книге "Упражнения в стиле", комментарии и мнения людей о произведении.