» » » » Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам


Авторские права

Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Южного федерального университета, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Рейтинг:
Название:
Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Издательство:
Издательство Южного федерального университета
Год:
2015
ISBN:
ISBN 978-5-9275-1532-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Описание и краткое содержание "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает об одном из ярких направлений в истории непи­лотируемой космонавтики - о создании и развитии лунных проектов, их реализации в Советском Союзе. Фоном для этого автор избрал очерк об этапах, предшествовавших этому, о деятелях и свершениях русских учё­ных и инженеров в XIX-XX вв., о мощном развитии ракетных исследова­ний в период перед Второй мировой войной и особенно по её завершению. Особое место отведено деятельности советских научных и производствен­ных организаций, военных учреждений и структур в период подготовки и осуществления лунных миссий.






Ввиду исключительных обстоятельств и большой ответственности при проведении предстоящих работ общее руководство было возложено на полковника Ивана Ивановича Спицу (1910-1992), начальника отдела связи и СЕВ Центра КИКа. Материально-техническое обеспечение возлагалось на командование 79 ОНИП - старшего адъютанта майора Н.И. Васильева, помощника командира по МТО капитана Е.И. Павлова и заместителя командира по политической части капитана A.A. Сибирева.

Директивой Генштаба ГШ ВС СССР от 12.07.58 г. ОНИПы стали называться «Научно-измерительными пунктами» (НИПами). Так, 79 ОНИП получил наименование «10 Научно-измерительный пункт» (НИП-10).

В сентябре из Москвы на «горку», как тогда называли этот военный городок, прибыла оперативная группа во главе с начальником Центра КИКа генералом A.A. Витруком. В её состав включили офицеров-баллистиков из отдела ВЦ НИИ-4 МО во главе со старшим научным сотрудником майором Н.М. Барабановым. Эта группа стала своеобразным штабом подготовки КИКа к работе. Ей была предоставлена круглосуточная связь с Москвой, НИПами, местным сухопутным и морским командованием, а также с полигоном Тюра-Там, где готовился к полёту на Луну первый космический аппарат.

Оперативная группа разработала сетевой график, объединявший все этапы подготовки предстоящего космического эксперимента. За его выполнением осуществлялся жёсткий контроль.

Наконец, 27 сентября 1958 г. акт о готовности к работе комплекса ИП-41Е был подписан. С этого времени, согласно утверждённым программам и планам, оперативная группа подключилась к автономным (частным), комплексным и генеральным тренировкам совместно с полигоном Тюра-Там, ИПами и НИПами.

Высшим звеном в схеме организации телеконтроля PH и ЛКА являлся КВЦ при НИИ-4 МО.

Оперативное руководство НИПами созданными дежурными сменами круглосуточно осуществлял КПЦ КИКа. В состав одной смены входили: оперативный дежурный, его заместитель по измерениям и помощник по средствам связи, службы СЕВ и ПОЗУ; дежурный по приёму информации с НИПов; дежурные по направлениям связи с НИПами, КВЦ, ВЦ и участвующими организациями; дежурные по УС; ответственные за работу ПУВД на ВЦ и др.

Итак, к работам по проекту «E1» силы и средства КИК были готwовы, что подтверждалось соответствующими документами. ИП-41Е по существу стал первым в истории отечественной космонавтики прообразом Центра дальней космической связи с Центром управления полётами космическими аппаратами.

Первые старты ракет «Восток-Л» с полигона Тюра-Там с «лунниками» (Е1 №1 - 23 сентября и Е1 №2 - 12 октября 1958 г.) закончились однотипными авариями - отказом первой ступени носителя соответственно на 93 с и 104 с полёта. Ещё одну попытку запуска ЛКА (Е1 №3) осуществили 4 декабря. Однако вновь произошла авария PH на 245 с полёта. [14]

Что же в это время происходило у соперников по лунной гонке? Первую попытку там предприняли 17 августа 1958 г., направив к Луне станцию «Пионер». Через 77 секунд после старта ракета «Thor Able» («Тор-Эйбл») взорвалась. Второй пуск, с «Пионером-1», состоялся 11 октября; на этот раз ракета упала на Землю из-за выхода из строя системы управления третьей ступени. Очередной старт спустя месяц, 8 ноября, также оказался неудачным: с высоты в полторы тысячи километров второй «Пионер» начал падать.

А 6 декабря в небо ушёл 6-килограммовый «Пионер-3». Но пролетев 102 тысячи километров (менее трети пути до Луны), ракета «Juno II» («Юнона-2») тоже не набрала нужной скорости, на следующие сутки под притяжением Земли вошла в плотные её слои атмосферы и разрушилась, однако успев передать данные о наличии нового, уже второго радиационного пояса вокруг Земли.

В СССР в конце декабря 1958 г. были проведены тренировки по координации работ крымских пунктов с другими пунктами КИКа и полигоном. Едва отметив новый, 1959-й г., все включились в подготовку к предстоящему 2 января новому «прыжку на Луну». В первый же день января руководители оперативной группы окончательно уточнили состав расчётов дежурных смен, проверили аппаратуру и документацию, обошли все рабочие места и убедились в полной готовности сил и средств ИП-41Е и всего КИКа.

Второго января в 19 ч 41 мин 21 с (здесь и далее - время московское) боевые расчёты Ракетных частей МО с 1-й стартовой площадки полигона Тюра-Там осуществили старт PH 8К72 («Восток-Л») № Б1-6 с ЛКА Е1 №4.

Основная цель запуска состояла в попадании в видимую часть Луны, доставке на её поверхность вымпела с изображением Государственного герба СССР, проведении научных исследований на траектории Земля-Луна.

Аппарат Е1 №4, названный в сообщении ТАСС «советской космической ракетой», после вывода на траекторию полёта к спутнице Земли, конструктивно был подобен Первому спутнику. Он представлял собой неориентированный, т.е. неуправляемый ЛКА. В верхней части третьей ступени ракеты располагался приборный контейнер, выполненный в виде (соединённых 48 болтами через шпангоуты) двух алюминиево-магниевых полусфер, радиусом 400 мм. На внешней поверхности контейнера размещались две протонные ловушки для обнаружения межпланетного газа, два пьезоэлектрических датчика («микрофона») для регистрации ударов метеоритных частиц, штанга с магнитометром, четыре штыревые и две ленточные антенны.

Рис. 7. «Луна-1»


Внутри контейнера находились:

♦ аппаратура радиоконтроля траектории движения ЛКА;

♦ радиопередатчик и радиоприёмник, осуществляющими связь с радиотехническими средствами полигонных измерительных и научно-измерительных пунктов КИКа;

♦ радиопередатчик и телеметрическая система РТС-12Б с датчиками, температуры и давления в контейнере;

♦ комплекс научных приборов и другое оборудование для изучения интенсивности и состава космических лучей, газовой компоненты межпланетного вещества, метеорных частиц, корпускулярного излучения Солнца, для измерения магнитного поля Земли и обнаружения магнитного поля Луны;

♦ источники электропитания: серебряно-цинковые аккумуляторы и окисно-ртутные батареи.

В контейнере, заполненным газом (азотом), поддерживалась температура около 20 °С. Такой температурный режим обеспечивался специальной обработкой оболочки контейнера и вентилятором для принудительной циркуляции газа, что позволяло отбирать тепло от приборов и отдавать его оболочке, являвшейся своеобразным радиатором.

Общая масса отделяемого контейнера с научной и измерительной аппаратурой вместе с источниками питания составляла 361,3 кг.

На третьей ступени PH размещались счётчик космических лучей, приёмоответчик «Факсл-С», телеметрическая система РТС-8Е, два радиопередатчика телесигнализации, специальное устройство для образования натриевого облака и источники питания.

Траектория полёта к Луне состояла из трёх частей: участок разгона, на котором PH в определённой точке пространства приобретала скорость, необходимую для преодоления земного притяжения; участок свободного полёта, который начинался после выключения двигательной установки блока «Е» и отделения приборного отсека; участок полёта под действием притяжения Луны.

Для выведения ЛКА на расчётную траекторию полёта в НИИ-885 под руководством М.И. Борисенко была разработана радиотехническая схема управления ракетой-носителем по боковому отклонению и радиальной скорости. Она состояла из разнесённых на расстояние около 500 км пунктов радиоуправления РУП-1 (в районе г. Татарск Новосибирской обл.) и РУП-2 (в районе г. Колпашево Томской обл.).[6]

На приземном участке полёта PH с ЛКА станции «Бинокль-Д» и «Кама-Е», взаимодействуя с бортовым ответчиком на третьей ступени PH, измеряли дальность, радиальную скорость, координаты азимутов и углов места, удаление от НИПов.

Предварительная обработка принимаемой информации и передача её двоичным кодом по каналам связи на ЭВМ осуществлялись ПОЗУ-Е - полуавтоматическим осредняющим и запоминающим устройством.

Результаты траекторных измерений передавались в вычислительные центры АН СССР, ИПМ АН СССР, МГУ, ВЦ-1 МО и НИИ-4 МО. На них были внедрены полуавтоматические устройства ввода данных. Программное обеспечение разработали сотрудники под руководством Д.Е. Охоцимского (ИПМ), П.Е. Эльясберга и А.В. Брыкова (НИИ-4).

Телеконтроль «лунника» после его отделения от ракеты осуществлялся радиотехническими средствами ИП-41Е (Крым) и НИП-6 (Камчатка). Через 731,8 с после старта (более 12 мин) впервые в истории космонавтики была достигнута вторая космическая скорость.

Наступало расчётное время появления объекта в зоне радиовидимости симеизского пункта. По громкоговорящей связи дежурный инженер смены сообщил: «Есть сигнал! Ведём приём! Сигнал устойчивый!». Телеметрическая станция приступила к приёму информации.

Согласно утверждённой программе (идея астрономов профессора И.С. Шкловского и В.Г. Курта) 3 января в 3 ч 58 мин на расстоянии 113 тыс. км от Земли, «лунник» выпустил натриевое облако. На ночном небосводе появилось золотисто-оранжевое образование, по яркости равное шестой звёздной величине и видимое в телескоп. Наблюдатели могли визуально проследить за его движением. Сотрудники Главной (Пулковской) астрономической обсерватории АН СССР с Горной солнечной станции (под Кисловодском) запечатлели на фотоплёнке эту первую в мире «туманность» - искусственную комету, рождённую волей человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Книги похожие на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Довгань

Вячеслав Довгань - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Отзывы читателей о книге "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.