» » » » Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам


Авторские права

Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Южного федерального университета, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Рейтинг:
Название:
Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Издательство:
Издательство Южного федерального университета
Год:
2015
ISBN:
ISBN 978-5-9275-1532-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Описание и краткое содержание "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает об одном из ярких направлений в истории непи­лотируемой космонавтики - о создании и развитии лунных проектов, их реализации в Советском Союзе. Фоном для этого автор избрал очерк об этапах, предшествовавших этому, о деятелях и свершениях русских учё­ных и инженеров в XIX-XX вв., о мощном развитии ракетных исследова­ний в период перед Второй мировой войной и особенно по её завершению. Особое место отведено деятельности советских научных и производствен­ных организаций, военных учреждений и структур в период подготовки и осуществления лунных миссий.






А вскоре, 3 ноября 1957 г. в 5 ч 30 мин 42 с, состоялся запуск второго ИСЗ. Это был первый в мире биологический спутник Земли с подопытным животным - собакой по кличке «Лайка». Полученная телеметрическая информация (ТМИ) наряду с параметрами и условиями работы бортовых систем, содержала и научные сведения о жизнедеятельности организма собаки в условиях космического полёта, что позволяло судить о возможности полёта человека в космос. Он сделал 2370 оборотов, просуществовав на орбите до 14.04.1958 г.

Напомню, что первый американский ИСЗ «Эксплорер-1» (по массе на порядок меньшей, чем у советского) был выведен PH «Юпитер-С» 31 января 1958 г.

В декабре 1957 г. при Президиуме Совета министров СССР создаётся Комиссия по военно-промышленным вопросам (ВПК). Её задача состояла в координации работ более 450-ти научно-исследовательских и 250-ти опытно-конструкторских организаций (а это почти 10 % научно-технического и производственного потенциала страны), контроле создания и внедрения в производство военной техники, в том числе ракетной и космической. Председателем комиссии был утверждён Д.Ф. Устинов. Фактически он стал руководителем всего отечественного военно-промышленного комплекса.

Наступила очередь реализации и проекта «Объект Д». В марте 1958 г. он был доставлен на полигон для проведения испытаний. На 27 апреля назначили запуск, но старт PH оказался аварийным.

Успешный запуск третьего советского ИСЗ состоялся 15 мая 1958 г., и в космосе заработала первая в мире научная лаборатория. Двенадцать научных приборов впервые выполнили прямые измерения магнитного поля Земли, мягкой корпускулярной радиации Солнца, химического состава и давления атмосферы, электронной концентрации в ионосфере и метеоритного вещества вокруг Земли. Впервые установленные на корпусе спутника элементы солнечной батареи питали радиопередатчик «Сигнал», проработав более двенадцати тысяч часов. Спутник находился на орбите до 06.04.1960г., вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел, совершив вокруг Земли более десяти тысяч оборотов.

Премьеры достижений советской науки и техники в космосе продемонстрировали всему миру высокий уровень и мощный потенциал, духовную силу и талант нашего народа.

Таким образом, параллельно решались две задачи колоссальной государственной важности: обеспечение военно-стратегического паритета и достижение научно-технического первенства нашей страны.

Определяющим в этих достижениях, безусловно, явилось то, что разработка ракетно-космических программ и их реализация велись выдающимися учёными, компетентными руководителями отрасли, при внимательном и конструктивном отношении государственного руководства.

Газета «Правда» от 10 декабря 1957 г. опубликовала статью С.П. Королёва (под псевдонимом профессора К. Сергеева), в которой были такие слова: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие на далёкие планеты, в далёкие миры. Сегодня многое из сказанного кажется лишь увлекательной фантастикой, но на самом деле это не совсем так. Надёжный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звёздам открыта! Можно предположить, что в будущем именно Луна, являющаяся естественным и вечным спутником нашей планеты, станет основной промежуточной станцией на пути с Земли в глубины космоса...»

И «космическим объектом № 1» для наших учёных, конструкторов, инженеров становится Луна.


Глава 2

ОСВОЕНИЕ ТРАССЫ ЗЕМЛЯ-ЛУНА


В 1958 г. наступил черёд выполнить задачу Программы «Е» - попасть в Луну космической ракетой. Это - осуществление мечты Человека Разумного о познании небесных тел по соседству с нашей планетой.

Для получения научной информации с борта ЛКА, впервые следующего по трассе Земля-Луна, необходимо было обеспечить благоприятные условия её приёма, расширить зону радиовидимости над научно-измерительными пунктами на территории СССР, и, естественно, увеличить длительность сеансов радиосвязи.

Поэтому был принят оптимальный вариант развёртывания передающих и приёмных радиотехнических средств вблизи самого южного Отдельного научно-измерительного пункта страны - 79 ОНИП, который располагался в 18 км от Симферополя, вблизи посёлка Школьное. Этот пункт входил в состав КИК с 1957 г., его персонал имел определённый опыт, участвуя в работах по первым спутникам. Начальником этого пункта с момента его формирования был подполковник Михаил Афанасьевич Николенко, участник Великой Отечественной войны.

В начале 1958 г. состоялось решение о развёртывании временного измерительного пункта на горе Кошка, около черноморского посёлка Симеиз, рядом с научной станцией Физического института АН СССР (ФИАН). Выбранный район соответствовал требованиям по удалённости от источников радиопомех и приближённости к тогдашним каналам телефонно-телеграфной связи Крым-Москва.

Михаил Афанасьевич Николенко


ИП-41Е включили в штатную структуру 79 ОНИП, а приказом начальника Центра КИКа заместитель начальника пункта по измерениям майор Георгий Александрович Сыцко (1924-1984) был назначен начальником 41-го ИП (по совместительству). Во второй половине 1958 г. заводы - изготовители радиотехнических и энергетических средств приступили к разработке, а вскоре - и к испытаниям специальных домиков на колёсах, в которых были обустроены рабочие места для дежурных смен. Домики отбуксировали на гору Кошка. На ИП-41Е были доставлены и развёрнуты станции «РТС-Е1,2», «РТС-12Б», «МРВ-2М», «Бамбук-Д», интерферометр ФИАН, узел связи и др.

РТС-1,2 была создана в НИИ-885 (ныне «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», РКС - «Российские космические системы»). Разработчиками этого проекта были М.С. Рязанский (главный конструктор), Е.Я. Богуславский, М.И. Борисенко и др. Это была качественно новая станция для измерения дальности и радиальной скорости, приёма, регистрации и обработки телеметрической и научной информации по всей трассе полёта ЛKA. Дальность её действия превышала расстояние до Луны, что обеспечивалось применением приёмной антенны в виде синфазной решётки из 192 крестообразных вибраторов с эффективной площадью 120 м2. Её разработал Д.Я. Трусканов из ЦКБ-678. Антенна была установлена на опорно-поворотном устройстве, демонтированном с трофейного немецкого радиолокатора.

Радиотехническая станция «РТС-12Б», созданная в СКБ-567 под руководством Е.С. Губенко, предназначалась для приёма телеметрической информации с борта ЛКА, а также для обработки и регистрации принимаемой информации.

Командная радиотехническая станция ближнего космоса МРВ-2М была разработана под руководством директора и научного руководителя Н.И. Белова НИИ-648 (ныне ФГУП «Научно-исследовательский институт точных приборов» - ФГУП «НИИ ТП»). Она могла передавать до двадцати управляющих команд для внесения корректировки в ходе полёта PH на приземном участке.

Аппаратура службы единого времени (СЕВ) «Бамбук-Д» - средство синхронизации. Привязка к шкале Государственного эталона времени и частоты (ГЭВЧ) осуществлялась визуально по сигналам точного времени, передаваемого коротковолновыми радиостанциями. Погрешность составляла 1-2 мс. Она была создана в НИИ-195 (главный конструктор H.A. Бегун).

Интерферометр ФИАН предназначался для траекторных измерений.

На эти технические средства были назначены офицеры В.В. Васильев,В.А. Власов, О.П. Гельзин, Д.И. Данилов, А.П. Ежов, П.В. Ефимов, А.И. Иванов, М.В. Калашник, В.Н. Клочков, И.Г. Михайлюк, В.А. Свищёв, H.H. Францев, Е.Н. Юмашев и др.

Комендантом военного городка назначили старшего лейтенанта И.Ф. Старостина.

В кратчайшие сроки собрали два так называемых «финских домика», в которых развернули узел связи и средства приёма и передачи сигналов СЕВ.

Связь крымского ИП-41Е с 79 ОНИП, командным пунктом Центра КИК (Москва), Координационно-вычислительным центром (КВЦ) НИИ-4 МО (г. Болшево, ныне г. Юбилейный Московской области), полигоном Тюра-Там осуществлялась радиорелейными станциями через ретранслятор на горе Ай- Петри. Руководил организацией связи подполковник Б.А. Воронов - старший офицер по радиосвязи отдела связи и службы СЕВ Центра КИКа.

Капитальные сооружения на пункте не строились, личный состав в тёплое время размещался в армейских палатках, зимой квартировал в Симеизе.

Комплексные испытания наземной аппаратуры проводились при техническом руководстве В.И. Аппеля представителями НИИ-885, тогда ещё молодыми инженерами первой категории Е.Н. Галиным, Е.П. Горбуновым,А.И. Дунаевым, B.C. Кузнецовым, А.М. Малаховым. Вместе с ними в испытаниях участвовали и военнослужащие ИП-41Е, осваивая технические средства и приобретая опыт эксплуатации новых радиотехнических систем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Книги похожие на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Довгань

Вячеслав Довгань - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Отзывы читателей о книге "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.