» » » » Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам


Авторские права

Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Южного федерального университета, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Рейтинг:
Название:
Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Издательство:
Издательство Южного федерального университета
Год:
2015
ISBN:
ISBN 978-5-9275-1532-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Описание и краткое содержание "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает об одном из ярких направлений в истории непи­лотируемой космонавтики - о создании и развитии лунных проектов, их реализации в Советском Союзе. Фоном для этого автор избрал очерк об этапах, предшествовавших этому, о деятелях и свершениях русских учё­ных и инженеров в XIX-XX вв., о мощном развитии ракетных исследова­ний в период перед Второй мировой войной и особенно по её завершению. Особое место отведено деятельности советских научных и производствен­ных организаций, военных учреждений и структур в период подготовки и осуществления лунных миссий.






20 ноября 1954 г. эскизный проект «изделия 8К71» был одобрен Совмином.

Разработка и создание наземного стартового оборудования ракетных комплексов было возложено на созданное Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш»), преобразованное из СКБ при заводе «Компрессор». Его начальником и главным конструктором назначили В.П. Бармина.

Особое внимание было уделено заправочному комплексу для новых ракет.

Ещё в январе 1953 г. разработка криогенных цистерн от Мариупольского завода перешла к Уралвагонзаводу, выпускавшему танки и грузовые вагоны. Благодаря наличию производственных площадей и, конечно, высокой квалификации рабочих, инженеров и учёных отраслевых институтов, завод уже в октябре наладил серийный выпуск цистерн нового образца 8Г52 и доставку жидкого кислорода на ракетные полигоны.

Техническое задание на разработку комплекса, утверждённое 27 августа 1954 г. С.П. Королёвым и В.П. Барминым, было поручено Уралвагонзаводу, при котором учредили особое конструкторское бюро по криогенной технике и наземному транспортному оборудованию - ОКБ-250 во главе с Мефодием Веремьевым. И к весне 1957 г. коллектив завода решил задачу заправки баков «семёрки» жидким кислородом, создав железнодорожный заправщик 8Г117 и дозаправщик 8Г118, а также специзделие 8Г128 для хранения и доставки жидкого азота, используемого для наддува баков ракеты.

Вся сложнейшая техника и оборудование, создаваемая на предприятиях военно-промышленного комплекса, проходили строгую военную приёмку, что обеспечивало необходимые качества и надёжность при отработке их в реальных условиях полёта.

На основании результатов совещаний с ведущими учёными страны во главе с академиком М.В. Келдышем, Совет главных конструкторов в августе того же года внёс в СМ СССР предложения по организации работ над искусственными космическими объектами. Они были рассмотрены и утверждены.

12 февраля 1955 г. ЦК КПСС и СМ СССР принял постановление № 292-181 «О новом полигоне для Министерства обороны СССР», которое предписывало «создание в 1955-1958 гг. научно-исследовательского и испытательного полигона для лётной отработки изделий Р-7, «Буря» «Буран».

После долгих и трудных поисковых и изыскательских работ рекогносцировочная комиссия определила место дислокации полигона в безлюдной части полупустыни Бетпак-Дале в районе полустанка Тюра-Там Кзыл-Ординской области Казахской ССР на берегу реки Сыр-Дарья.

Непосредственная ответственность за создание нового полигона была возложена на маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина (1902-1960). Руководителем строительства полигона назначили полковника Георгия Максимовича Шубникова. 15 марта 1955 г. первым начальником полигона назначается генерал-лейтенант артиллерии А.И. Нестеренко.

Алексей Иванович Нестеренко


Ни у нас, ни в мире не было опыта проектирования и строительства столь сложных, по существу, уникальных сооружений и комплексов.

Люди трудились в тяжелейших природных условиях: температура воздуха летом доходила до 45 градусов в тени, а зимой - до 50 градусов мороза, сплошная пыль вокруг и внутри, густая грязь под ногами, множество змей и ядовитых пауков, отсутствие питьевой воды и возможности нормально отдохнуть, при этом - крайне сжатые сроки сдачи объектов. И эти сроки выполнялись. За военными строителями шли создатели наземного оборудования для испытаний и запуска ракет. Эту задачу решала группа конструкторских организаций и предприятий при ГСКБ специального машиностроения, руководимым В.П. Барминым. Вместе с промышленниками работали и военные испытатели новой ракеты.

Один из активных организаторов и участников строящегося полигона главный инженер Главного управления специального строительства МО генерал-майор Михаил Григорьевич Григоренко писал: «Требования к точности изготовления, прочности и долговечности конструкций были предельно высокими... Без повседневной изобретательности, творчества, инженерной смелости, без умения идти на риск успеха добиться было бы невозможно».

Благодаря героическим усилиям восемнадцатитысячного, но единого военно-гражданского коллектива, уже в конце 1956 г. стартовая площадка, монтажно-испытательный корпус и другие основные сооружения были готовы к проведению испытаний и запуску ракет, о чём 29 декабря министр обороны Маршал Советского Союза Г.К. Жуков доложил письменно в Президиум ЦК КПСС.

Вспоминают, когда об этом сообщили С.П. Королёву, то он не поверил. Ведь впервые в мире всего за 28 месяцев был создан такой испытательный комплекс... в пустыне! Он получил наименование «Научно-исследовательский и испытательный полигон №5 Министерства обороны СССР» (ныне космодром «Байконур»).

М.В.Келдыш и С.П.Королёв на полигоне Тюра-Там


Почему Байконур? Населённый пункт с таким названием расположен в Казахстане в трёхстах километрах северо-западнее от Тюра-Тама. При полёте в космос Ю.А.Гагарина в целях сохранения секретности месторасположения старта указали Байконур. С тех пор полигон Тюра-Там стал космодромом «Байконур».

На полигоне сформировался коллектив и тоже уникальный. В него входили военнослужащие испытательных управлений и ракетных частей, военные строители, гражданские испытатели и «монтажники». Многие солдаты срочной службы, имевшие законченное и незаконченное высшее образование, по окончании службы оставались на полигоне, поступая на работу в организации, связанные с ракетной техникой.

30 января 1956 г. вышло Постановление СМ СССР №149-88, в котором определялся срок (1957-1958 гг.) создания ИСЗ («Объекта Д»)[5]и его пробного пуска ракетой Р-7 в 1957 г.

«Объект Д», который должен был открыть космическую эру, весил более 1327 кг и имел на борту 12 научных приборов, разработкой которых занималась группа учёных под руководством академика М.В. Келдыша. Это была полноценная автоматическая космическая научная лаборатория.

В феврале 1956 г. на полигоне Капустин Яр состоялся первый в мире запуск ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Предварительно было проведено 28 успешных запусков, что подтверждало её надежность. К этому времени ОКБ-1 приобрело опыт создания и запуска высотных капсул с животными при запусках геофизических ракет.

В августе 1956 г. ОКБ-1 переживает новую реформу: вместе с заводом выделяется из НИИ-88 в самостоятельную организацию Государственного комитета оборонной техники (ГКОТ), руководителем и главным конструктором которой назначается С.П. Королёв. Разработка комплексной системы телеконтроля приземного участка полёта ракеты Р-7 и состояния бортовых систем «Объекта Д» была возложена на НИИ-4 МО.

2 июня 1956 г. эскизный проект комплексной системы измерения параметров полёта будущего ИСЗ был утверждён и одобрен Государственной экспертной комиссией.

3 сентября вышло Постановление СМ СССР №1241-632, включающее перечень работ и задач для кооперации предприятий и ответственных исполнителей по разработке Комплекса измерительных средств, средств связи и службы единого времени, названный впоследствии Командно-измерительным комплексом (КИК) [2].

Надо сказать, что на стадии подготовки этого решения некоторые специалисты Министерства обороны возражали против этого поручения, как несвойственного военным. Но руководители военно-промышленного комплекса, видимо, понимали, что построить, оснастить и эксплуатировать измерительные пункты, рассредоточенные от западных до восточных границ Советского Союза в труднодоступных местах, да ещё и в кратчайшие сроки, могут только военные. Маршал Г.К. Жуков, предвидя в будущем важную роль космических средств в обеспечении безопасности страны, принял решение о включении КИКа в структуру военного ведомства.

Затем ЦКБЭМ, НПО «Энергия», ныне - ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва» («ОАО РКК «Энергия» им. С.П. Королёва», г. Королёв).

Свою историю КИК отсчитывает с 8 мая 1957 г., когда вышла директива Генерального штаба Вооружённых Сил (ГШ ВС) СССР о формировании «Центра по руководству и координации работ комплекса измерительных средств, средств связи и службы единого времени для обеспечения полёта геофизического искусственного спутника Земли (ИСЗ)».

Его организационно-штатная структура включала Центр КИКа, узел связи (УС), Научно-координационную вычислительную часть (НКВЧ) и 13 Отдельных научно-измерительных пунктов (ОНИП).

Руководящий командный состав Центра КИКа, НКВЧ и ОНИПов формировался в основном из сотрудников НИИ-4 МО.

Первым начальником Центра был назначен генерал-майор Андрей Евксентьевич Витрук (1906-1992), его заместителем по измерениям и эксплуатации спецтехники был назначен подполковник Павел Артемьевич Агаджанов (1923-2001), будущий лауреат Ленинской премии, член-корреспондент АН СССР.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Книги похожие на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Довгань

Вячеслав Довгань - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Отзывы читателей о книге "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.