» » » » Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам


Авторские права

Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Южного федерального университета, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Рейтинг:
Название:
Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам
Издательство:
Издательство Южного федерального университета
Год:
2015
ISBN:
ISBN 978-5-9275-1532-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Описание и краткое содержание "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает об одном из ярких направлений в истории непи­лотируемой космонавтики - о создании и развитии лунных проектов, их реализации в Советском Союзе. Фоном для этого автор избрал очерк об этапах, предшествовавших этому, о деятелях и свершениях русских учё­ных и инженеров в XIX-XX вв., о мощном развитии ракетных исследова­ний в период перед Второй мировой войной и особенно по её завершению. Особое место отведено деятельности советских научных и производствен­ных организаций, военных учреждений и структур в период подготовки и осуществления лунных миссий.






Согласно утверждённой программе (идея астрономов профессора И.С. Шкловского и В.Г. Курта) 3 января в 3 ч 58 мин на расстоянии 113 тыс. км от Земли, «лунник» выпустил натриевое облако. На ночном небосводе появилось золотисто-оранжевое образование, по яркости равное шестой звёздной величине и видимое в телескоп. Наблюдатели могли визуально проследить за его движением. Сотрудники Главной (Пулковской) астрономической обсерватории АН СССР с Горной солнечной станции (под Кисловодском) запечатлели на фотоплёнке эту первую в мире «туманность» - искусственную комету, рождённую волей человека.

Назавтра, 3 января 1959 г., радио, телеграф и газеты мира передали сообщение ТАСС «О запуске космической ракеты в сторону Луны». Что касается самого аппарата Е1, то позже он был переименован в «Луну-1»[7].

Полученные дежурными сменами станций «Бинокль-Д» и «Кама-Е» параметры движения PH после выключения двигателей третьей ступени были переданы по каналам связи в вычислительный центр. Результаты обработки показали: третья ступень и отделившийся от нее контейнер пройдут мимо Луны.

На следующий день, 4 января, в 6 часов «Луна-1» вышла на траекторию полёта к Луне. На расстоянии 370 тыс. км от Земли контейнер отделился от блока «Е», но на поверхность Луны не попал, а пролетел мимо на расстоянии почти в шесть тысяч километров - точнее, в 5 995 км.

Причиной пролёта могла быть ошибка в два градуса по углу места, когда антенны РУП-1 и РУП-2 готовились к пуску (по одной версии). По другой - это мог быть сбой в бортовом ПВУ на выдачу команды выключения ДУ третьей ступени (по другой версии).

В заключительном сообщении ТАСС указывалось, что «...в связи с израсходованием ресурса источника питания радиосвязь с ракетой прекратилась 5 января около 10 часов московского времени».

Программа телеконтроля ЛКА и научные исследования были завершены. К этому времени «Луна-1» удалилась от Земли на 600 тысяч километров, что позволяло говорить о мировом рекорде радиосвязи.

«Луна-1» вышла на свою гелиоцентрическую орбиту и стала первой в мире искусственной планетой Солнечной системы (ИПСС), получившей с чьей-то лёгкой руки название «Мечта».

Рис. Н. Первая советская космическая ракета,ставшая «Мечтой»


Надо сказать, что искусственной планетой невольно стала и третья ступень ракеты - блок «Е» массой 1472 кг.

Оба эти объекта равноправны как искусственные небесные тела, после разделения имея практически одинаковые орбиты. Вот уже более полувека за 450 земных суток «Мечта» совершает один оборот вокруг Солнца между орбитами Земли и Марса с минимальным расстоянием от светила в 146,41 млн км и максимальным - 197,21 млн км, неся на своём борту вымпелы с Государственным гербом Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Январь 1959».

Рис. 9. Схема орбиты искусственной планеты «Мечта»


Запуск и полёт «Луны-1» позволили:

♦ впервые превзойти вторую космическую скорость и выйти за пределы гравитационного поля Земли;

♦ создать первое искусственное небесное тело в пределах Солнечной системы;

♦ полностью проверить работу третьей ступени PH и систему взаимодействия бортовой аппаратуры ЛКА с радиотехническими средствами КИК;

♦ принять телеметрию с уже межпланетных расстояний;

♦ обработать результаты оперативного определения координат орбиты;

♦ наладить взаимодействие комплекса средств телеконтроля с вычислительными центрами.

Сенсационным открытием оказалось отсутствие у Луны магнитного поля. Вблизи Луны были зарегистрированы сильные потоки ионизированной плазмы, названные впоследствии «солнечным ветром».

Начался принципиально новый этап исследования естественного спутника Земли: Луну стали изучать космическими аппаратами.

В конце января - начале февраля 1959 г. в Москве состоялся сбор руководящего состава Центра КИКа и командования входящих в его состав войсковых частей и учреждений. На это совещание военных уже традиционно были приглашены главные конструкторы предприятий ВПК, разработчики ракетно-космической техники, руководители НИИ и КБ. Командование Центра, подводя итоги работы личного состава и применения новых радиотехнических средств, обратило внимание на тесное взаимодействие при совместных работах с учёными, конструкторами, всеми представителями промышленности, входящими в состав дежурных смен. Были определены цели и поставлены задачи по дальнейшему исследованию Луны и окололунного пространства.

На этом сборе выступил и С.П. Королёв. Он поблагодарил командование, личный состав КИКа за умелую организацию и успешную работу по «Луне-1». Сергей Павлович доложил также о ближайших перспективах лунной программы и пожелал всем новых успехов.

На основании данных, переданных "Луной-1" и американским КА «Пионер-4» (03.03.1959), который также прошёл мимо Луны на расстоянии около 59 500 км и стал второй искусственной планетой, был несколько изменён состав приборов второго ЛКА. Объекту присвоили индекс Е-1 А.

Летом 1959 г. была предпринята пятая попытка попасть в Луну (Е-1А №5), но 18 июня произошла авария на 153 с полёта ракеты «Восток-Л» № И1-7.

Шестая попытка штурма Луны была назначена на 6 сентября (Е-1А №6). Старт неоднократно переносился - то на 8 сентября, то днём позже. Причина - неполадки в PH «Восток-Л» № И1-7А; в конце концов, ракета была снята со стартовой позиции.

Тем временем на пунктах КИКа и вычислительных центрах всё было готово к предстоящей работе. Учитывая особую значимость оперативного получения информации о параметрах траектории, а также анализа состояния бортовой аппаратуры для принятия безотлагательных решений, основное внимание обращалось на подготовку узлов связи измерительных пунктов.

Наконец, 12 сентября 1959 г. в 9 ч 39 мин 41,85 с стартовала PH «Восток-Л» № И1-7Б с ЛКА Е-1 А №7; в сообщении ТАСС комплекс был именован как «вторая советская космическая ракета». Это была «Луна-2», которая должна была решить задачи, стоявшие перед «Луной-1». По своей конструкции она практически не отличалась от первого аппарата.

Рис.10. «Луна-2»


Для визуального наблюдения за космической ракетой 12 сентября в 21 ч 39 мин 42 с на удалении около 150 тыс. км от Земли с помощью натриевого облака так же, как и при полёте «Луны-1», была образована искусственная комета. Она наблюдалась и фотографировалась астрономами и любителями многих стран мира в течение 5-6 мин.

«Луна-2» достигла-таки поверхности Селены восточнее Моря Ясности, вблизи кратеров Аристилла, Архимеда и Автолика, получив международное наименование «Залив Лунника».

В сообщении ТАСС отмечалось: «Сегодня, 14 сентября, в 00 ч 02 мин 24 с московского времени вторая советская космическая ракета достигла поверхности Луны. Впервые в истории осуществлён космический полёт с Земли на другое космическое тело. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь 1959 г.».

Рис. 11. «Залив Лунника»


Рис. 12. Вымпелы, доставленные в «Залив Лунника»


Вымпелы были сделаны из стальных пятиугольных элементов. Размещались они по поверхности шара, внутри которого находилось взрывчатое вещество с зарядом, срабатывающим при ударе при посадке, что позволяло их разбросать по поверхности Луны. Алюминиевые вымпелы в виде полосок размещались внутри капсулы, заполненной жидкостью.

С «Луной-2» в полёте было проведено три сеанса радиосвязи, продолжительность каждого составляла около трёх часов.

По свидетельству А.И. Иванова (тогда лейтенанта, участника этих работ на ИП-41Е), однажды незадолго до очередного сеанса связи с «Луной-2» резко испортилась погода: порывистый ветер, гроза, проливной дождь. В кабеле, соединявшем аппаратуру СЕВ с агрегатом электропитания, произошло короткое замыкание. Это могло привести к выходу из строя аппаратуры, и, как следствие, принимаемая информация с борта ЛКА оказалась бы не привязанной к единому времени и, естественно, теряла бы научную ценность.

Пожарный пост находился в 40 м от места происшествия. Бежать туда за инструментом - значит, упустить драгоценное время. Мгновенно оценив обстановку, оператор станции СЕВ рядовой Л.А. Ивлев, схватив горящий кабель руками и, превозмогая боль от ожогов, отсоединил его от аппаратуры. Затем быстро подсоединил запасный кабель и восстановил работоспособность станции. И только после этого согласился отправиться в медицинский пункт. Благодаря солдату сеанс связи начался своевременно.

За мужественный поступок, проявленный на боевом посту, приказом командира части рядовой Лев Андреевич Ивлев был занесён в «Книгу Почёта части». Также ему предоставили краткосрочный отпуск с выездом на родину[8].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Книги похожие на "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Довгань

Вячеслав Довгань - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Довгань - Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам"

Отзывы читателей о книге "Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.