» » » » Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд


Авторские права

Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ИД «Нева», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд
Рейтинг:
Название:
Третий Рейх. Гитлер-югенд
Издательство:
ИД «Нева»
Жанр:
Год:
2004
ISBN:
5-7654-3821-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Третий Рейх. Гитлер-югенд"

Описание и краткое содержание "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать бесплатно онлайн.



В советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлер-югенда непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлер-югенда нам практически неизвестна.

Книга молодого питерского историка и журналиста Сергея Кормилицына, написанная на основе российских и зарубежных исследований, а также многочисленных материалов из немецких архивов, заполняет этот информационный вакуум.






Во флотском отделении изучалась навигация, военно-морской устав, азбука Морзе, семафорная азбука, проводились занятия на парусных и гребных судах. В общевойсковом — модификации орудий (тактико-технические характеристики), их обслуживание, стрельба из различных видов стрелкового оружия. Это были действительно основы военных профессий, дающие возможность хорошо послужить Рейху. В результате такого сочетания спортивной работы и военизированного обучения германская армия получила большое количество хорошо обученных рекрутов: 45 000 человек — военно-морской флот, 74 000 — военно-воздушные силы, и 60 000 — моторизованные войска[289].

Еще одним получателем «продукции» Гитлер-югенд были гвардия — войска СС и сам Черный Орден. Прикомандированные к Гитлер-югенд инспектора СС осуществляли «тихий и ненавязчивый отбор среди шестнадцати- и семнадцатилетних» членов Гитлер-югенд[290]. Среди них отбирались те, кто подходил СС по расовым признакам, и уже среди последних проводился еще один тщательный отбор. Отличники идеологической подготовки, те, кто получал максимально лестные характеристики руководителей Гитлер-югенд, входили в состав Ордена. Прочие становились солдатами гвардейских войск СС.

Все вышеупомянутые возможности предоставлялись не только юношам. Было и военное обучение для девушек — членов БДМ. Правда, оно сводилось к получению базового образования медсестры и навыков оказания первой помощи в полевых условиях. Однако в дальнейшем девушек, наиболее продвинувшихся на ниве военной подготовки и подходящих по внешним расовым признакам и метрике, могла ожидать карьера в женских подразделениях войск СС. Впрочем, такой вариант встречался, мягко говоря, не часто. Национал-социалисты не то, чтобы были против женщин в армии, просто им отводилась иная роль. В духе знаменитых прусских трех «К»[291].

Не менее важным, чем физическое, считалось духовное и нравственное воспитание. Основная воспитательная работа проводилась в так называемых «домах Гитлер-югенд», — помещениях для ежедневных сборов членов местных отделений организации. Первоначально такими клубами для отрядов Гитлер-югенд могли служить любые помещения, даже не приспособленные для учебных занятий. Зачастую это были комнаты в полуподвалах, где был наведен относительный порядок и повешены портрет Адольфа Гитлера, а также отрядное знамя. В этих же помещениях хранилось имущество отряда — походное снаряжение, литература и пр. С приходом НСДАП к власти для клубов Гитлер-югенд стали выделять или сооружать более благоустроенные помещения. Пик строительства «домов Гитлер-югенд» пришелся на 1937–1939 годы. Устройство таких помещений происходило за счет общины, однако, некоторую часть расходов брали на себя также партия и государство[292].

Практически вся деятельность молодежи в рамках Гитлер-югенд характеризовалась как служба. Служба была обязательной, уклониться от нее было сложнее, чем от школьных занятий. В понятие службы входило участие в отрядных вечерах, в одном спортивном мероприятии в неделю и двух воскресных выездах в месяц. Существовали и так называемые «особые службы» — участие в агитационных и вербовочных мероприятиях Гитлер-югенд, праздниках общины и демонстрациях[293]. Таким образом, молодежь не только становилась объектом идеологического влияния, но и сама служила постоянной рекламой организации. К службе также относилось участие в линейках, проходивших зимой один раз в два месяца, а летом — ежемесячно, постановка спектаклей, организация концертов самодеятельности[294].

В рамках отрядных вечеров Гитлер-югенд изучались история партии, биография вождя, эпизоды из истории Германии и т. д. Обсуждались и последние политические новости, чтобы добиться среди молодежи единомыслия, единообразного восприятия политики партии. Для этого в помощь руководителям местных отделений Гитлер-югенд один раз в 14 дней выпускались специальные папки с методическими планами отрядных вечеров, а помимо того, велось радиовещание «Центрального имперского отрядного вечера», который обязательно слушали в «домах Гитлер-югенд». Специально для отрядных вечеров были разработаны тематические планы «мировоззренческого образования», с учетом возрастной специфики и школьного курса.

Младшие отделения Гитлер-югенд проходили обучение по следующей программе: в течение первого года изучался древнегерманский эпос, его боги и герои; второй год был посвящен изучению истории Германии с древнейших времен до конца XIX века, то есть от Арминия Херуска, Видукинда и Карла Великого до Отто фон Бисмарка; третий год обучения проходил под темой «Двадцать лет борьбы за Германию»; наконец, на протяжении четвертого года, изучались биографии Адольфа Гитлера и его соратников, в число которых входили Хорст Вессель, Герман Геринг и Бальдур фон Ширах.

Старшие отделения Гитлер-югенд также проходили курс «мировоззренческого образования», но для них оно заключалось в изучении основ расового учения (предлагались темы: «Народ и его наследственность», «Народ и его жизненное пространство» и т. д.) и обсуждении современного политического положения Германии[295]. Насколько интересными и занимательными были отрядные вечера, зависело от таланта руководителя. Так, Мелита Машман вспоминает: «Что меня ожидало, так это горькое разочарование. Отрядные вечера были бессодержательны»[296]. В идеале такие собрания должны были быть привлекательными и интересными для молодежи, но зачастую превращались в мероприятия, проводимые «для галочки» — скучное пережевывание пропагандистских сентенций и уже не однажды слышанных новостей. В нечто, схожее со уроками «политинформации» и пионерскими сборами в советских школах.

Ставка делалась также на воспитание детей и подростков вдали от родителей. В рамках Гитлер-югенд существовала широкая система лагерей летнего отдыха, созданная по образцу системы лагерей КЛВ[297]: спортивные лагеря, лагеря военного воспитания и т. д. Для БДМ и ЮМ устраивались отдельные зоны отдыха, сходные по программе и методике работы. Это не были лагеря военного воспитания, их функции сводились к спортивным и общеоздоровительным. На организацию этих лагерей выделялись крупные средства. Уделялось большое внимание поддержанию здорового образа жизни молодежи в лагерях.

За здоровьем членов Гитлер-югенд постоянно следили 4000 врачей, 800 зубных врачей, 500 аптекарей и 75 000 санитаров и санитарок. Питание в лагерях отдыха было сбалансировано согласно последним достижениям науки и, согласно воспоминаниям очевидцев, несмотря на то, что пищу готовили сразу на 300—1000 человек, она была вполне удовлетворительна на вкус. Курение в лагерях летнего отдыха было запрещено, что не мешало подросткам время от времени нарушать это правило, пуская в ход «круглый актив», как они называли между собой дешевые папиросы[298]. Вожатые закрывали на такие мелкие «прегрешения» глаза, а у подростков появлялось ощущение взросления, причастности к некоему более серьезному миру, недоступному прежде дома.

Естественно, что условия проживания были различны, так же как и организация отдыха, но задача была единой: проводить воспитательную работу молодого поколения вдали от влияния родителей. Кроме того, на летние лагеря возлагалась задача организации планомерных и постоянных спортивных занятий: занятия спортом сопровождали отдыхающих весь день, а промежутки между ними заполнялись пропагандистской работой руководителей лагеря. При этом пропаганда не была обременительной, вызывающей раздражение: прямому пропагандистскому воздействию уделялось в день сорок минут политинформации, проходившей к тому же всего пять раз в неделю: четыре — как уроки, и один — как отрядный сбор[299]. Однако при том, что длительность пребывания в лагерях военного воспитания составляла не менее шести недель, дети и подростки успевали пройти тридцать занятий, наполненных чистой идеологией.

Тематическое планирование этих занятий было построено таким образом, чтобы, получив в течение четырех уроков некий объем знаний, можно было на пятом предоставить детям делать выводы самим, только направляя их мысли в нужное русло. Например, в течение недели изучались следующие темы; «Причины Первой мировой войны», «Еврейство», «Большевизм», «Англо-американское стремление к наживе». Тема отрядного сбора была: «Наша борьба за свободу»[300]. Таким образом, подросток усваивал, что причиной поражения Германии в Первой мировой были козни большевиков, евреев и американских банкиров. Кроме этого, в работе лагерей присутствовала и непрямая пропаганда: в виде песен, девизов, лозунгов дня, в качестве которых служили обычно цитаты из речей Адольфа Гитлера. В результате, молодежь проходила в лагерях гораздо более полный курс идеологической обработки, чем это было бы возможно в иных условиях.

Были в подобном летнем отдыхе и черты, независимые от собственно нацистской идеологии и пропаганды. Молодежь получала возможность полноценного отдыха, насыщенного спортивными занятиями, а также проходила воспитание, направленное на создание национальной общности, ответственности перед обществом, дисциплины. Помимо этого, лагеря летнего отдыха позволяли выполнить еще одну задачу: формировали у молодежи бесклассовое сознание, ощущения равенства, то есть внедряли то, чего стремился достичь в скаутском движении лорд Баден-Пауэлл. Лагеря Гитлер-югенд играли, таким образом, немаловажную воспитательную роль, безотносительно к целям национал-социалистов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Третий Рейх. Гитлер-югенд"

Книги похожие на "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Кормилицын

Сергей Кормилицын - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд"

Отзывы читателей о книге "Третий Рейх. Гитлер-югенд", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.