Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Описание и краткое содержание "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать бесплатно онлайн.
В советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлер-югенда непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлер-югенда нам практически неизвестна.
Книга молодого питерского историка и журналиста Сергея Кормилицына, написанная на основе российских и зарубежных исследований, а также многочисленных материалов из немецких архивов, заполняет этот информационный вакуум.
Во флотском отделении изучалась навигация, военно-морской устав, азбука Морзе, семафорная азбука, проводились занятия на парусных и гребных судах. В общевойсковом — модификации орудий (тактико-технические характеристики), их обслуживание, стрельба из различных видов стрелкового оружия. Это были действительно основы военных профессий, дающие возможность хорошо послужить Рейху. В результате такого сочетания спортивной работы и военизированного обучения германская армия получила большое количество хорошо обученных рекрутов: 45 000 человек — военно-морской флот, 74 000 — военно-воздушные силы, и 60 000 — моторизованные войска[289].
Еще одним получателем «продукции» Гитлер-югенд были гвардия — войска СС и сам Черный Орден. Прикомандированные к Гитлер-югенд инспектора СС осуществляли «тихий и ненавязчивый отбор среди шестнадцати- и семнадцатилетних» членов Гитлер-югенд[290]. Среди них отбирались те, кто подходил СС по расовым признакам, и уже среди последних проводился еще один тщательный отбор. Отличники идеологической подготовки, те, кто получал максимально лестные характеристики руководителей Гитлер-югенд, входили в состав Ордена. Прочие становились солдатами гвардейских войск СС.
Все вышеупомянутые возможности предоставлялись не только юношам. Было и военное обучение для девушек — членов БДМ. Правда, оно сводилось к получению базового образования медсестры и навыков оказания первой помощи в полевых условиях. Однако в дальнейшем девушек, наиболее продвинувшихся на ниве военной подготовки и подходящих по внешним расовым признакам и метрике, могла ожидать карьера в женских подразделениях войск СС. Впрочем, такой вариант встречался, мягко говоря, не часто. Национал-социалисты не то, чтобы были против женщин в армии, просто им отводилась иная роль. В духе знаменитых прусских трех «К»[291].
Не менее важным, чем физическое, считалось духовное и нравственное воспитание. Основная воспитательная работа проводилась в так называемых «домах Гитлер-югенд», — помещениях для ежедневных сборов членов местных отделений организации. Первоначально такими клубами для отрядов Гитлер-югенд могли служить любые помещения, даже не приспособленные для учебных занятий. Зачастую это были комнаты в полуподвалах, где был наведен относительный порядок и повешены портрет Адольфа Гитлера, а также отрядное знамя. В этих же помещениях хранилось имущество отряда — походное снаряжение, литература и пр. С приходом НСДАП к власти для клубов Гитлер-югенд стали выделять или сооружать более благоустроенные помещения. Пик строительства «домов Гитлер-югенд» пришелся на 1937–1939 годы. Устройство таких помещений происходило за счет общины, однако, некоторую часть расходов брали на себя также партия и государство[292].
Практически вся деятельность молодежи в рамках Гитлер-югенд характеризовалась как служба. Служба была обязательной, уклониться от нее было сложнее, чем от школьных занятий. В понятие службы входило участие в отрядных вечерах, в одном спортивном мероприятии в неделю и двух воскресных выездах в месяц. Существовали и так называемые «особые службы» — участие в агитационных и вербовочных мероприятиях Гитлер-югенд, праздниках общины и демонстрациях[293]. Таким образом, молодежь не только становилась объектом идеологического влияния, но и сама служила постоянной рекламой организации. К службе также относилось участие в линейках, проходивших зимой один раз в два месяца, а летом — ежемесячно, постановка спектаклей, организация концертов самодеятельности[294].
В рамках отрядных вечеров Гитлер-югенд изучались история партии, биография вождя, эпизоды из истории Германии и т. д. Обсуждались и последние политические новости, чтобы добиться среди молодежи единомыслия, единообразного восприятия политики партии. Для этого в помощь руководителям местных отделений Гитлер-югенд один раз в 14 дней выпускались специальные папки с методическими планами отрядных вечеров, а помимо того, велось радиовещание «Центрального имперского отрядного вечера», который обязательно слушали в «домах Гитлер-югенд». Специально для отрядных вечеров были разработаны тематические планы «мировоззренческого образования», с учетом возрастной специфики и школьного курса.
Младшие отделения Гитлер-югенд проходили обучение по следующей программе: в течение первого года изучался древнегерманский эпос, его боги и герои; второй год был посвящен изучению истории Германии с древнейших времен до конца XIX века, то есть от Арминия Херуска, Видукинда и Карла Великого до Отто фон Бисмарка; третий год обучения проходил под темой «Двадцать лет борьбы за Германию»; наконец, на протяжении четвертого года, изучались биографии Адольфа Гитлера и его соратников, в число которых входили Хорст Вессель, Герман Геринг и Бальдур фон Ширах.
Старшие отделения Гитлер-югенд также проходили курс «мировоззренческого образования», но для них оно заключалось в изучении основ расового учения (предлагались темы: «Народ и его наследственность», «Народ и его жизненное пространство» и т. д.) и обсуждении современного политического положения Германии[295]. Насколько интересными и занимательными были отрядные вечера, зависело от таланта руководителя. Так, Мелита Машман вспоминает: «Что меня ожидало, так это горькое разочарование. Отрядные вечера были бессодержательны»[296]. В идеале такие собрания должны были быть привлекательными и интересными для молодежи, но зачастую превращались в мероприятия, проводимые «для галочки» — скучное пережевывание пропагандистских сентенций и уже не однажды слышанных новостей. В нечто, схожее со уроками «политинформации» и пионерскими сборами в советских школах.
Ставка делалась также на воспитание детей и подростков вдали от родителей. В рамках Гитлер-югенд существовала широкая система лагерей летнего отдыха, созданная по образцу системы лагерей КЛВ[297]: спортивные лагеря, лагеря военного воспитания и т. д. Для БДМ и ЮМ устраивались отдельные зоны отдыха, сходные по программе и методике работы. Это не были лагеря военного воспитания, их функции сводились к спортивным и общеоздоровительным. На организацию этих лагерей выделялись крупные средства. Уделялось большое внимание поддержанию здорового образа жизни молодежи в лагерях.
За здоровьем членов Гитлер-югенд постоянно следили 4000 врачей, 800 зубных врачей, 500 аптекарей и 75 000 санитаров и санитарок. Питание в лагерях отдыха было сбалансировано согласно последним достижениям науки и, согласно воспоминаниям очевидцев, несмотря на то, что пищу готовили сразу на 300—1000 человек, она была вполне удовлетворительна на вкус. Курение в лагерях летнего отдыха было запрещено, что не мешало подросткам время от времени нарушать это правило, пуская в ход «круглый актив», как они называли между собой дешевые папиросы[298]. Вожатые закрывали на такие мелкие «прегрешения» глаза, а у подростков появлялось ощущение взросления, причастности к некоему более серьезному миру, недоступному прежде дома.
Естественно, что условия проживания были различны, так же как и организация отдыха, но задача была единой: проводить воспитательную работу молодого поколения вдали от влияния родителей. Кроме того, на летние лагеря возлагалась задача организации планомерных и постоянных спортивных занятий: занятия спортом сопровождали отдыхающих весь день, а промежутки между ними заполнялись пропагандистской работой руководителей лагеря. При этом пропаганда не была обременительной, вызывающей раздражение: прямому пропагандистскому воздействию уделялось в день сорок минут политинформации, проходившей к тому же всего пять раз в неделю: четыре — как уроки, и один — как отрядный сбор[299]. Однако при том, что длительность пребывания в лагерях военного воспитания составляла не менее шести недель, дети и подростки успевали пройти тридцать занятий, наполненных чистой идеологией.
Тематическое планирование этих занятий было построено таким образом, чтобы, получив в течение четырех уроков некий объем знаний, можно было на пятом предоставить детям делать выводы самим, только направляя их мысли в нужное русло. Например, в течение недели изучались следующие темы; «Причины Первой мировой войны», «Еврейство», «Большевизм», «Англо-американское стремление к наживе». Тема отрядного сбора была: «Наша борьба за свободу»[300]. Таким образом, подросток усваивал, что причиной поражения Германии в Первой мировой были козни большевиков, евреев и американских банкиров. Кроме этого, в работе лагерей присутствовала и непрямая пропаганда: в виде песен, девизов, лозунгов дня, в качестве которых служили обычно цитаты из речей Адольфа Гитлера. В результате, молодежь проходила в лагерях гораздо более полный курс идеологической обработки, чем это было бы возможно в иных условиях.
Были в подобном летнем отдыхе и черты, независимые от собственно нацистской идеологии и пропаганды. Молодежь получала возможность полноценного отдыха, насыщенного спортивными занятиями, а также проходила воспитание, направленное на создание национальной общности, ответственности перед обществом, дисциплины. Помимо этого, лагеря летнего отдыха позволяли выполнить еще одну задачу: формировали у молодежи бесклассовое сознание, ощущения равенства, то есть внедряли то, чего стремился достичь в скаутском движении лорд Баден-Пауэлл. Лагеря Гитлер-югенд играли, таким образом, немаловажную воспитательную роль, безотносительно к целям национал-социалистов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Книги похожие на "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Отзывы читателей о книге "Третий Рейх. Гитлер-югенд", комментарии и мнения людей о произведении.