Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Описание и краткое содержание "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать бесплатно онлайн.
В советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлер-югенда непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлер-югенда нам практически неизвестна.
Книга молодого питерского историка и журналиста Сергея Кормилицына, написанная на основе российских и зарубежных исследований, а также многочисленных материалов из немецких архивов, заполняет этот информационный вакуум.
Символика организации опиралась на уже упоминавшуюся пропаганду великого прошлого Германии. Поэтому в основу символики Гитлер-югенд был положен древнескандинавский алфавит Футарк. Символом Гитлер-югенд стала руна «Sowelu» — «Великая руна победы». В целом, униформа Гитлер-югенд получилась весьма похожей на скаутскую, даже в цветовых сочетаниях. Такой способ привлечения молодежи в состав Гитлер-югенд, как униформизация членов движения, был рассчитан, помимо прочего, на ассоциацию с героикой минувшей войны. Пропаганда активно внушала германской молодежи ощущение себя «юными солдатами». Другими средствами привлечения молодых людей в организацию были спортивная и военно-патриотическая работа.
Не следует забывать и о духовных ценностях. Дело в том, что вместе с военной мощью кайзеровской Германии страны Антанты растоптали идеалы, питавшие душу германского народа. Ноябрьская революция 1918 года довершила распад традиционной системы ценностей, вместе с монархией лишив немцев ощущения имперскости, чувства гордости за свою страну. Заполнить образовавшийся вакуум было нечем. Особенно от этого страдала молодежь, лишенная каких-либо ориентиров в оценке происходившего вокруг.
Гитлеровская молодежь, подчинявшаяся определенному кодексу поведения, твердо державшаяся четких и ясных идеалов и принципов, вызывала зависть и желание присоединиться. «Они, как взрослые, несли флаги, на которых были написаны имена их мертвых»; «В их лицах и поведении крылась серьезность, устыдившая меня, — вспоминает Мелита Машман, — кто я была такая, имевшая право лишь стоять на тротуаре и смотреть?! Мне хотелось броситься в этот поток, утонуть в нем и быть им унесенной»[262]. Блестящая альтернатива серой повседневности, Гитлер-югенд привлекала молодежь, втягивала ее в политическую систему под руководством НСДАП. Свидетельства о вступлении в Гитлер-югенд во многом различны, но сходны в одном: молодые люди вступали в организацию под влиянием грамотно построенной пропаганды и сформированного ею мнения своих сверстников: «Товарищи по школе сказали мне, что очень интересно служить в ЮФ»; «Мои товарищи, мои одноклассники в гимназии были в большинстве своем в ЮФ, носили униформу и рассказывали увлекательные вещи о том, чем они там занимаются»[263]. Зачастую молодежь привлекала в Гитлер-югенд нетрадиционность этой организации, ее отличие от привычной культуры и традиций. Она предоставляла возможность «пойти другим путем, нежели консервативным, предписываемым традициями семьи»[264]. Поэтому нередки были случаи тайного вступления в Гитлер-югенд. Применялась, конечно же и прямая агитация в газетах и листовках: «Становитесь национал-социалистами, и, таким образом, Гитлеровской молодежью! Не верьте, что мы осмеиваем чужие особенности. Не верьте, что мы хотим превратить вас в однородную массу. Будьте уверены: те, у кого хватит мужества подчиниться, будут руководить»[265].
С укреплением позиций НСДАП укреплялись и позиции Гитлер-югенд, организация росла, увеличивалось количество ее членов. Деятельность Гитлер-югенд в качестве отдельных групп при местных партийных организациях перестала удовлетворять партийное руководство. Назревала необходимость упорядочивания деятельности Гитлер-югенд, создания жесткой централизованной структуры. В начале тридцатых годов такая структура была построена. Обновленная организация представляла собой пирамиду подчинения, по образцу скаутской, охватывавшую всю Германию. На вершине этой пирамиды стояло особое ведомство, управляющее всей деятельностью организации — Имперское руководство по делам молодежи. В состав руководства входили различные департаменты, руководившие каждый строго определёнными областями молодежной политики: первый департамент занимался делами образования, обеспечения и туризма, второй — вопросами символики, обмундирования и личного состава, третий — связями с имперской службой труда (Reichsarbeitsdienst), вопросами гигиены и благосостояния молодежи, четвертый — представлял собой финансово-административную службу и т. д. Отдельные департаменты были заняты зарубежными и колониальными связями, связями со школами и вузами, поддержанием в должном виде загородных баз и отрядных помещений[266].
Руководителем этого ведомства был назначен Бальдур фон Ширах, получивший должность Имперского руководителя молодежи НСДАП. После прихода НСДАП к власти Руководство получило статус министерства, подчиненного непосредственно Адольфу Гитлеру, а Бальдур фон Ширах стал Имперским руководителем молодежи НСДАП и Руководителем молодежи Германской Империи. Руководитель молодежи Германской Империи стоял «во главе всех юношеских и девичьих объединений молодежи, а также молодежных организаций при объединениях взрослых»[267]. В связи с этим был упразднен возникший к началу тридцатых годов Имперский комитет по делам молодежных союзов, координировавший деятельность почти всех молодежных организаций Германии. Основание новых молодежных организаций требовало санкций руководителя молодежи, и, конечно, их не получало, так как национал-социалисты стремились к достижению монополии на воспитание молодого поколения.
В составе Гитлер-югенд действовали четыре подразделения, активно сотрудничавшие между собой. Два младших из них объединяли детей 10–14 лет: мальчиков — Юнгфольк (ЮФ) (Jung Volk) — Юный народ, девочек — Юнгемэдельн (ЮМ) (Junge Mädeln) — Юные девушки. Старшие юноши 14–18 лет были объединены в собственно Гитлер-югенд, а организация для девушек с 14 лет до 21 года получила название Союз немецких девушек (Bund der deutschen Mädeln), или БДМ (BDM). Продолжалась и усиливалась милитаризация Гитлер-югенд. Внутри отделений для мальчиков и юношей были созданы три группы по интересам: флотская, авиационная и общевойсковая. Для различных отделений организации были разработаны различные программы, учитывающие возраст и пол их членов. Это касалось не только физических нагрузок или длительности походов, но и уровня сложности материалов, изучаемых в рамках «мировоззренческого образования».
Гитлер-югенд развивалась из придатка партийной организации в сложнейший инструмент идеологического воздействия. Когда Гитлер пришел к власти, положение Гитлер-югенд стало практически неуязвимым. Однако в Германии существовали еще и другие многочисленные молодежные организации, составлявшие Гитлер-югенд серьезную конкуренцию. В первую очередь, это была, конечно, католическая молодежь, объединенная вокруг церковных приходов и вокруг партии Центр. К 1932 году в состав католических молодежных организаций входило более 1 000 000 человек[268]. Другим серьезным конкурентом Гитлер-югенд были скаутские организации: атрибутика и методика работы Гитлер-югенд были чрезвычайно схожи со скаутскими, но преимуществом скаутской организации было то, что она, предлагая практически те же элементы и методы привлечения детей, не была перегружена политической идеологией.
С 1933 года национал-социалисты приступили к активной борьбе за монополию на работу с молодежью. Первой жертвой в этой борьбе стал Великогерманский союз молодежи. 23 июня 1933 года было опубликовано распоряжение Руководителя молодежи Германской Империи о роспуске Великогерманского союза. Вместе с ним упразднялись и все входившие в него организации. Прочие организации должны были до 15 июля 1933 года пройти регистрацию в Руководстве по делам молодежи или быть распущенными[269]. Глава Великогерманского союза Адольф фон Трота пытался протестовать против упразднения организации, но не только ничего не добился, а был внесен в список неблагонадежных лиц, не одобряющих политику унификации. Впрочем, роспуск Великогерманского союза не принес ожидавшихся результатов: несмотря на упразднение входивших в него организаций, очень небольшое число их членов стало членами Гитлер-югенд, предпочитая оставаться несоюзной молодежью[270].
Следующим действием стало упразднение молодежных организаций и союзов, связанных с протестантской церковью. В рамках политики унификации А. Гитлер стремился собрать всех немецких протестантов в единую Имперскую церковь. С этой целью пастор — национал-социалист Людвиг Мюллер[271] был назначен 27 сентября 1933 года на пост Имперского епископа. Его задачей стало объединение всех протестантских конфессий Германии с целью оказания поддержки НСДАП. Находясь на этом посту, Людвиг Мюллер заключил с Имперским руководством по делам молодежи соглашение о включении евангелических молодежных союзов в состав Гитлер-югенд. Согласно этому соглашению, молодежные союзы, связанные с протестантской церковью, входя в состав Гитлер-югенд, имели право сохранить свои знамена и знаки различия, но не униформу: «Члены евангелических молодежных союзов, согласно их принадлежности к Гитлер-югенд, носят служебный костюм Гитлер-югенд»[272]. Два вечера в неделю и два воскресенья в месяц отводилось протестантским молодежным организациям под их собственную работу. Все остальное время члены этих организаций должны были быть задействованы в Гитлер-югенд. Спортивные занятия и загородные выезды, походы также осуществлялись только под руководством национал-социалистической организации. К 1936 году такая судьба постигла и все остальные объединения молодежи, от национал-патриотических до марксистских. Они были объявлены врагами национал-социализма и распущены либо включены в состав Гитлер-югенд.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Книги похожие на "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Отзывы читателей о книге "Третий Рейх. Гитлер-югенд", комментарии и мнения людей о произведении.