Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Описание и краткое содержание "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать бесплатно онлайн.
В советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлер-югенда непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлер-югенда нам практически неизвестна.
Книга молодого питерского историка и журналиста Сергея Кормилицына, написанная на основе российских и зарубежных исследований, а также многочисленных материалов из немецких архивов, заполняет этот информационный вакуум.
— профессиональная подготовка. Благодаря многочисленным проектам, осуществлявшимся в сотрудничестве с другими ведомствами, Гитлер-югенд производило социализацию молодого поколения, стремясь достичь поставленной цели: подготовить молодежь к ее будущим обязанностям, к работе на заводах или на земле. Вспомогательные задачи, выполнявшиеся ЮФ и ЮМ, заключавшиеся в сборе вторичного сырья или посильной помощи при сельскохозяйственных работах, не только оказывали воспитательное действие, но и были экономически выгодны государству.
В целом, молодежная политика НСДАП в рамках Гитлер-югенд была направлена на воспитание поколения, идеологически устойчивого к чуждым влияниям, крепкого физически, хорошо подготовленного профессионально и безгранично преданного режиму. Методы работы, применявшиеся при этом, были, по большей части, заимствованы у других молодежных организаций. Вследствие того, что общая идеологизация была свойственна всем проявлениям общественной жизни Третьего Рейха, она не воспринималась молодежью как нечто обременительное. В результате, многие представители нынешнего старшего поколения Германии — те, кому в середине 30-х годов было 10–18 лет, вспоминают годы членства в Гитлер-югенд как время товарищества, увлекательных походов и театральных постановок — и совсем не вспоминают об отрядных вечерах, пронизанных пропагандой. Следует признать, что в общем и целом задачи, поставленные национал-социалистической партией перед молодежной организацией, были выполнены.
Приложение
Мы, молодежь Германии, мы, грядущее поколение, мы, поколение труда и поступка, поднимаем сегодня, в год бесчестия, позора и порабощения нашего народа, в лето 1931-е, правую руку как знак просыпающейся Германии, как торжественное обещание германской молодежи.
Мы, дети войны, созревшие для поступков и познания, разворачиваем знамена, вспоминаем наших отцов и братьев, павших на полях чести за свободную германскую землю.
Мы, принадлежащие к германской расе, те, в чьих жилах течет немецкая кровь, обвиняем! В нарушение закона и права германская молодежь, следующая за Адольфом. Гитлером, подвергается преследованиям, запретам, террору и произволу.
Однако вопреки всему мы всегда будем верны нашему знамени. Мы полны намерения получить наше законное наследие!
Мы требуем: долой выплату дани! Нет лжи о военных долгах! Даешь возвращение украденных у Германии земель! Свободу поднимающемуся народу! Социальную справедливость в духе Адольфа Гитлера — каждому честно трудящемуся рабочему умственного и физического труда!
Мы требуем формирования правительства, которое будет облечено доверием согласно нормам традиционного германского права, получит доверие германского народа и немецкой молодежи! Долой произвол давно обанкротившихся партий! Долой расово чуждое и еврейское влияние на государство, германскую экономику и культуру нашей нации!
Мы, юная гвардия национал-социализма, хотим быть носителями огня германской идеи.
Под знаком свастики, движимые юной кровью нашей чистой расы, будем бороться и побеждать за пространство, хлеб и работу нашей нации.
Молодежь — за нами! Адольф Гитлер ведет нас!
1931
Цит. по: Kloenne A. Jugend im Dritten Reich. Muenchen — Zuerich, 1995. S. 17.
11. ВОСПИТАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ ПАРТИИ
Эффективность воспитательной деятельности национал-социалистов по сей день приводит в изумление педагогов и психологов. Секрет заключается в том, что идеологическая обработка молодежи не ограничивалась школой и Гитлер-югенд: она не прекращалась ни на секунду — дома, во дворе, по дороге из школы. Инструментами для этой работы становились любые, казалось бы, обычные предметы, которые мало у кого повернулся бы язык назвать носителями дополнительной информационной нагрузки. Однако так оно и было. Детские игрушки и школьные учебники, одежда и спортинвентарь — все это служило одной и той же цели: «воспитанию в духе национал-социализма».
Главной задачей этого воспитания являлась тотальная политизация молодежи. Национал-социалисты провозглашали целью своей педагогической деятельности «воспитание активного члена общества», «способного заботиться о сохранении и развитии германского народа, его государства, его культуры, и, в этих рамках, себя самого, как представителя народа»[314], то есть, говоря иначе, способного позаботиться о дальнейшем процветании национал-социалистической системы господства. С этой целью германская молодежь подвергалась мощному идеологическому прессингу, находилась под постоянным воздействием пропаганды.
Воспитание детей начиналось не в школе, а гораздо раньше, еще в раннем детстве. Очень большая роль отводилась досугу и играм детей. Пропаганда не оставляла ребенка в покое ни дома, ни в детских группах Национал-социалистической организации женщин (Nationalsozialistische Frauenschaft). Национал-социалисты делали большую ставку на непрямое влияние на сознание ребенка: одним из инструментов такого влияния были обыкновенные детские игрушки. В первую очередь — самые простые, которые можно было наполнить любым идеологическим содержанием. Например, настольные игры с элементом случайности: ребенок бросает игральную кость, перемещает фишку на столько ходов, сколько очков выпало на гранях кости и по ходу игры подвергается идеологической обработке. Так, настольная игра «Полевые учения Гитлер-югенд» (см. вкладку 1) была для детей до десяти лет рекламой молодежной организации Гитлер-югенд. В ходе игры ребенок активно знакомился с самыми романтизированными элементами деятельности организации: походы, лагерные костры, хоровое пение, спортивные соревнования[315].
Другая настольная игра, сделанная по такому же принципу, «Твоя машина КдФ», показывала заботу партии о народе и рекламировала программу «Народный автомобиль», предложенную партийным руководством (см. вкладку 1). Такая национал-социалистическая организация, как «КдФ» («Kraft durch Freude»), — «Сила через радость»[316], — организовала для немецких рабочих программу приобретения персональных автомобилей. По заявке рабочего, из его заработной платы ежемесячно вычиталась сумма в 5 марок, о чем он получал соответствующую квитанцию. Когда сумма отчисленных денег достигала 990 рейхсмарок, рабочий, предъявив квитанции, мог получить автомобиль[317]. Целью программы была интеграция рабочих в класс мелких собственников. Игра же должна была подготовить детей рабочих к участию в этой программе и оказать опосредованное влияние на родителей, послужить скрытой рекламой. Национал-социалисты в борьбе за власть оценили влияние младшего поколения на родителей[318] теперь пытались снова использовать такого рода психологический подход. Играя, дети должны были узнавать о процедуре покупки «Фольксвагена», учиться основам ухода за машиной и правилам дорожного движения[319]319. Мысль о том, чтобы, став взрослым, приобрести автомобиль, становилась для них абсолютно естественной.
Таким же способом проводилась среди младших детей и пропаганда войны с Англией. Для этого была разработана настольная игра с кубиками и фигурками «Мы завоевываем Англию». Игрок получал роль командира подводной лодки или самолета. Цель игры — уничтожить английский флот. Выигрывал тот, кому удавалось потопить больше кораблей противника, или, как вариант, потопить суда большего водоизмещения[320]. Не меньшей популярностью пользовалась и, как значилось в рекламных проспектах, «замечательная забава для детей и взрослых» — игра «Выгони евреев!». Суть заключалась в том, чтобы как можно быстрее изгнать из стен нарисованного города цветные фигурки, выполненные в форме еврейских ермолок. Условия гласили: «Если вам удалось прогнать шестерых евреев, вы одержали чистую победу»[321].
Тех, кто родился и вырос в Советском Союзе, подобными тоталитарными затеями не удивишь. И у нас была масса настольных игр, персонажами которых были пионеры, «тимуровцы» и т. д. В 70-е годы в одном из детских журналов вышла игра «Помоги Ленину добраться до Смольного». Бросая кубики и двигая фишки, малыши должны были соревноваться — кто быстрее и более безопасным путем проведет Ильича через переполненный вражескими патрулями город в штаб революции. Вообще, использование настольных игр как инструмента пропагандистского воздействия является универсальным способом пропаганды системы ценностей великодержавного истеблишмента, притом не только в тоталитарных государствах. Сегодня на смену им пришли игры компьютерные. Достаточно вспомнить хотя бы не так давно появившуюся в США «стрелялку» — «Убей Бен Ладена» или «стратегии», воспроизводящие реалии войсковых операций «Буря в пустыне» и «Шок и трепет».
Носителями пропагандистских задач могли оказаться и более банальные игрушки. Например, кукольный домик или игрушечный автомобиль, представлявший собой действующую модель лимузина, в котором по праздничным дням выезжал сам вождь (см. вкладку 1). Механизм лимузина приводился в действие при помощи пружины, небольшой аккумулятор давал энергию для светящихся фар, но главное было не это: в автомобиле, в сопровождении двух членов партии и шофера в униформе СС, был изображен сам Гитлер. Фигура Гитлера была выполнена с подвижной правой рукой, которую можно было зафиксировать в римском приветствии[322]. Эта игрушка, выпуск которой был приурочен к очередному партийному съезду, должна была сделать вождя еще более близким и родным для каждого ребенка. Что же касается кукольного домика, то он представлял собой достаточно точное изображение идеальной, в представлении домохозяйки 30-х годов, квартиры (см. вкладку 1). Отличие заключалось лишь в том, что все три помещения, воспроизведенных игрушкой, были переполнены нацистской символикой и связанными с ней изображениями. Даже на кухне обои были украшены изображениями сцен из жизни Гитлер-югенд и БДМ[323].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Книги похожие на "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Отзывы читателей о книге "Третий Рейх. Гитлер-югенд", комментарии и мнения людей о произведении.