Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Описание и краткое содержание "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать бесплатно онлайн.
В советской и восточно-европейской историографии темы молодежной политики Третьего Рейха всегда обходились стороной. Слишком уж бросалось в глаза сходство между практикой Третьего Рейха и реалиями молодежной политики социалистического лагеря. Не только цели, методы и инструменты идеологической обработки, при помощи которых шлифовались незрелые детские умы, но даже атрибуты Гитлер-югенда непременно ассоциировались с пионерской организацией и ВЛКСМ. Любой намек на сходство этих молодежных организаций пресекался немедленно, поэтому сегодня история Гитлер-югенда нам практически неизвестна.
Книга молодого питерского историка и журналиста Сергея Кормилицына, написанная на основе российских и зарубежных исследований, а также многочисленных материалов из немецких архивов, заполняет этот информационный вакуум.
Были в подобном летнем отдыхе и черты, независимые от собственно нацистской идеологии и пропаганды. Молодежь получала возможность полноценного отдыха, насыщенного спортивными занятиями, а также проходила воспитание, направленное на создание национальной общности, ответственности перед обществом, дисциплины. Помимо этого, лагеря летнего отдыха позволяли выполнить еще одну задачу: формировали у молодежи бесклассовое сознание, ощущения равенства, то есть внедряли то, чего стремился достичь в скаутском движении лорд Баден-Пауэлл. Лагеря Гитлер-югенд играли, таким образом, немаловажную воспитательную роль, безотносительно к целям национал-социалистов.
Одной из задач, которые ставило перед собой Имперское руководство по делам молодежи, была подготовка молодежи «для выполнения ее будущих обязанностей». Выполнению задачи должно было служить «Имперское профессиональное соревнование», учрежденное национал-социалистами в 1934 году. Идея была проста: члены Гитлер-югенд работали на многих предприятиях Германии. Руководство Гитлер-югенд призвало их включиться в соревнование по продуктивности и качеству работы. Руководить соревнованием должен был заместитель Бальдура фон Шираха, — Артур Аксманн[301]. Соревнование было поддержано Имперским правительством и Германским Рабочим фронтом. Победителей соревнования приветствовали как олимпийских чемпионов, приглашали 1 мая[302] в Берлин на встречу с вождем. Число участников соревнования постоянно росло, в 1934 году в нем приняло участие более 500 000 человек, к 1939-му их число уже достигло 3 500 000[303].
Под конец, участие в этом проекте Гитлер-югенд стало обязательным. Усилиями Имперского руководства по делам молодежи вся работающая германская молодежь была, таким образом, поставлена на службу государству. Младшие же отделения Гитлер-югенд привлекались к сбору вторичного сырья. Кампания по сбору макулатуры, костей, вышедших из употребления монет, олова (станиоля) развернулась в Германии с 1937 года[304]. Позже, уже в годы войны, ЮФ и ЮМ привлекались к сбору теплых вещей для Германской армии, увязшей на Восточном фронте. Эти кампании Гитлер-югенд расценивались руководством Рейха абсолютно серьезно и получали всемерную поддержку.
Еще один проект, осуществлявшийся Имперским руководством по делам молодежи, получил название «Вера и красота». Основная идея заключалась в подготовке девушек из БДМ к будущей Профессиональной деятельности и семейной жизни. Проект охватывал всех входивших в БДМ девушек в возрасте от 17 лет до 21 года. В цели проекта входило дополнительное физическое воспитание и спортивная подготовка девушек и своеобразный сексуальный ликбез в сочетании с формированием навыков по уходу за ребенком. Дополнительной целью проекта было возрождение пасторального образа жизни древнегерманских предков, в духе идеи «Земля и кровь»[305]: девушки, вне зависимости от происхождения и места жительства, должны были освоить умения, необходимые для крестьянской жизни, научиться обращению с домашним скотом, раскрою и шитью одежды, приготовлению простой пищи. Для этого вводились также дополнительные занятия домоводством[306].
Законодательной базой для осуществления проекта послужило распоряжение Германа Геринга, вступившее в законную силу с 1 марта 1938 года, согласно которому ни одна незамужняя женщина в возрасте до 25 лет не имела права работать на государственных или частных предприятиях и в конторах в качестве служащей, если она не прошла минимум одногодичной сельской практики. Это же распоряжение закрывало сельским жительницам путь трудоустройства в городах[307].
Сходная программа с теми же целями формирования нового крестьянства была предусмотрена и для юношей — членов Гитлер-югенд. Это был так называемый «Сельский год», представлявший собой годичную практику в сельской местности для выпускников «народной школы». В ходе практики они должны были получить навыки крестьянской жизни в тех областях Германии, где сельское хозяйство было особенно развито. Из прошедших подобную практику руководство НСДАП предполагало создать нечто, напоминающее сословие казаков в России, — сообщество крестьян, живущих по границам Рейха и способных с оружием в руках охранять его границы[308]. Оба проекта отличались тем, что, кроме освоения крестьянской деятельности, молодежь получала также широкий пласт историко-культурных и этнографических знаний, связанных с сельской обрядовостью, поверьями и приметами, образом жизни предков. Так как проекты осуществлялись при участии СС, неудивительно, что в них присутствовали элементы не только этнографии, но и оккультизма: возрождались языческие обряды и верования, связанные, например, с плодородием земли.
«Будущие обязанности», к выполнению которых Гитлер-югенд стремилась подготовить молодежь, не ограничивались обязанностями профессиональными. Молодежь следовало подготовить и к руководящей работе на разных уровнях власти. В работе Гитлер-югенд широко использовался заложенный еще в скаутском движении принцип: молодежью должна руководить молодежь. Поэтому прилагались значительные усилия для того, чтобы выделить из общей массы тех, кто обладал лидерскими наклонностями, обучить их, дать им навыки руководящей работы. Для этого была организована система школ повышения квалификации лидеров Гитлер-югенд. Начальный этап карьеры закладывался на местах: проводились семинары, помогающие молодым лидерам Гитлер-югенд освоиться со все возрастающим грузом ответственности, приобрести необходимые умения[309], регулярно проводились полевые сборы для руководителей младшего звена. Такая практика, кстати, также была заимствована у скаутов, проводящих полевые выезды «Курсов для вожаков».
Затем, для продолжения карьеры, необходимо было пройти курс подготовки в Имперской школе Гитлер-югенд в Потсдаме. Далее следовала целая сеть школ переподготовки руководителей, завершающаяся созданной 20 апреля 1939 года Академией молодежного лидерства в Брауншвейге. Система таких школ была высокоэффективным средством выявления лидеров и воспитания партийных функционеров, соперничающим с АХШ и НПЕА. В 1938 году ею было выпущено 40 839 новоиспеченных руководителей[310]. (См. схему 10.) Таким образом, служебную карьеру в Третьем Рейхе можно было начать еще в Гитлер-югенд, и продолжить в партии. Национал-социалистическое государство представляло собой пирамиду власти, в которой каждый, обладающий задатками руководителя, мог найти для себя место. Мало того, национал-социалисты активно поощряли развитие таких задатков, заявляя, что «целью программы повышения квалификации руководителей является создание как можно большего числа руководителей и руководительниц»[311].
Итак, подводя итог сказанному, можно перечислить следующие направления воспитательной работы Гитлер-югенд:
— спортивное воспитание. Спортивная подготовка обеспечивала Рейх отлично подготовленными будущими солдатами, обладающими всеми необходимыми физическими данными, позволяла поддерживать народное здоровье на высоком уровне. Благодаря деятельности Гитлер-югенд, в тридцатых годах Германию охватила мода быть здоровым, мода на спорт;
— военное воспитание. Грамотно поставленное военное воспитание превращало немецкую молодежь в неоценимый и многочисленный резерв вооруженных сил. Приобретая в лагерях военного обучения и во время полевых военизированных выездов необходимые навыки, члены Гитлер-югенд заметно экономили армии время и средства на подготовку новобранцев;
— идеологическое воспитание. Единообразное и централизованное идеологическое и политическое воспитание юношей и девушек обеспечивало НСДАП всемерную поддержку со стороны молодежи, формировало восторгавшую Й. Геббельса не рассуждающую послушную массу[312]. Целям идеологического воспитания служили не только отрядные вечера и лагеря Гитлер-югенд, но и лагеря KЛB, и вся система школьного образования. В результате охватывавшего всю жизнь молодежи пропагандистского воздействия, Гитлер-югенд становилась кадровой базой для НСДАП. По достижении 18 лет каждый желающий член Гитлер-югенд мог стать членом партии[313];
— подготовка руководящего состава. Благодаря выделению лиц с лидерскими наклонностями, руководство Третьего Рейха могло подготовить себе смену и оценить ее в деле. В воспитательном плане такое положение вещей также играло немалую роль: членство в Гитлер-югенд оказывалось не бессмысленным, но являлось, в случае приложения некоторых усилий, базой для карьеры. Следовательно, молодежь с большим энтузиазмом относилась к работе в составе организации. Кроме того, это позволяло с большой эффективностью включать молодежь в структуру национал-социалистического государства (см. схему 11);
— профессиональная подготовка. Благодаря многочисленным проектам, осуществлявшимся в сотрудничестве с другими ведомствами, Гитлер-югенд производило социализацию молодого поколения, стремясь достичь поставленной цели: подготовить молодежь к ее будущим обязанностям, к работе на заводах или на земле. Вспомогательные задачи, выполнявшиеся ЮФ и ЮМ, заключавшиеся в сборе вторичного сырья или посильной помощи при сельскохозяйственных работах, не только оказывали воспитательное действие, но и были экономически выгодны государству.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Книги похожие на "Третий Рейх. Гитлер-югенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кормилицын - Третий Рейх. Гитлер-югенд"
Отзывы читателей о книге "Третий Рейх. Гитлер-югенд", комментарии и мнения людей о произведении.