Карен Свасьян - Становление европейской науки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Становление европейской науки"
Описание и краткое содержание "Становление европейской науки" читать бесплатно онлайн.
Первая часть книги "Становление европейской науки" посвящена истории общеевропейской культуры, причем в моментах, казалось бы, наиболее отдаленных от непосредственного феномена самой науки. По мнению автора, "все злоключения науки начались с того, что ее отделили от искусства, вытравляя из нее все личностное…". Вторая часть исследования посвящена собственно науке.
219
Г.Кречмар, История оперы, ук. соч., с. 152.
220
«Все просвещенные люди знают, какой вред принес Ришелье литературе основанием Французской Академии. Этот величайший из деспотов изобрел десяток других еще столь же сильных средств, чтобы лишить французов древней галльской энергии и скрыть под цветами цепи, которые он на них наложил». Стендаль, Расин и Шекспир, Собр. соч. в 15 тт., т. 7, М., 1959, с. 110–11.
221
Характернейшая тенденция музыкальной культуры Барокко от Габриели и Монтеверди до Генриха Шютца. См. F.Blume. Barock. In: Epochen der Musikgeschichte 3. Aufl., Kassel, 1977, S. 199. Как тут не вспомнить рычание Бетховена в связи с его скрипичным концертом, на который «технически» пожаловался один знаменитый скрипач: «Полагает он, что я о его несчастной скрипчонке забочусь, когда дух говорит во мне»!
222
«puisque Dieu nous a fait l’honneur de nous créer à son image etc».Bossuet, Sermons choisis, Paris, 1879, p. 173–74. Каким-то инфантильным лепетом в этом смысле кажутся все аргументы «научного атеизма» на фоне одной-единственной кокетливой реплики г-жи де Севинье: «Comment peut on aimer Dieu quand on n’en entend pas bien parler?» (Как можно любить Бога, когда не услышишь от Него ни одного изысканного выражения?). Ну чем же не «дезонтологический контраргумент»! Малерб на смертном одре успел-таки перебить исповедника, неуклюже перечисляющего ему загробные льготы: «Довольно! Оставим это! Ваш дурной стиль внушает мне отвращение!»
223
K.Toth, Weib und Rokoko in Frankreich, Zürich-Leipzig-Wien, 1924, S. 141
224
L.S.Mercier, Tableau de Paris, t. 2, Paris, 1994, p. 1071–73.
225
Только в 1777 году полиция запретила этот обычай. См. Franklin, La vie privée d’autrefois. L’hygiène, Paris, 1890, passim.
226
По мнению Зомбарта, начало гигиенической революции восходит к придворным куртизанкам. W.Sombart, Liebe, Luxus und Kapitalismus, Berlin, 1983, S. 81.
227
L.S.Mercier, Tableau de Paris, t. 1, op. cit., p. 1088.
228
Два наугад подобранных свидетельства с обоих концов, Жак из «Как вам это понравится»: «All the world’s a stage and all the men and women merely players» (II, 7). Епископ Боссюэ: «Le monde est une comédie qui se joue en différentes scènes» (Sermons choisis, p. 519).
229
Elias Canetti, Masse und Macht, Frankfurt/Main, 1986, S. 187f.
230
J.Milton, On the Freedom of the Press. In: The Portable Age of Reason. Reader, ed. by Crane Brinton, Penguin Books, 1977, p. 134–136. Ср. Stopford A.Brooke, Milton, London, 1879, p. 45–46.
231
Эта мысль красной нитью пронизывает всю идеологию так называемой немецкой консервативной революции, от Мёллера ван ден Брука до Шпенглера. См. A.Mohler, Die konservative Revolution, Stuttgart, 1950.
232
См. Арн. Тойнби, Промышленный переворот в Англии, М., 1924, с. 74.
233
Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры, М., 1978, с. 168.
234
Correspondance inédite de l’abbé Galiani, t. 2, op. cit., p. 244.
235
Подборка соответствующих цитат у Зомбарта. См. W.Sombart, Vom Menschen, Berlin, 1938, S. 149–151.
236
В «Новом Органоне» (1620) и спустя три года в сочинении «De dignitate et augmentis scientiarum».
237
Ср. E.Cassirer, Die Antike und die Entstehung der exakten Wissenschaft. Kleinere Schriften, op. cit., S. 11–12.
238
J.Jolivet, La philosophie médiévale en Occident, op. cit., p. 1314.
239
Pascal, Pensées, op. cit., n. 184.
240
Ближе об этом см.:G.N.Clark, The Seventeenth Century, op. cit., p. 323f.H.Bremond, Histoire litéraire du sentiment religieux en France, t. 1, Paris, 1916, p. 289ff.
241
Sainte-Beuve, Por-Royal, t. 3, op. cit., p. 140.
242
Нам предстоит еще вернуться к этому вопросу ниже.
243
O.Spengler, Der Untergang des Abendlandes, Bd. 2, S. 371.
244
Курсив мой . Кант, Критика чистого разума. Соч. в шести томах, т. 3, М., 1964, с. 85–86.
245
И.Пригожин, И.Стенгерс, Порядок из хаоса, М., 1986, с. 84.
246
См. Michelet, La sorcière, Paris, 1955, p. 32.
247
Кант, Критика чистого разума, ук. соч., с. 88.
248
Сюда: Soldan-Heppe, Geschichte der Hexenprozesse, Bd. 1, Berlin, 1911, S. 339–386.R.Gagey, Satan et l’Amour, Paris, s. a., p. 40–48.R.Villeneuve, L’univers diabolique, Paris, 1972, p. 301–322.R.Mandrou, Magistrats et sorciers en France au XVIIesiècle, Paris, 1968, passim.
249
См. об этом прекрасное исследование И. В. Попова «Личность и учение блаженного Августина», Сергиев Посад, 1917. Андрей Белый в «Кризисе мысли» так обобщает этот случай: «Характерный пример, как экстазы, пути посвящения, трагедии жизни с невероятною трудностью в ряде столетий, чрез головы лучших, чистейших, святейших людей образовали рассудочность мысли, гуляющей в ряде брошюр, популярных трактатов, учебников логики, усвоение которых доступно любому из нас». А.Белый, На перевале, Берлин, 1923, с. 94.
250
И, может, в большей степени значимо это в отношении просветленного плотиновского косноязычия!
251
«Некое высшее существо… дочь Творца, царица всего сущего, благороднейшая и прекраснейшая Философия». Пир, II, XII. См . Данте, Малые произведения, ук. соч., с. 154.
252
«What’s the big idea?» — «Это еще что за глупость?» — вполне расхожий оборот английской разговорной лексики.«Идеальное»(ideal) точнее всего переводится с этого языка как «нереальное».
253
Locke, An Essay concerning Human Understanding, Oxford, 1975, S. 372.
254
Ibid., p. 104.
255
«Children,Ideots,Savages,illiterate People,mad Men and a great part of Mankind».Ibid., p. 49–65.
256
Это уже совсем по-шекспировски: «We are such stuff as dreams are made, and our little life is rounded with a sleep». Буря, IV. 1.
257
Pascal, Pensées, op. cit., n. 335.
258
Чем этот Бог единственно мог быть, так это козырным понятием, которым философы Нового времени полагали перекозырять свои апории. Любопытно, что философ Декарт решает, чтό может и чего не может Бог. Вдвойне любопытно, что он в то же время считает вполне уместным опереться на онтологический аргумент, согласно которому всесовершенство и всемогущество Бога включают также его бытие. Первая попавшаяся школьно-логическая лиса напомнила бы «отцу рационализма», что, признавая за Всемогущим умение быть, нелепо и бестактно же отказывать ему в такой мелочи, как умение быть обманщиком. Да и что за это Бог, который лишь оттого не может обманывать, что философ Декарт хочет оказаться прав!
259
Ср. Густав Шпет, Философия Джоберти. «Мысль и слово», 1, М., 1917, с. 350.
260
Здесь непреходящее значение Давида Юма, этого обязательного искусителя всякого мыслящего человека, вознамерившегося мыслить собственным, а не чужим умом.
261
«Словно бы до него никогда никто не философствовал», — замечает Шеллинг. Schelling, Zur Geschichte der neueren Philosophie, Leipzig, 1975, S. 21.
262
Вот в каких «картезиански» ясных выражениях потешается над этим тезисом Поль Валери: «Никому не приходит и не может прийти в голову сказать: „Я существую“, разве что если его принимают за мертвого и он вынужден опровергнуть это; можно было бы сказать на худой конец: Я жив. Но и для этого достаточно было бы издать звук или слегка шевельнуться».Paul Valéry, Une vue de Descartes, Oeuvres, t. I, Paris, 1957, p. 825.
263
Наконец, после стольких усилий остричь индивидуальную мысль под общую гребенку божественно-универсального разума, могло быть сказано такое: «Мое намерение не в том, чтобы преподать метод, которому должен следовать каждый, стремясь управлять своим умом, а в том лишь, чтобы наглядно показать, каким образом сам я постарался управлять собственным».Descartes, Oeuvres complètes, éd. V. Cousin, t. I, Paris, 1824, p. 124.
264
См. Фонтенель, Свободное рассуждение о древних и новых. В кн.: «Спор о древних и новых», М., 1985, с. 256.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Становление европейской науки"
Книги похожие на "Становление европейской науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карен Свасьян - Становление европейской науки"
Отзывы читателей о книге "Становление европейской науки", комментарии и мнения людей о произведении.