Карен Свасьян - Становление европейской науки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Становление европейской науки"
Описание и краткое содержание "Становление европейской науки" читать бесплатно онлайн.
Первая часть книги "Становление европейской науки" посвящена истории общеевропейской культуры, причем в моментах, казалось бы, наиболее отдаленных от непосредственного феномена самой науки. По мнению автора, "все злоключения науки начались с того, что ее отделили от искусства, вытравляя из нее все личностное…". Вторая часть исследования посвящена собственно науке.
Ровно через тысячелетие после Восьмого Константинопольского собора научным — на этот раз — вердиктом будет упразднена, наконец, и «душа». Лозунг Ф.А.Ланге «Психология без души» подведет итоги прямым устранением этого призрака, мешающего экспериментатору экспериментировать, а психиатру — лечить.
78
См. Н.Кареев, История Западной Европы в Новое время, т. 1, СПб., 1904, с. 214–15.
79
Ангел Силезский спустя 17 веков повторит это в следующих строках: «Das Kreuz auf Golgatha kann dich nicht von dem Bösen, wo es nicht auch in dir wird aufgericht’t, erlösen» (Крест на Голгофе не может спасти тебя от зла, если он не будет воздвигнут и в тебе самом).
80
О Павле прекрасная книга Э. Бока. E.Bock, Paulus. Urchristentum, IV, Stuttgart, 1954.
81
Не путать с ясперсовским концептом!
82
Городские ворота, к которым было прибито его тело, вернее, содранная кожа, набитая сеном, сохранили в веках название Врата Мани. F.C.Burkitt, The Religion of the Manichees, N.Y., 1978, p. 5.
83
Тем более что в роли трансплантатора выступало несториански ориентированное христианство. См. J.Labourt, Le Christianisme dans l’empire perse sous la dynastie sassanide, Paris, 1904.
84
356-323 — время жизни Александра, 331–363 — Юлиана.
85
Крайняя скудность источников — после опустошительных походов Тимура на Ближний Восток в XIV веке — определяет почти маргинальный характер этой темы в официальной историографии. Тем символичнее разыгрываются её действительные судьбы: уничтожение «документов» в целях полного incognito. Из доступных мне работ, кроме многочисленных указаний в лекциях Рудольфа Штейнера, см. S.von Gleich, Geistesgeschichtliche Entwicklungslinien im Hinblick auf den Impuls von Gondischapur, Stuttgart, 1966.H.Schöffler, Die Akademie von Gondischapur. Aristoteles auf dem Wege in den Orient, Stuttgart, 1980.
86
A.von Kremer, Kulturgeschichte des Orients unter den Kalifen, Bd. 1, Wien, 1875, S. 295.
87
Поучительно было бы разглядеть в этом пункте родство Бэкона с… Мальбраншем!
88
«Сказка, рассказанная идиотом». (Макбет, V, 5).
89
Шпенглеру пришлось с особым удовольствием отметить этот играющий ему на руку факт: «Следовало бы написать однажды историю „трех Аристотелей“, греческого, арабского и готического, не имеющих между собой ни одного общего понятия, ни одной общей мысли».O.Spengler, Der Untergang des Abendlandes, Bd. 2, München, 1924, S. 67.
90
См. Э.Ренан, Аверроэс и аверроизм. Собр. соч. в 12 тт., т. 8. с. 38. Х. Л. Борхес посвятил этой нелепости изящный рассказ «Поиски Аверроэса». Х.Л.Борхес, Проза разных лет, М., 1984, с. 155–60.
91
«Free crossing obliterates characters» — Дарвин.
92
«Название этой школы, — замечает о неоплатонизме А. Ф. Лосев, — вполне условно, поскольку досократики, Аристотель и стоики сказались в ней нисколько не меньше Платона». А.Ф.Лосев, Эстетика Возрождения, М., 1978, с. 83.
93
H.Corbin, Histoire de la philosophie islamique, Paris. 1964, p. 34.
94
В дополнение к анализу М. Фуко, сводящего это различие к эротической себетождественности Востока и западной тенденции выудить словесную правду о сексуальности (исповедь, психоанализ). См. M.Foucault, Histoire de la sexualité, v. 1. La volonté de savoir, Paris, 1976, p. 66–94.
95
Эту маску не снимет с себя впредь ни один из последователей «Аристу»!
96
См. R.Steiner, Die Rätsel der Philosophie, Bd. 1, Dornach, 1974, S. 72. Сказанное не относится к более позднему и преимущественно теологическому ракурсу мысли Августина с её трагически противоречивой раздвоенностью и срывом в «общеобязательное». Вдохновенный индивидуалист, раскачивающий подчас мысль на более чем тысячелетие вперед, он сподобился-таки отнять её у индивидуума и завещать все права на нее церковно-догматическому авторитету. В истории мысли едва ли сыщется аналог столь невероятных превращений: начать почти Савлом, стать почти Павлом и кончить почти Победоносцевым!
97
Э.Ренан, Аверроэс и аверроизм, цит. соч., с. 84–85.
98
Семь европейских столетий. На самом Востоке это произошло бы гораздо раньше. Шёффлер ретрогностирует: «Во второй половине XIII века мусульманская сторона уже обладала бы ракетами и торпедами, прежде чем в Брейсгау был бы по слухам изобретен порох».H.Schöffler, Die Akademie von Gondischapur, op. cit., S. 118. Коньюнктив требует уточнения. «Несомненно, что арабы во второй половине XIII века в состоянии употреблять порох как метательное взрывчатое вещество для ракет. В военном трактате Хассана ар-Раммах и других аналогичных сочинениях того времени чадит взрывчатками и огнестрельными орудиями, „самодвижущимися и возгорающимися яйцами“, которые „вырываются наружу, изрыгая пламя“, и производя „шум, как гром“, первыми ракето носными торпедами…»S.Hunke, Allahs Sonne über dem Abendland. Unser arabisches Erbe, Stuttgart-Zürich-Salzburg, 1960, S. 36f. В 1325, 1331, 1342 гг. пушечные орудия арабов гремят уже при Базе, Аликанте и Алгесирасе; им обязаны англичане своей победой над французами при Креси в 1346 году.
99
S.Hunke, Allahs Sonne über dem Abendland. op. cit., S. 111
100
По Ренану, «арабские философы занимали среди своих соотечественников приблизительно такое же место, как вольнодумцыXVIII века». Э.Ренан, Аверроэс и аверроизм, цит. соч., с. 103.
101
См. Э.Леви-Провансаль, Арабская культура в Испании, М., 1967, с. 41.
102
R.Steiner, Die Polarität von Dauer und Entwickelung im Menschenleben. Die kosmische Vorgeschichte der Menschhelt, Dornach, 1968, S. 283. Здесь же (с. 276-99) вскрытие исторической роли Академии Гондишапура.
103
R.Steiner, Goethes Naturwissenschaftliche Schriften, Freiburg i. Br., 1949, S. 163.
104
См. Hefele, Konziliengeschichte, Bd. 4, S. 629. Это «чудачество» навсегда останется тайной пружиной германской истории, которую не раз отметят «реальные» историки. «Для того, чтобы приобрести всемирное господство, — пишет Дж. Брайс, — Германия пожертвовала собственным политическим существованием». Дж.Брайс. Священная Римская империя, М., 1891, с. 169.
105
J.Jolivet, La philosophie médiévale en Occident. In: Histoire de la philosophie I, Encyclopédie de la Pléiade, Paris, 1966, p. 1276.
106
Не в том смысле, что она вообще отсутствовала до этого — с Х века в Испании уже переводились труды по математике и астрономии, — а в смысле универсальности предстоящей задачи.
107
См. A.Murrey, Reason and Society in the Middle Ages, Oxford, 1978, p. 263–65.
108
«Этот сельский житель, — говорит о Бернарде Жак Лё Гофф, — оставшийся феодалом и прежде всего военным, был просто неспособен понять городскую intelligentzia».J.Le Goff, Les intellectuels au Moyen Age, Paris, 1957, p. 49.
109
J.Le Goff, op. cit., p. 28.
110
Ближе на эту тему см. H.Denifle, Die Entstehung der Universitäten des Mittelalters bis 1400, Bd. 1, Berlin, 1885.H.Rashdall’The Universities of Europe in the Middle Ages, v. 1, Oxford, 1936,J.Le Goff, Les intellectuels au Moyen Age, op. cit.Н.Суворов, Средневековые университеты, М., 1898.
111
Ср. A.Murray, op. cit., p. 283–87. Тройственную власть прекрасно характеризует Э. Жильсон: «Мы говорили без колебаний: Средние века — это Папа и Император; наученные Данте, мы говорим отныне: Папа, Император и Аристотель.»E.Gilson, Dante et la Philosophie, Paris 1953, p. 147.
112
Ибсен. Строитель Сольнес.
113
Данте, Малые произведения, М., 1968, с. 274.
114
«Голод и нужду претерпевает толпа школяров» — из голиардик XII века. См . О.А.Добиаш-Рождественская, Коллизии во французском обществе XII–XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи. «Культура западноевропейского Средневековья», М., 1987, с. 121.
115
J.Le Goff, Les intellectuels au Moyen Age, op. cit., p. 67.
116
О.А.Добиаш-Рождественская, цит. соч., с. 126. Ср . Н.Суворов, Средневековые университеты, с. 218–19.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Становление европейской науки"
Книги похожие на "Становление европейской науки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карен Свасьян - Становление европейской науки"
Отзывы читателей о книге "Становление европейской науки", комментарии и мнения людей о произведении.