Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"
Описание и краткое содержание "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать бесплатно онлайн.
Книга известного петербургского ученого В.Л. Вихновича посвящена жизни и трудам последнего иудейского царя Ирода Великого (73-4 гг. до н.э.), имя которого в связи с упоминанием в евангельском предании казалось бы неразрывно связано с негативной характеристикой: «царь-злодей». Реальная же судьба исторического царя Ирода поистине уникальна. При его правлении Иудейское царство достигло вершин иудейско-еврейской государственности, превзойдя библейские царства Давида и Соломона. В результате искусного правления Ироду удалось невозможное — соединить несоединимое: оставаясь иудеем, для внешнего мира он стал римским аристократом, имеющим право носить почетное имя Юлий — родовое имя Цезаря и Октавиана Августа; будучи покровителем и финансовым спонсором всех сторон эллинистической культуры, он был выбран почетным пожизненным судьёй Олимпийских игр… Если учесть, что основой европейской цивилизации является греческая мудрость, римский порядок и иудейский религиозный дух, то царь иудейский Ирод может считаться первым Европейцем,органически соединившим все три составляющие этих культур.
Это издание будет интересно не только ученым, занимающимся историей и идеологией Древнего мира, но и самому широкому кругу читателей. Автор предлагает задуматься над соблазном абсолютной власти, над природой религиозных и политических конфликтов в Израиле рубежа эр, над условиями, в которых возникало христианство, над универсальностью и актуальностью различных моделей развития общества.
Надо сказать, что Октавиан действовал вполне рационально, поскольку понимал значение Иудеи как пограничной территории и заслона на пути набегов обитателей пустыни на восточные границы империи. Ирод же в недавней войне доказал умение обуздывать своих подданных и поддерживать порядок и стабильность на подвластной ему территории. Такой политики Октавиан придерживался и в других местах, например, он утвердил права ранее назначенных Антонием правителей — Архелая в Каппадокии и Полемона в Понте. Разумеется, рассчитывал он и на содействие Ирода в снабжении своих войск всем необходимым во время нелегкого похода в Египет, в чём не ошибся.
Нельзя не отметить один эпизод, который, по нашему мнению, объективно положительно характеризует иудейского царя. Речь идет о судьбе некоего Алексаса (Александра) из Лаодикеи. Этот Алексас, один из ближайших советников Антония, стал сильнейшим орудием Клеопатры, ревностно и злобно настраивая по её заданию Антония против Октавиана. Посланный Антонием отговорить Ирода от примирения с Октавианом, этот Алексас вместе с Иродом также осмелился явиться на Родос к Октавиану. Знавший о его коварстве Октавиан немедленно приказал его казнить. При этом надо отметить, что Ирод счёл возможным ходатайствовать, правда, безуспешно, о пощаде чуждого человека, к тому же явного интригана, хотя он сам едва сумел избежать смертельной опасности.
После этого, как пишет Иосиф, он торжественно вернулся в Иерусалим «с большим почётом и большей уверенностью, чем крайне поразил всех, кто ожидал совершенно обратной развязки. Народу казалось, что царь, по милости Предвечного, всегда выходит из опасности лишь с большим и новым блеском»{158}.
Очередное чудо укрепило его власть и авторитет среди иудеев и язычников. Сам же царь не терял времени и стал энергично готовиться к встрече войска Октавиана, двинувшегося в последний решающий поход из Сирии в Египет. В Птолемаиде он лично торжественно приветствовал нового Цезаря, в изобилии снабдил войско всеми необходимыми припасами. Ирод действовал настолько успешно и активно при организации трудного перехода по пустынным и безводным местностям, что вскоре превратился в одного из ближайших советников Октавиана. Он лично ехал верхом рядом с новым владыкой Рима в сопровождении личной свиты из 150 роскошно одетых и богато вооруженных всадников. Более того, Ирод в качестве подарка вручил Октавиану огромную сумму денег в 800 талантов, чем явно, по мнению многих, превысил достаточно скромные возможности своего царства. Как известно, поход в Египет скоро завершился массовым переходом сторонников Антония на сторону его противника, Антоний и Клеопатра погибли, а Египет со всеми его богатствами стал владением Цезаря. Надо сказать, что Октавиан показал себя государственным деятелем, сумевшим оценить достоинства Ирода как верного и надёжного сотрудника. Ещё находясь в Египте, он в качестве почётного дара преподнёс ему четыреста галлов, составлявших отряд личных телохранителей Клеопатры. Но что, конечно, несравненно более важно, он возвращает ему все отнятые у него Клеопатрой области и дополнительно включает в границы его царства города Гадер, Гиппон, Самарию, а также исключительно важные города приморской полосы — Газу, Антедот, Яффу и Стратонову Башню (будущая Кесария Приморская). Таким образом границы Иудейского царства Ирода приблизились к пределам царства Хасмонеев. Явно окрыленный таким успехом Ирод сопровождал Октавиана до столицы провинции Сирии — Антиохии.
Но чем лучше его были его внешние успехи, тем более трагические испытания ожидали его дома, в семье. Давно назревавший конфликт с уцелевшими Хасмонеями — женой Мариамной и её матерью приближался к окончательной развязке.
Рассказ Иосифа Флавия о разыгравшейся семейной трагедии, по справедливому замечанию Шалита, напоминает больше литературно сочинённый античный роман, чем реальное изложение фактов, хотя начало было истинным: «Любил он Мариамну действительно так сильно, как никто другой, о котором повествует история» (ИД. Т. 2. С. 158). Это было необычно в античном мире, особенно в среде римской аристократии, даже в семье императоров, где брачные союзы заключались, как правило, по династическим и политическим соображениям. Но, разумеется, заключение Мариамны и её матери Александры отдельно от остальной семьи Ирода в замке Александрион перед визитом царя на остров Родос сразу же возбудило подозрения у женщин, что это очень похоже на арест. Мариамна помнила аналогичный случай перед опасным визитом Ирода к Антонию и тайный приказ умертвить её в случае гибели его самого. Подозревая самое худшее, она всячески постаралась склонить к себе стражу и самого Соэма. Сначала он не поддавался уговорам, но, как полагает Иосиф, ожидая гибели Ирода и возвышения охраняемых дам, Соэм сообщил о тайном приказе Ирода.
Мариамна была разгневана до крайней степени и по возвращении царя прямо и открыто высказала ему, что скорее скорбит о его благополучном возвращении, чем радуется его успехам. Настроение царя ещё больше ухудшилось после слов ненависти сестры Саломеи и матери Кипры, направленных против Мариамны. Однако волна гнева против жены сменялись чувством страстной любви к ней. Царь даже удовлетворил просьбу царицы назначить Соэма на высокую должность. Тут наступила пауза, связанная с его отъездом к Октавиану, возвращавшемуся из похода в Египет.
По возвращении Ирода из Антиохии конфликт вспыхнул с новой силой, поскольку Мариамна и её мать не упускали случая всячески оскорблять сестру и мать царя, обвиняя их в низком происхождении. До этого времени рассказ Иосифа кажется вполне достоверным. Но далее он похож на роман. Согласно ему, однажды Ирод в жаркий день уединился в свою опочивальню. Там, охваченный приступом любовного желания, он позвал Мариамну и предложил разделить с ним ложе. Двадцатипятилетняя царица, родившая уже пять детей, якобы не только не уступила желаниям мужа, но стала укорять его за гибель своих близких. В это время сестра царя Саломея подговорила виночерпия и послала царю любовный напиток, якобы по приказу Мариамны. На вопрос царя о составе содержимого чаши тот ответил, что царица дала ему нечто такое, что он не знает. Разгневанный царь приказал пытать преданного царице евнуха, который ничего не мог сказать о составе напитка, но рассказал о ненависти царицы к Ироду, узнавшей от Соэма о тайном приказе Ирода. Царь пришёл в неописуемую ярость и закричал, что царица была в близких отношениях с Соэмом, иначе бы тот не изменил бы царскому приказу. Соэм был немедленно казнён, а Мариамна была предана суду друзей и советников царя за приготовление отравы для него. Суд приговорил Мариамну к смерти, но пока что она была посажена в одну из темниц. Только благодаря настояниям сестры Саломеи, нравом напоминающей настоящую фурию, убедившей Ирода, что задержка приговора может вызвать восстание сторонников Хасмонеев, приговор был исполнен. Далее Иосиф рассказывает о мужестве, с которым встретила смерть царица, и неожиданное поведение её матери Александры, ради спасения своей жизни всячески оскорблявшей свою дочь за измену царю.
Шалит{159} убедительно показал, что упомянутые в этом рассказе подробности никто не мог видеть и засвидетельствовать. Есть даже основания приписать сочинение близкому сотруднику Ирода философу Николаю Дамасскому, стремившемуся оправдать своего покровителя. Несомненен только факт решительного и резкого объяснения царицы с Иродом, показавшего невозможность дальнейшей совместной жизни, и казни её по приказу царя. Свою роль, разумеется, сыграли интриги злой фурии семьи Саломеи, а также наветы придворных, ближайших советников царя. Показательно, что погибла только царица Мариамна, хотя её мать Александра гораздо больше была замешана в заговорах против царя. Есть основания полагать, что одновременная казнь Мариамны и её матери могла бы выглядеть не как акт правосудия против отдельной виновной, но дело общего террора против остатков династии Хасмонеев.
Иосиф завершает рассказ о гибели царицы следующими словами: «Таким образом умерла Мариамна, этот высочайший идеал женского целомудрия и великодушия. Впрочем, ей недоставало сдержанности, и в характере её в слишком сильной степени замечалась некоторая неуживчивость… А так как её угнетала судьба, постигшая близких ей людей, и она нисколько не стеснялась высказывать ему (царю) это прямо, то она в конце концов навлекла на себя вражду матери и сестры царя, и даже самого Ирода; относительно последнего между тем она всегда была уверена, что он оградит её от всяких неприятностей» (ИД. Т. 2. С. 160). Судить сегодня о справедливости этой эпитафии трудно. Отметим только, что тот же Иосиф ранее сообщает о её постоянных неблагородных упреках в адрес матери и сестры царя в низком происхождении. Кроме того, она не возражала, возможно, правда, по предложению матери, против посылки своего портрета сластолюбцу Антонию, явно рассчитывая на его покровительство.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"
Книги похожие на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"
Отзывы читателей о книге "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)", комментарии и мнения людей о произведении.