Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий словарь литературоведческих терминов"
Описание и краткое содержание "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать бесплатно онлайн.
«В „Словарь“ включено около 500 терминов, охватывающих в основном минимальный круг теоретических понятий, с которыми могут встретиться учащиеся старших классов и которые составляют в своей совокупности известный цикл знаний по теории литературы.
Авторы „Словаря“ стремились к тому, чтобы сжато и по возможности доступно для учащихся изложить теоретические понятия, снабдить их примерами, дать им определённую оценку, связать с вопросами, возникающими при изучении современной советской литературы. Пользуясь при помощи учителя „Словарём“, учащиеся могут расширить круг своих теоретических знаний.»
Оды в России в XVIII в. писали М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин.
В советской поэзии известна «Ода революции» В. В. Маяковского, однако это стихотворение имеет очень отдалённое сходство со старинной одой.
Оксиморо́н (от гр. oxymōron — остроумно-глупое) — один из художественных тропов (см.): оборот, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления.
Например: звонкая тишина; горькая радость и т. п.
Окта́ва (от лат. octava — восемь) — восьмистишие, строфа (см.) из восьми стихов, шесть из которых связаны перекрёстной рифмой, а два заключительных — парной рифмой (см.).
Октавами написаны баллады (см.) французских и английских поэтов XIV и XV вв.
К такой стихотворной строфе не раз обращался А. С. Пушкин. Октавами, например, написана его известная поэма «Домик в Коломне»:
Четырёхстопный ямб мне надоел;
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
Олицетворение или Прозопопе́я — один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Олицетворение — один из постоянных приёмов изображения в сказке, басне и т. д.
Олицетворение как художественный троп (см.) — оборот, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия, часто применяется в поэтической речи.
Например, у А. С. Пушкина:
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость…
Олонхосу́т — якутский народный певец-сказитель.
Омо́нимы (от гр. homos — одинаковый и onyma — имя) — слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение: например, три (число) и три! (повелительное наклонение от глагола тереть).
Омонимы часто используются в игровой, каламбурной рифме (см.), а иногда без шутливого оттенка — в так называемых омонимических рифмах.
Так, у В. Брюсова в стихотворении «На берегу»:
Закрыв измученные веки,
Миг отошедший берегу,
О, если б так стоять вовеки
На этом тихом берегу.
Онегинская строфа — строфа (см.), которой написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Онегинская строфа состоит из трёх четверостиший (катренов) и заключительного двустишия, написанных четырёхстопным ямбом (см.). Первое четверостишие — с перекрёстной рифмой; во втором — рифмуются смежные строки; в третьем — рифмы охватные; в заключительном двустишии — смежная рифма (см.).
Онегинская строфа:
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущённый сад,
Приют задумчивых дриад.
Описание — оборот поэтической речи, состоящий в последовательном перечислении отдельных признаков, черт, свойств явления.
Отзыв или Реце́нзия — один из видов литературной критики (см.): небольшое литературно-критическое произведение, кратко оценивающее художественную книгу, картину, спектакль, кинофильм и т. п.
Отрицательный образ — см. Герой литературного произведения.
Очерк — один из видов эпической, повествовательной литературы, который отличается от других её видов (роман, повесть, рассказ) достоверностью, т. е. тем, что в очерке более или менее точно изображаются события, происходившие в реальной жизни, участники которых существовали в действительности, в то время как в рассказе, например, писатель, изучая ряд жизненных фактов и отбирая из них существенное и характерное, создаёт при помощи вымысла (см.) и творческого воображения (см.) обобщённую картину, т. е. изображает события, которые в действительности могли и вовсе не происходить или могли не происходить так, как он их изобразил.
Очеркист, автор очерка, изображая жизненные факты, так же как и каждый художник, отбирает в жизни лишь самые существенные из них, отмечает в событии и поведении человека лишь характерные его черты, т. е. то, что выражает мысль автора, его отношение к жизни. Однако он не вправе их изменять, прибегать к сколько-нибудь значительным элементам вымысла. Усиление элементов вымысла приводит к превращению очерка в рассказ, где точность фактов уже не обязательна.
Художественный очерк играет важную роль в советской литературе, оперативно, быстро знакомит с новыми явлениями социалистической жизни, показывает примеры патриотического поведения советского человека, его беззаветную любовь к Родине, героическую борьбу за коммунизм, новые отношения между людьми в советском обществе.
Известны книги художественных очерков В. Овечкина, Б. Галина, М. Шагинян, А. Колосова, Б. Агапова, Е. Дороша и других советских писателей.
П
Памфле́т (от гр. pan или pam — всё и phlego — жгу, воспламеняю) — небольшое литературное произведений обличительного характера, разоблачающее, часто в сатирической форме, доступной широким массам, отрицательные стороны общественного строя, порочное поведение отдельных лиц, преступную деятельность учреждений и т. п.
В форме памфлета написаны известные сатирические «Письма тёмных людей» средневековых немецких гуманистов Рейхлина и Ульриха фон Гуттена (XVI в.), некоторые произведения английских писателей — Джонатана Свифта (1667–1745), Даниэля Дефо (1661–1731) и др.
Памфлетом являются сатирические очерки А. М. Горького «В Америке».
Панеги́рик (от гр. logos panegyrikos — торжественное слово) — речь, иногда надгробная, в которой восхвалялись в древней Греции патриотические подвиги героя, гражданские доблести предков и т. п.
В наше время панегириком иронически называют чрезмерную похвалу, льстивый или захваливающий отзыв.
Парадо́кс (от гр. paradoxos — неожиданный) — своеобразное, неожиданное суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением и подчас только внешне, на первый взгляд противоречащее здравому смыслу.
Например:
Тише едешь — дальше будешь.
Параллели́зм (от гр. parallelos — идущий рядом) — один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, сообщает поэтической речи особенную выразительность и в зависимости от контекста (см.) произведения имеет в художественной литературе самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий словарь литературоведческих терминов"
Книги похожие на "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов"
Отзывы читателей о книге "Краткий словарь литературоведческих терминов", комментарии и мнения людей о произведении.