Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий словарь литературоведческих терминов"
Описание и краткое содержание "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать бесплатно онлайн.
«В „Словарь“ включено около 500 терминов, охватывающих в основном минимальный круг теоретических понятий, с которыми могут встретиться учащиеся старших классов и которые составляют в своей совокупности известный цикл знаний по теории литературы.
Авторы „Словаря“ стремились к тому, чтобы сжато и по возможности доступно для учащихся изложить теоретические понятия, снабдить их примерами, дать им определённую оценку, связать с вопросами, возникающими при изучении современной советской литературы. Пользуясь при помощи учителя „Словарём“, учащиеся могут расширить круг своих теоретических знаний.»
Модернизм — явление не новое. Декаденты (см.) ещё в начале XX века утверждали, что реалистическая литература изжила себя, не отвечает требованиям истинного искусства, декаденты также называли себя модернистами, призванными «обновить» литературу.
Следует, однако, иметь в виду, что многие представители модернизма и декадентства сумели преодолеть его влияние и выйти в ряды передовых деятелей прогрессивного искусства (Блок и Брюсов, порвавшие с символизмом, Маяковский, порвавший с футуризмом, за рубежом — Луи Арагон, Поль Элюар, Пикассо и др.).
Моногра́фия (от гр. monos — один, единый, graphō — пишу) — научная работа, исследование, посвящённое какому-либо одному вопросу.
Например: монография о Пушкине — исследование, посвящённое жизни и творчеству великого поэта.
Моноло́г (от гр. monos — один, logos — слово) — речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому, а в драматургическом произведении на сцене — иногда к зрителям.
Например: монолог Бориса Годунова «Достиг я высшей власти…» в народной драме А. С. Пушкина «Борис Годунов».
Монологом называется также пьеса с одним действующим лицом.
Монори́м (фр. monorime) — стихотворение с повторяющейся одной рифмой. Моноримы часто встречаются в старинной восточной поэзии.
В русской поэзии монорим как стихотворная форма обычно используется в сатирической и юмористической поэзии.
Например, монорим А. Апухтина, в котором поэт даёт иронические советы будущему царскому чиновнику:
Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и над президентами,
Над морями и над континентами,
Не якшайтеся вы с оппонентами,
Поступайте хитро с конкурентами,
А как кончите курс эминентами,[8]
И на службу пойдёте с патентами —
Не глядите на службе доцентами,
И не брезгайте, дети, презентами…[9]
И т. д.
Монта́ж (от фр. montage — сборка) — литературное произведение, составленное из отдельных сцен и эпизодов, взятых из одного или нескольких художественных произведений. Литературный монтаж на определённую тему или монтаж, знакомящий с большим произведением в сокращённом виде, — одна из распространённых форм радиовещания.
Моралите́ (от лат. moralis — нравственный) — средневековые нравоучительные драмы в Западной Европе с действующими лицами-аллегориями (см.), олицетворяющими отвлечённые понятия, чувства и т. п.: разум, справедливость, правду, покаяние, веру, отчаяние и т. д.
Мотив (фр. motif — мелодия, напев) — основной элемент музыкального произведения. Мотивом в литературном произведении в отличие от основной его темы иногда называют дополнительные, второстепенные темы произведения, которые в сочетании с основной темой образуют единое сложное художественное целое. Термин этот сейчас применяется редко.
Мотивиро́вка — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания. Понять художественные средства произведения — значит понять, чем мотивированы, например, поступки тех или иных действующих лиц, появление их в произведении, как мотивирован язык действующих лиц их психологией, культурой, сюжетной ситуацией, в которой они находятся, и т. д. Правильно понять ту или иную особенность художественного произведения можно, только установив его мотивировку содержанием.
Мужская рифма — рифма, в которой ударение падает на последний в рифмуемом слове слог: весна́ — красна́; тобо́й — голубо́й; Нева́ — острова́.
Мусса́ба — в тюркоязычной классической поэзии семистишие однотипной рифмовки.
Мусадда́с — в тюркоязычной классической поэзии шестистишие однотипной рифмовки.
Мусамма́н — в тюркоязычной классической поэзии стихотворение, состоящее из восьмистрочных строф с однотипной рифмовкой и повторением двух последних строк первой строфы в конце всех последующих строф.
Мухамма́с — в тюркоязычной классической поэзии пятистишие с общей рифмой.
Н
Напе́вный стих — см. Народное стихосложение.
Напе́рсник, напе́рсница (от древнерусск. перси — грудь) — одно из постоянно действующих лиц в старинной трагедии и драме — друг, доверенное лицо главного героя или героини. В этом смысле, обращаясь к своей «верной и задумчивой» лире, писал А. С. Пушкин: «Наперсница моих сердечных дум…»
Народное стихосложение — система стихосложения, которая лежит в основе произведений русского устного народного творчества — былин (см.), сказов (см.), песен (см.). Народный стих неразрывно связан с напевом, который сопровождает его исполнение и служит его музыкальной основой. Русское народное стихосложение называется поэтому народным напевным стихосложением. Каждая стихотворная строка его имеет одинаковое с другими строками количество главных ударений, определяющих ритм стиха. Эти ритмические ударения (два-три, реже — четыре) при чтении стиха нараспев как бы лишают другие слова в строке, на которые ритмические ударения не падают, своих обычных ударений. Вследствие этого «безударные» слова в стихотворной строке как бы сливаются при напеве друг с другом, соединяются в одно слово.
Например: «Матьсыра́земля», «Полечи́стое», «Солнцекра́сное».
Народный русский стих обычно не имеет рифм.
Народное творчество — поэтические произведения, созданные безымёнными народными поэтами, передававшиеся из уст в уста, часто из поколения в поколение.
К видам устного народного творчества относят: былины, народные песни, сказы, сказки, частушки, народные пословицы, поговорки, загадки. Произведения народного творчества (былины, исторические песни, сказки, пословицы), созданные зачастую в древние времена, подвергаются в устной передаче переработке, отражая изменения в воззрениях, в жизни и быту народа в различные исторические эпохи, а также особенности творческой манеры исполнителя этих произведений — сказителя, его личное отношение к жизненным явлениям и событиям, художественные вкусы, мастерство. Так появляются различные варианты (см.) одной и той же былины, исторической песни, сказки и т. п.
Народность литературы — один из главных, определяющих признаков художественности произведений искусства и литературы.
Народность произведения прежде всего определяется важностью для народа вопросов, которые освещены в нём художником, существенными явлениями жизни, отражёнными в произведении.
Отражение жизни в такого рода произведениях отличается глубиной проникновения в жизненные явления, правдивостью изображения существенных их сторон и таким изображением человека, которое воспитывает в народе лучшие человеческие мысли и чувства.
Народность требует от художника простоты, ясности и выразительности формы произведения, доступной широким народным массам, простоты и выразительности его языка. В. Г. Белинский писал, что народная книга «при великой важности содержания всем равно доступна».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий словарь литературоведческих терминов"
Книги похожие на "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов"
Отзывы читателей о книге "Краткий словарь литературоведческих терминов", комментарии и мнения людей о произведении.