Авторов Коллектив - История этических учений

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История этических учений"
Описание и краткое содержание "История этических учений" читать бесплатно онлайн.
Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов – по школам и этапам развития, что составляет структуру книги. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия».
1 Здесь и далее слова “ортодоксия” и “ортодоксальный” в применении к индийским религиям употребляются в кавычках потому, что ни реальной ортодоксии, ни ересей не может быть там, где нет Церкви.
Как и джайны, буддисты широко пользовались “расширениями” исходной схемы для тех своих последователей, которые хотели потрудиться сверх минимума. Так сложилась схема восьми нравственных предписаний для мирян (аттханга-сила), бравших на себя дополнительные обеты, связанные с ограничениями, принимаемыми в дни убыли и роста луны, соответствующие каждому 1,8, 15 и 23 дню месяца, когда они обсуждали свои неисправности на собраниях упосатха [1]. Данная схема, включала, помимо пяти основных, также обеты воздержания от безвременного питания - после полудня (шестой обет), от присутствия на танцевальных, песенных, музыкальных, мимических представлениях и использования гирлянд, косметики и украшений (седьмой), от восседания на высоких сиденьях, т.е. от тщеславия (восьмой) [2]. Для тех, кому и этой “нравственной работы” казалось недостаточно, буддийская община предлагала и десятеричный обет (даса-сила, даса-дхамма), который исчислялся неоднозначно. В одной редакции он означал расширение восьмеричного за счет разделения воздержания от развлечений и украшений на два предписания и добавления воздержания от принятия золота и серебра (ср. выше в связи с дополнительными обетами джайнов). В другой, и более авторитетной, из пяти базовых предписаний сохранялись четыре первых, а пятый компенсировался шестью новыми, которые включали избежание поношений, грубой или резкой речи, болтовни, алчности, зложелательства и “еретических” (разумеется, в ка-
1 Упосатха считалась основным празднично-ритуальным днем традиционного буддизма, отмечавшимся ежемесячно в полнолуние, новолуние и дни “полулуния”, когда были предусмотрены пост и некоторые обряды. Можно предположить, что буддисты заимствовали свой “субботний день” у других небрахманских религиозных групп шраманской эпохи (см. ниже).
2 О том, что нравственные предписания схемы восьми доброделей входят важной составляющей и в современные тхеравадинские церемонии, свидетельствует сообщение известного буддийского ученого Пхра Кавивораяна об обрядах в одном из таиландских монастырей (в Бангкоке): “Заслуживают упоминания специальные церемонии, которые соблюдаются во время ван пхара - в восьмой и пятнадцатый день убавления луны. В эти дни многие приходят в ват (монастырь-В.Ш.), чтобы принять на себя пять или восемь обетов, называемых “сан” (сила) и послушать проповеди. Эта специальная церемония начинается в 9.00 с монахами и послушниками, которые сидят на возвышенной и покрытой ковром части пола и рецитируют приветствия… Миряне вслед за ними делают то же самое. Затем наиболее видный представитель мирян просит монаха дать им ynocnmxa-силу и сказать проповедь. Обычно глава вата становится на кафедру и разъясняет упосатха-силу, включающую восемь обетов воздержания от 1) убийства, 2) воровства, 3) нецеломудрия, 4) обмана, 5) спиртных напитков, 6) питания после 12.00, 7) танцев, пения, музыки, неуместных зрелищ и венков, косметики, благовоний и всего, что может быть использовано для украшения тела и 8) пользования высокими и богатыми ложами и сиденьями. Некоторые из мирян берут на себя первые пять вышеперечисленных обетов. Главный монах проповедует тогда и монахам и мирянам 30-40 минут И завершает преподанием ритуального благословения…” - Buddhism / Ed. by R. A. Gard. NY, 1962. P. 183.
136
вычках, поскольку буддизм не знал реальной ортодоксии) взглядов (Ангуттара-никая II. 253 - 254; V. 260) [1]. Для монахов же предполагается особая дисциплина - 311 правил по “уставному” тексту Виная-питаки “Патимокха” (патимокхасамвара-сила), тогда как жизнь монахинь регулируется 272 правилами.
Помимо этих основных элементов система обетов, составляющих буддийскую нравственность, включала и производные обеты. Один из них назывался “похвальные деяния” (мангала-сила) - пребывание только в обществе “достойных”, благожелательная и учтивая речь, служение родителям, развитие в себе воздержания, другой - нравственность удовлетворенности (сантоса-сила) - культивирование умеренности в желаниях, чувства удовлетворенности тем, что есть. Нравственность чистого образа жизни (адживапарисуддхи-сияа) означала воздержание от неправедных способов зарабатывать на жизнь и нечестностей самого разного рода. Основными добродетелями, “поддерживающими” нравственные обеты, считались вера, внимание и твердость, необходимая по причине постоянного натиска аффектов и силы желаний [2].
В буддизме махаяны, в соответствии с общей тенденцией к интериоризации “законнического буддизма”, различаются две основные разновидности нравственного обета: добродетель воздержания (нивритти-шила) [3] и положительная добродетель (правритти-шила). В “Бодхисаттвабхуми” (1.9) ставится вопрос о природе нравственного обета и дается ответ, что он заключается в ненарушении правил и содержит четыре момента: 1) “стыд” в связи с другими, 2) чистота намерений и скромность в связи с собой, 3) исправление себя после нарушения правил, 4) постоянное держание в уме закона, дхармы. У махаянистов различаются также несколько уровней нравственного: 1) мораль “всеобщая” (сарва-шила): соблюдение общепризнанных правил для мирян и монахов, 2) накопление спасительной заслуги для себя - преданность учению, рефлексии, медитации и т.д.; действия, направленные на обращение других - общение с ними в благо-
137
получии и бедах, наставление, утешение и т.д., 3) “трудная мораль” (духкара-шила) - когда кто-то оставляет даже высший социальный статус, чтобы принять обеты бодхисаттвы, культивирует высочайшее внимание и т.д., 4) “мораль совершенных” (сатпуруша-шила): совершение добродетельных поступков, побуждение к ним других, восхваление добродетели, симпатия к сходно мыслящим, должное самовосстановление после проступков.
1 Иногда в палийских текстах только семь первых из этих предписаний включаются в сферу собственно нравственного - обобщаемого термином сила (Ангуттара-никая I. 269; II. 83-84).
2 Добродетель сдерживания чувств (индриясамвара-сила), означавшая контроль над пятью органами чувств и умом, не может рассматриваться нами потому, что не имеет непосредственного отношения к общезначимому пониманию нравственности (см. § 2). Из палийских текстов известна и адживапарисуддхисила - воздержание от неправедных способов зарабатывать на жизнь и любого рода бесчестности.
3 Термины махаянского буддизма передаются, в отличие от терминологии палийского буддизма тхеравадинов, на санскрите.
Буддизм, однако, отличается от брахманизма и даже джайнизма тем, что здесь более четко различаются добродетели “минимальные”, без которых дальнейший духовный прогресс адепта невозможен, и “совершенные”, овладение которыми маркирует восхождение по ступеням “лестницы” бодхисаттвы. Последние и получили название “совершенств” (парамиты), исчисление которых представлено в текстах как традиционного буддизма, так и буддизма махаяны.
Во введении к палийскому собранию джатак сообщается о брахмане Сумедхе (будущий Будда), который обещал и себе и своему учителю практиковать 10 добродетелей, ведущих к состоянию Будды. Среди них числились: 1) щедрость, 2) нравственное поведение в целом, 3) мироотвержение, 4) мудрость, 5) стойкость - мужество,
6) терпение, 7) правдивость, 8) решительность, 9) сорадование, 10) равнодушие (Джатаки I. 19 - 28). В буддизме махаяны десять “совершенств” исчислялись несколько по-другому. Так, согласно популярной схеме, разработанной в “Дашабхумика-сутре” (ок. III в.), “Бодхисаттвабхуми” (ок. IV в.), “Махапраджняпарамиташастре”(ок. V в.) , “Бодхичарьяватаре” Шантидэвы (VIII в.) и в других текстах и маркирующей продвижение на “пути бодхисаттвы”, это 1) щедрость, 2) нравственное поведение как таковое, 3) терпение, 4) стойкость-мужество, 5) медитативная практика, 6) мудрость,
7) искусность в средствах помощи другим живым существам, 8) верность обету, 9) могущество, 10) знание. Как видно из сравнения двух иерархий “совершенств”, во второй больший удельный вес имеют внеэтические добродетели, связанные с успехом в медитации и достижением “сверхсил” [1]. Эти различия связаны с установкой на ускоренный метод достижения “освобождения” в “пути бодхисаттвы”.
1 Согласно матрикам (инвентарным спискам единиц буддийского учения) маха-янскон “Дхармасанграхи” различаются 10 “сил” (бала), необходимых тем, кто еще следует пути бодхисаттвы, и 10 “сил” уже обретенных тем, кто достиг состояния будды. К первым относятся: 1) сила врожденных склонностей, 2) сила дискурсивной способности, 3) сила созерцания, 4) сила терпения, 5) сила знания, 6) сила отречения от всех привязанностей, 7) сила медитативного сосредоточения, 8) сила проницательности, 9) сила добродетельности, ведущей к накоплению “заслуги”, 10) сила обретения любых желаемых достижений. См.: Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М., 2000, С. 544 (последняя единица (пратипатти-балпм) трактуется здесь как “сила достижения (в практике)”. Разумеется, речь идет о “перфекцио-низме” во всех перечисленных достижениях, чем “силы” и отличаются от соответствующих естественных способностей. Как и в системе “совершенств” в целом, здесь не проводится различение совершенств этических и дианоэтических, принципиально важное для античной “практической философии”.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История этических учений"
Книги похожие на "История этических учений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторов Коллектив - История этических учений"
Отзывы читателей о книге "История этических учений", комментарии и мнения людей о произведении.