Авторов Коллектив - История этических учений
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История этических учений"
Описание и краткое содержание "История этических учений" читать бесплатно онлайн.
Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов – по школам и этапам развития, что составляет структуру книги. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия».
OCR: Ихтик (г. Уфа)
ihtik.lib.ru, [email protected]
История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
ISBN 5-8297-0167-7 (в пер.)
УДК 17(091)(075.8)
ББК 87.73
И90
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор В.В. Соколов; доктор философских наук, профессор А.В. Разин
Авторы:
А.А. Гусейнов (Предисловие, разд. четвертый, разд. седьмой, гл. I § 1, 2, 3 гл. III § 2, Приложение); А.И. Кобзев (разд. первый), В.К. Шохин (разд. второй); А.В. Смирнов (разд. третий); А.Г. Гаджикурбанов (разд. пятый); Р. Г. Апресян (разд. шестой, разд. седьмой, гл. II § 1, 2, 3, 5); А.П. Скрипник (разд. седьмой, гл. II § 4); Т.А. Кузьмина (разд. седьмой, гл. II, § 6); Л.В. Максимов (разд. седьмой, гл. II § 7); А.В. Прокофьев (разд. седьмой, гл. III § 1); Е.В. Петровская (разд. седьмой, гл. III § 3); В.Н. Назаров (разд. восьмой)
Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов - по школам и этапам развития, что составляет структуру книги.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности “Философия”.
В оформлении переплета использован фрагмент картины Фернана Леже “Дерево” (1925)
(номер страницы предшествует странице) - прим. сканировщика
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………….5
Раздел первый. Китай…………………………..7
Глава I. Китайская философия как суперэтика…………….7
Глава II. Четыре главные этические программы………….. 12
§ 1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования…… 12
§ 2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния …………… 17
§ 3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви и взаимной пользы ……..22
§ 4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти…………………………..26
Глава III. Категориальные основы китайской этики ………..32
§ 1. Категория “благопристойность” (ли3) как единство этики и ритуала…..;………………………32
§ 2. Категория “благодать” (дэ): магическая сила и моральный императив …………………………..38
§ 3. Категории “путь” (дао), “орудийные предметы” (ли2) и “великий предел” (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте………………………..52
§ 4. Категория “гуманность” (жэнь1): любовь к людям и гармония мира……………………………67
§ 5. Категория “должная справедливость” (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу…………..70
Глава IV. Конфуцианская антропология……………….75
§ 1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя … 75
§ 2. Концепции природы и чувственности от Сюньцзы до Чжу Си……………………………..87
§ 3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином……………………………93
§ 4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория “предопределение” (мин)…………………………99
Литература …………………………….106
Раздел второй. Древняя и средневековая Индия………….109
Глава I. Предварительные понятия………………….109
§ 1. “Ценности”, блага и цели…………………. 110
§ 2. Границы этического……………………. 122
§ 3. Оценки “извне” и “изнутри”……………….. 125
Глава П. Этическая дидактика …………………… 130
§ 1. Аретология индийских религий……………… 130
§ 2. Моральные нормы совершенства…………….. 139
§ 3. Моралистическая афористика и “наглядная проповедь” … 154
§ 4. Этика и индийские пути к “освобождению”……….. 166
Глава III. Этическое теоретизирование ……………… 174
§ 1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов … 174
§ 2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода……… 179
§ 3. Философская этика буддистов и мимансаков………. 187
§ 4. Индия и современная философская этика………… 198
Литература……………………………. 203
Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль……204
Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре………….. 204
§ 1. Понятия “мусульманская этика” и “этика в мусульманских обществах”………. 204
§ 2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре ……………………………… 211
§ 3. Системообразующие принципы мусульманской этики …. 215
Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики . 216
§ 1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие … . 216
§ 2. Правильность намерения-и-действия…………… 222
§ 3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике……………………….. 223
Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий ……………………….. 224
§ 1. Понимание блага и зла в мусульманской этике……… 224
§ 2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий . . 236
Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий ……………………….. 239
§ 1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий………..239
§ 2. Обоснование интересов и их соотношение……….. 242
Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий……………… 252
§ 1. Аффективная классификация намерений-и-действий….. 252
§ 2. Мусульманский этос…………………….. 261
Глава VI. Общие черты мусульманской этики…………… 274
§ 1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама……….. 274
§ 2. Макропроблемы мусульманской этики……………278
§ 3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика ……………………..283
Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме ………..285
§ 1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики…..285
§ 2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования……..290
§ 3. Суфизм: этика “растерянности” …………………293
Глава VIII. Этика в мусульманских обществах…………….299
§ 1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей ……………300
§ 2. Политическая утопия: “добродетельный город” аль-Фараби …. 303
§ 3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди ……………305
Литература……………………………….308
Раздел четвертый. Европа: Античность……………….310
Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов………………….310
§ 1. Гомер ……………………………..310
§ 2. Гесиод……………………………..316
§ 3. Семь мудрецов…………………………320
Глава II. Этика в ранней греческой философии…………..325
§ 1. Анаксимандр………………………….325
§ 2. Гераклит ……………………………328
§ 2. Пифагор и пифагорейцы…………………..332
§ 3. Парменид……………………………335
§ 4. Демокрит……………………………338
Глава III. Софисты, Сократ, сократики………………..344
§ 1. Софисты ……………………………344
§ 2. Сократ……………………………..351
§ 3. Сократики …………………………..359
Глава IV. Платон и Аристотель…………………….364
§ 1. Платон……………………………..364
§ 2. Аристотель…………………………..377
Глава V. Этические учения эпохи эллинизма…………….401
§ 1. Эпикур……………………………..401
§ 2. Стоицизм……………………………410
§ 3. Скептицизм…………………………..430
Глава VI. Конец античной этики: Платин……………….435
Литература ……………………………. 444
Раздел пятый. Европа: Средневековье………………. 446
Введение……………………………….. 446
Глава I. Основоположения средневековой морали ……….. 460
§ 1. Этический смысл “Посланий” ап. Павла (I в. н.э.)……. 460
§ 2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма . . 466
§ 3. Раннехристианская литература……………… 474
Глава П. Недогматические формы морального сознания Средневековья ……….. 477
§ 1. Синкретические доктрины первых веков новой эры….. 477
§ 2. Недоктринальные формы бытийствования морали…… 486
§ 3. Аскетическая традиция Восточной церкви……….. 492
Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви……………………………. 509
§ 1. Амвросий Медиоланский…………………. 509
§ 2. Аврелий Августин……………………… 510
§ 3. Происхождение зла. Теодицея………………. 514
§ 4. Добродетели разума и добродетели веры………… 523
§ 5. Григорий Великий …………………….. 526
Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики…………………………….. 527
§ 1. Ансельм Кентерберийский. Диалог “О свободном выборе” …………………………….. 527
§ 2. Бернар Клервоский. “О благодати и свободной воле” …. 530
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История этических учений"
Книги похожие на "История этических учений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторов Коллектив - История этических учений"
Отзывы читателей о книге "История этических учений", комментарии и мнения людей о произведении.