» » » » Александр Александров - Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой


Авторские права

Александр Александров - Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Александров - Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Захаров, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Александров - Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой
Рейтинг:
Название:
Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой
Издательство:
Захаров
Год:
2003
ISBN:
5-8159-0310-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"

Описание и краткое содержание "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" читать бесплатно онлайн.



Мария Константиновна Башкирцева (1860—1884), русская художница, автор всемирно известного «Дневника», написанного ею по-французски и несколько раз выходившего по-русски. (Наиболее полный текст публикуется в «Захарове» летом 2003 года.) Большую часть жизни прожила в Париже, где и умерла в возрасте 24 лет. Несмотря на столь ранюю смерть от чахотки, прожила удивительно полную и яркую жизнь. Была множество раз влюблена, больше всего на свете жаждала славы и поклонения, переписывалась с Эмилем Золя и Ги де Мопассаном, выставляла свои картины в Парижском Салоне и получала награды, общалась с замечательными людьми. Всё это так и не увидело света: дневник в традициях того времени был сильно сокращен наследниками, которые убрали оттуда самые сокровенные и интимные подробности ее жизни и частной жизни ее семьи. Александр Александров восстанавливает всё то, что осталось за кадром: множество лет он изучал жизнь Муси, как называли Башкирцеву ее близкие, и вряд ли кто знает о ней больше, чем он. «Кто такая Мария Башкирцева? Многим это имя ни о чем не говорит, кто-то слышал про рано умершую в 1884 году русскую художницу, жившую в Париже, некоторые читали ее написанный по-французски «Дневник», неоднократно издававшийся в русском переводе в конце XIX — начале XX века и недавно переизданный вновь. ...Какой соблазн изложить законченную человеческую жизнь, наполненную чаяниями и страданиями, душевной и физической болью; жизнь, вызывающую предельное сопереживание в чувствительных душах; и покуда такие души — а их миллионы! — не переведутся на земле, ей, Башкирцевой, будут сочувствовать...»






труден”. (Запись от 17 августа 1880 года.)

Она не хочет признавать себя больной и постоянно борется с родными. Тете приходится

прибегать к хитростям, чтобы усадить ее в поезде на места с той стороны, где окна не

открываются. Но тогда Мария требует, чтобы не закрывали окна с другой стороны, однако

стоит ей только задремать, как тетя велит закрыть и эти окна. Проснувшись, Мария

приходит в неистовство и грозится вышибить стекла каблуками. Она, как подросток,

воспринимает заботу родственников, как ущемление своих свобод.

Когда они возвращаются в Париж, то первым делом посещают доктора Фовеля, который

обнадеживает Марию относительно ее здоровья, но уже через неделю, он, поначалу

ничего не заметивший, вдруг находит, что у нее затронуты бронхи, и прописывает ей, как

чахоточным, рыбий жир, смазывание груди йодом, теплое молоко, фланель и т. д., и т. п.

“Тетя в ужасе, я торжествую. Смерть меня не страшит; я не осмелилась бы убить себя, но

я хотела бы покончить со всем этим... Знаете ли... я не надену фланели и не стану пачкать

себя йодом. Я не стремлюсь выздороветь. И без того будет достаточно и жизни, и здоровья

для того, что мне нужно сделать”. (Запись от 10 сентября 1880 года.)

Вскоре юношеская бравада исчезает. Она стонет и катается от боли. Согнувшись и

выпрямляясь, она чувствует жесточайшую боль. Доктор честно сказал ей, что она уже

никогда не будет слышать по-прежнему. Она еще не глуха, но слышит все, как иногда

видят - точно через вуаль. Настроение ее резко меняется - теперь она много плачет.

Хорошо думать о смерти в юности, когда она кажется не реальной, но когда вдруг

ощущаешь ее близкое дыхание, все сразу меняется. Мария хотела бы изменить свою

жизнь, убежать от близких, которые, как ей кажется, терроризируют ее своей заботой, может быть, вдалеке от них и болезнь, если о ней не напоминать ежечасно, ежесекундно, отступит. Она вымаливает у судьбы хотя бы годы, сколько не важно, но пожить еще, что-то

еще сделать.

“Я в отчаянии.

Нет, ничего не поделаешь. Вот уже четыре года я лечусь у самых знаменитых докторов от

воспаления гортани и мне все хуже и хуже.

Четыре дня уши были в порядке, я слышала хорошо; теперь все начинается сызнова.

И вот увидите я буду пророком.

Я умру, но не сейчас. Сейчас это положило бы конец всему, и это было бы слишком

хорошо.

Я буду влачить свое существование с постоянными насморками, лихорадками и всем

прочим...”

Она начинает вспоминать, про что ее спрашивал доктор, к которому она ходила всего

шесть месяцев назад и находит, что теперь все эти симптомы появились. Значит, бронхи и

легкие поражены.

“Три года назад в Германии один доктор на водах нашел у меня что-то в правом легком. Я

очень смеялась. Потом еще в Ницце, пять лет тому назад, я чувствовала как будто боль в

этом месте; я была убеждена, что это растет горб, потому что у меня были две горбатые

тетки, сестры отца; и вот еще несколько месяцев назад, на вопрос, не чувствую ли я там

какой-нибудь боли, я отвечала “нет”. Теперь же, если я кашляю или только глубоко

вздыхаю, я чувствую это место направо в спине. Все это заставляет меня думать, что

может быть действительно там есть что-нибудь... Я чувствую какое-то

самоудовлетворение в том, что не показываю и вида, что я больна, но все это мне совсем

не нравится. Это гадкая смерть, очень медленная, четыре, пять, даже может быть десять

лет”. (Запись от 19 октября 1880 года.)

Она оказалась права, оставалось всего четыре года. Жизни осталось по минимуму: не

пять, не десять, а только четыре года.

Три года она уже проработала в мастерской Жулиана, остается четыре. Опять наступает

апатия, сомнение в своих силах. Тони Робер-Флери ее успокаивает. Он говорит, что

наиболее одаренные достигали чего-нибудь только через двенадцать лет работы, что сам

Бонна через семь лет работы был нечем, а он сам только на восьмом году выставился в

Салоне, тогда как она уже на третий год. Но ей кажется, что Тони слишком доверяет ее

силам.

“Живопись меня останавливала; пока дело шло о рисунке, я приводила профессоров в

изумление; но вот два года, что я пишу: я выше среднего уровня, я это знаю, я даже

выказываю удивительные способности, как говорит Тони, но мне нужно было другое. А

этого нет. Я поражена этим, как сильным ударом по голове и не могу коснуться этого

места даже кончиком мысли, не причиняя страшной боли. А слезы-то!

Вот что полезно для глаз! Я разбита, убита, я в странном бешенстве! Я сама раздираю себе

сердце. О! Боже мой!..

Я с ума схожу, думая, что могу умереть в безвестности. Самая степень моего отчаяния

показывает, что это должно случиться”. (Запись от 23 декабря 1880 года.)

В это самое время, когда она чувствует в сердце такую опустошенность, она вдруг

судорожно начинает искать себе применение в других сферах. Сейчас, во время

отсутствия матери и Дины в Париже, ей легче сбежать из дома, куда она хочет. Ее

внимание привлекают суфражистки, боровшиеся за избирательные права женщин.

Суфражизм (от англ. suffrage - избирательное право, право голоса.) как движение возник в

Великобритании, но ни в одной стране он не приобрел особого размаха. Каких-либо

ощутимых подвижек в общественном сознании суфражистки стали добиваться лишь

после первой мировой войны, да и то только в Великобритании и США. Но из суфражизма

возник как явление феминизм, борьба женщин за свои права, которые рассматривались

шире, чем просто избирательное право, и в таком виде феминизм существует и поныне.

Так что современные феминистки могут со спокойной совестью причислить Марию

Башкирцеву к лику своих первых святых.

Участницы феминистских движений происходили все сплошь из среднего класса

буржуазии. Надо сказать, что другие общественные слои, не столь обеспеченные, не

проявили никакого пыла по поводу женских прав: права голоса, доступа к высшему

образованию, права на работу и на престижную профессию; для них существовали другие

насущные проблемы, всецело поглощавшие их время, зачастую это была борьба просто за

существование. Женщины же среднего класса, освобожденные служанками от домашних

забот, и не столь, как аристократки, обремененные понятиями о приличиях, имели

достаточно времени, чтобы заняться общественно-политической деятельностью. Но как

раз француженки из либеральной буржуазии, не поспешили откликнуться на движение

суфражисток и не оказали им массовой поддержки. Может быть, поэтому так жалко

выглядит собрание французских суфражисток под руководством Юбертины Оклер.

В дневнике Марии Башкирцевой появляется запись, где она описывает свое посещение ( и

не первое) еженедельного собрания общества “Права женщин”, которое организовала в

Париже m-lle Оклерк, как пишется в русских изданиях дневника, на самом же деле

Юбертина Оклер ( Hubertine Auclert).

“Сегодня вечером мы присутствовали на еженедельных работах общества “Права

женщин”. Это происходит в маленькой зале m-lle Оклерк (Оклер - авт.)

Лампа на бюро налево; направо камин, на котором стоит бюст Республики, а посредине, спиной к окну, которое находится напротив двери, стол, покрытый связками бумаг и

украшенный свечой, звонком и президентом, который имеет очень грязный и очень

глупый вид. Налево от президента m-lle Оклерк, которая, принимаясь говорить, каждый

раз опускает глаза и потирает руки. Штук двадцать старых женских типов и несколько

мужчин, - все такая дрянь, какую только возможно себе представить. Это юноши с

длинными волосами и невозможными прическами, которых никто не хочет слушать в

кофейнях.

Мужчины кричали о пролетариате, коллективизме и измене наиболее выдающихся

депутатов. M-lle Оклерк очень умна и понимает, что дело идет не о пролетариате и не о

миллионерах, но о женщине вообще, которая требует подобающих ей прав. На этом бы и

следовало удержать всех. Вместо этого они рассуждали о политических тонкостях”.

( Запись от 8 декабря 1880 года.)

В доступных мне энциклопедиях об Юбертине Оклер нет ничего, слишком мелкая фигура, поэтому воспользуемся сведениями, которые приводит в своей книге Колетт Конье:

“В 1876 году Юбертина Оклер основала общество “Права женщин”. Сторонники общества

распространяли петиции, устраивали уличные манифестации. В 1878 году Юбертина

Оклер не была допущена на первый международный Конгресс женщин, так как


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"

Книги похожие на "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Александров

Александр Александров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Александров - Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"

Отзывы читателей о книге "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.